Фальков: преподаватели не ушли в буфетчики

Поделиться

Члены инициативной группы Тюменского госуниверситета выступают за пересмотр и корректировку плана развития вуза «5-100». Активисты, в число которых входит как минимум один преподаватель, считают, что этот план предусматривает принятие весьма жестких и противоречащих законодательству России мер в сфере деятельности вуза. В субботу, 12 декабря, в Тюмени прошел сбор подписей под обращением к генпрокурору Юрию Чайке, президенту Владимиру Путину и первому заместителю председателя комитета по образованию Госдумы Олегу Смолину. Акция завершилась импровизированной пресс-конференцией ректора ТюмГУ.

В Сквере прощания за пять минут до назначенного времени стояли группы людей по три-четыре человека. Сотрудник полиции снимал всех стоящих здесь на маленькую камеру. Внезапно появился пикетчик с плакатом в руках, где обращали на себя внимание слова «СССР» и «5-100». Присутствующие достали диктофоны и протянули их в сторону начавшей говорить женщины. Ею оказалась одна из инициаторов сбора подписей Гульнара Аитова, которая представилась преподавателем кафедры новой истории и мировой политики ТюмГУ. Она повторяла в основном ту информацию, которая содержалась в пресс-релизе, разосланном от имени инициативной группы в пятницу 11 декабря.

По информации Аитовой, система «эффективных контрактов», которую планируют ввести в ТюмГУ, уже была введена в столичных вузах и казанском, воронежском, нижегородском университетах. «Преподаватели на конгрессе образования и культуры, который прошел 28-29 ноября в мэрии Москвы, объявили, что максимум, который преподаватель может удержаться в университете, не будучи уволенным, если он не опубликовался в журналах Web of science, – три года», – рассказала Аитова. При этом она признала, что в базах данных Scopus и Web of science все-таки есть русскоязычные журналы.

К корреспонденту 72.ru обратился человек, представившийся помощником депутата Госдумы от КПРФ Тетекина, и рассказал, что те, кто считает, что подписи собирают те преподаватели, которые не хотят учить английский язык, не правы: к Гульнаре Аитовой это не относится, и с английским языком у нее проблем нет. Вообще, людей, связанных с КПРФ, здесь можно было встретить с вероятностью гораздо большей, чем если просто прогуливаться по городу в выходной. Попутно выяснилось, что инициатор сбора подписей – некий человек, не имеющий отношения к вузу, но тоже с фамилией Аитов.

Минут через 15 после начала сбора подписей в сквере появились две женщины, представившиеся сотрудницами ТюмГУ: советник ректора ТюмГУ Ольга Загвязинская и проректор по внеучебной работе ТюмГУ Марина Худякова. Они сообщили, что о претензиях инициаторов письма официальных документов в ректорат не поступало, о них в ректорате стало известно из СМИ. Сотрудницы ТюмГУ были, кажется, недовольны импровизированным собранием. Одна из них подошла к полицейскому. Был слышен его ответ о том, что никаких нарушений он пока не видит. Журналистов и инициаторов сбора подписей пригласили к ректору, который случайно в это время оказался на рабочем месте. Гульнара Аитова с товарищами, сославшись на то, что она не может прекратить сбор подписей, осталась в сквере.

По пути в университет молодой человек, назвавшись сотрудником пресс-службы ТюмГУ, попросил корреспондента 72.ru «отразить позицию обеих сторон».

Ректор ТюмГУ Валерий Фальков на вопросы присутствующих отвечал в том духе, что опасения инициаторов сбора подписей и авторов письма Путину и Чайке напрасны, что они не отражают позиции всего коллектива преподавателей, которых, действительно, в сквере, кроме Гульнары Аитовой, нельзя было заметить. Он также опроверг информацию об отмене заочной формы обучения, о продаже баз «Солнышко» и «Максимиха», назвав ее слухами. Он пояснил, что перед коллективом вуза поставлена задача повысить количество статей в базах Scopus и Web of science, но на трудоустройстве отсутствие статей не отразится, отразится только на размере зарплаты преподавателя. Кафедры издательского дела и журналистики, действительно, были объединены, но ни один сотрудник не был сокращен, либо переведен на должность буфетчика, заверил Валерий Фальков.

В очереди журналистских вопросов ректору в какой-то момент появилась реплика молодого человека из пресс-службы вуза. Представившись теперь просто студентом, он рассказал, что его только что в сквере пытались заставить поставить подпись под обращением.

Среди противников системы «5-100» есть мнение, что переход к оценке работы преподавателей количеством публикаций, реферированных базами Scopus и Wos, означает, что вуз делает ставку на естественные науки в ущерб гуманитарным, так как при интенсивной работе гуманитарий может написать не более одной качественной статьи в год, которая при этом еще может не пройти рецензирование. «Вы заблуждаетесь, потому что всем в университете известно, что как раз сложнее написать статью естественникам и технарям, потому что надо много опытов провести, сложное оборудование, – ответил ректор, – гуманитарий пишет больше статей». Валерий Фальков также пояснил, что план развития вуза будет разрабатываться с учетом особенностей работы естественников, представителей технических наук и гуманитариев, «чтобы не говорить: «всем писать по три статьи! И в Web of science обязательно!» Это же нигде не закреплено! Это же ориентир!». Говоря о системе, Фальков признал, что университету для развития нужно будет пройти ряд сложностей, но это оправдано грядущим результатом: «Пилюля горькая кое-где, но если мы этот путь нормально пройдем, мы же будем иметь конкурентно-способный университет в масштабах России в регионе»». Необходимость публичного обсуждения вопросов развития вуза в рамках плана «5-100» ректор считает признаком уже начавшихся изменений и достаточным поводом для того, чтобы официально организовать общественный совет.

Несмотря на то, что ректор неоднократно встречался с коллективом преподавателей разных факультетов, с коммуникацией в вузе, видимо, действительно есть некоторые проблемы. 10 декабря профессор одной из гуманитарных кафедр, которая пережила объединение, написал в своем блоге: «Рассказывали там про университетские новации, каковых множество. Ну вот, например, – ликвидируют все заочное образование. Зачем?». Профессор другой кафедры, тоже гуманитарной, признает необходимость изменений в вузе, потому что из-за отсутствия обновления кадров научная жизнь университета испытывает застой, а перемены могут стать причиной появления «лифтов» для молодых ученых. По его мнению, вуз действительно делает ставку на естественников, и многие гуманитарии действительно ждут сокращения, но даже если оставить в вузе все, как есть, работу гуманитариев постепенно все равно станет нечем оплачивать. Переход к оценке работы количеством публикаций в упомянутых базах он считает малореалистичным, но если задача будет поставлена, то сегодняшние три публикации могут, наверное, увеличиться до 12 в будущем.

12 декабря в Сквере прощания активистом удалось собрать 26 подписей против системы «5-100».

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Гость
    14 дек 2015 в 18:36

    С коммуникациями в университете действительно проблема: многие сотрудники до сих пор питаются слухами - попробуйте найти четкую, ясную и понятную программу реформы ТюмГУ, о которой все так много говорят! А перспективы всех абсолютно (кроме авторов этого чудесного "скачка в элитные ВУЗы мира" ) работников вырисовываются по этим слухам туманно. Кроме того, все забывают, что университет - это место, где учатся студенты. А то, что хотят внедрить реформаторы (слухи опять же - ибо " главный корпус" занят чем-то великим, им не до разъяснений), студентам на пользу не пойдёт: увеличение количества студентов в академических группах, замена аудиторных занятий на дистанционные, бардак, который неизбежен в период реформ... Преподаватели, которые чем должны заниматься? Готовиться к занятиям и учить? Нееее! писать по 3 статьи в год на английском для в основном иностранных! (WoS и Scopus - иностранные индексы) журналов. Люди деньги за обучение платят вообще-то((( Грустно. И смысла не много.

    Гость
    14 дек 2015 в 21:56

    Ректор Куцев ТюмГУ сделал хорошим вузом, учебные корпуса строил, материальную базу создал, многих профессоров других вузов в университет привел, базу отдыха на черноморском побережье для студентов и преподавателей сделал, под его руководством университет развивался и никаких реформ не было, и хороших специалистов выпускали, многие руководители учились в университете....
    куда сейчас ребенку советовать поступать? так и не понятно, что за реформа в университете, хоть бы средства массовой информации для родителей абитуриентов разъяснили ...

    Гость
    14 дек 2015 в 18:49

    ректор собрался делать упор на улучшение заочного образования. Что в этом плохого??? Как правило заочное получают те, кто уже имеют опыт работы, и работают на профильных учреждениях. Или те, кому просто напросто диплом нужен. Или у кого других вариантов нет - например, мамочки или инвалиды. Среди заочников есть прекрасные специалисты, особенно если , как я уже писал, работают на профиле, но... все-таки лучшее образование возможно получить только на очном.