Город Не как лучше, а как всегда

Не как лучше, а как всегда

Не так давно Интернет всколыхнула новость о том, что японское правительство закрывает в стране гуманитарные специальности в вузах. Новость эта возбудила российскую гуманитарную интернет-общественность. Типа, как это без нас? Мы цвет нации и всё такое.

Правда, если покопаться в вопросе, то выяснится, что это было не решение об отмене, а рекомендация к 87 вузам страны отменить или сократить ряд гуманитарных специальностей. Причем только 17 вузов вняло этому письму и закрыло все специальности гуманитарного профиля, а еще 7 согласились их сократить. Проще говоря, все оказалось намного сложнее, чем кажется.

Однако и решение японского минобра, и реакция на нее образованной публики в России – хороший повод задуматься о нынешнем состоянии и перспективах развития нашей системы высшего образования.

Согласно Докладу Общественной палаты РФ: «По охвату населения образованием разных уровней Россия занимает ведущее место в мире… Участие населения в среднем и высшем профессиональном образовании также на очень высоком уровне – в России образование этих уровней получает 63,67% населения соответствующего возраста по сравнению со средними 25,11% по странам ОЭСР».

Казалось бы, все хорошо? Как раз нет. Потому что, несмотря на высокие количественные показатели, качество высшего образования в России катастрофически падает. Слишком уж гонятся российские вузы за количеством студентов, забыв о качестве. При этом экономика страны также катастрофически задыхается от нехватки технических и переизбытка «гуманитарных» кадров. Речь вовсе не о профессиональных лингвистах и социологах, а о «юристах», «экономистах», «менеджерах» и так далее. Причем, если на волне «нефтяного бума» весь этот переизбыток пополнял собой многомилионный класс менеджеров, то сейчас ситуация другая. По прогнозу Высшей школы экономики, в ближайшие два-три года на рынок труда попадет огромное число этих самых менеджеров, экономистов, юристов. При том, что нехватка технических кадров сохранится еще долго.

Не сказать, что правительство страны этим не озабочено. Реформа высшего образования, которую на протяжении многих лет проводит наше министерство образование, направлена как раз на устранение диспропорций в подготовке специалистов и повышению качества этой подготовки. Другое дело, что реформа проводится зачастую «не как лучше, а как всегда».

Но главная проблема, на мой взгляд, не в этом, а в том, что у современной молодежи сформировалось отрицательное отношение к техническим специальностям и потребительское отношение к диплому. Диплом для современного студента – это, как правило, не показатель квалификации, а допуск к работе. Получил, устроился на работу и положил на полку.

Необходимо бороться с этим отношением. Но не столько реформами (они в данном случае не помогут), сколько работой с новым поколением. Начиная со школы нужно воспитывать у школьников уважение к производительному труду и точным наукам. Необходима правильно выстроенная система профориентации, четко выстроенное взаимодействие между школой, профессиональными учебными заведениями и работодателями. Нужна настоящая пропаганда среди молодежи уважения к технологиям и мастерству. Именно поэтому я был так рад тому, что в Перми в рамках Инженерно-технического форума состоялась «Битва роботов». Еще сильнее я буду рад, когда в Перми наконец-то пройдет этап мирового чемпионата рабочих профессий WorldSkills.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем