Город Денис Осокин, писатель, сценарист: «Образ Тюмени может попасть в мою новую книгу»

Денис Осокин, писатель, сценарист: «Образ Тюмени может попасть в мою новую книгу»

В начале июня Тюмень посетил Денис Осокин – поэт, писатель и сценарист из Казани, известный широкому кругу общественности, прежде всего, как автор повести «Овсянки», ставшей основой для сценария к одноименному фильму. Фильм завоевал пять наград на Венецианском кинофестивале, а сам Денис Осокин был удостоен нескольких премий за лучшую сценарную работу. В нашем городе писатель стал гостем литературного фестиваля «Ключ», провел ряд различных встреч, а также нашел время, чтобы рассказать корреспонденту сайта 72.ru о себе и своей работе.

Денис, читая ваши интервью, складывается противоречивое представление о вашей персоне. С одной стороны – вы такой интроверт, самодостаточный этнограф, который пишет для себя и не хочет никому ничего доказывать, с другой – обладатель нескольких крупных премий, получить которые, кажется, можно только после кропотливой работы. Вы ставите себе профессиональные цели или все успехи приходят сами собой?

– Когда я говорю, что пишу для себя, это значит, что художественная литература – это мое любимое занятие, личный, дорогой мне путь и какой-то личный диалог с миром, антимиром, с жизнью и смертью, с людьми. Но при этом все, что написано, все, что получается, – этим всем очень хочется делиться, показывать, публиковать, хочется, чтобы мои книжки читали. А достижения, они возникают совершенно естественным образом. В 2001 году я получил литературную премию «Дебют». Это было неожиданно и приятно. А потом меня стали активно печатать в журналах, книга первая вскоре вышла. То есть премия – это, безусловно, приятное, радостное событие, но специально к ним никогда не стремишься.

Многие замечают, что в вашей литературе много внимания отводится женским образам, эротике и теме смерти. Чем это вызвано?

– Я в своей литературе, по сути, художник-исследователь. То есть я пользуюсь исключительно поэтическими художественными методами, стараюсь по интересующим меня темам искать художественные открытия, изучать какие-то стороны жизни, а потом делиться с людьми. Самое главное для меня – это как раз наблюдения за миром живых, за антимиром или, как я его называю, миром номер два. Жизнь и смерть у меня неконфликтны, как правило. Все это сильно переплавлено, перемешано. Книжки мои – это часто граница жизни и смерти. А что касается стороны телесной, всяческой эротики, то это как раз-таки один из главных аспектов мира живых, синоним жизни как таковой. Этот градус не искусственно мной подогревается, а просто я так чувствую, воспринимаю, так складывается картина мира, которая мне близка. В общем, как чувствую, так и пишу.

В ваших книгах не встречается заглавных букв. При этом я читала, что типографика для вас не слишком важна.

– Я никогда не говорил, что это неважно. Я говорил, что графическое оформление текста не первично, но следом за содержанием. Именно исходя из содержания графика и формируется. У меня в книжках очень немного слов, тексты мои короткие, поэтические. И мне кажется идеальным, когда изгоняется все лишнее, всяческая суетность на всех уровнях: на смысловом и на графическом в том числе. Я заверстываю свои тексты таким образом, чтобы оставалось много воздуха со всех сторон, чтобы на тексте можно было сосредоточиться. Мне в таком виде мой текст кажется наиболее совершенным.

Сами себя вы считаете писателем, но при этом имеете успех и как сценарист. Как вы пришли в кино?

– С кино я сотрудничаю время от времени, от проекта к проекту, когда есть конкретный режиссер, которому интересно поработать с моим текстом. В последнее время я работаю, в основном, с Алексеем Федорченко. Мы с ним 10 лет назад познакомились, он меня нашел сам, мы попробовали поработать вместе, и у нас получилось. С ним мы и «Овсянок» сделали, и «Небесных жен луговых мари», и сейчас ждем фестиваля «Кинотавр», где будет премьера нашего последнего фильма «Ангелы революции». Тоже наверняка пойдет новый виток внимания, потому что фильм интересный, безусловно. Критики будут о нем писать и говорить.

Кроме того, пять или шесть лет я работал на телевидении, делал авторский цикл документальных фильмов «Солнцеворот» о живой этнографии современных народов Средней Волги и Предуралья. А последние два года я преподаю на факультете кино и телевидения в нашем Казанском университете культуры и искусств. Просто литература денег особо не приносит. А институт, помимо того, что дает стабильный заработок, мне интересен. На таких факультетах, как наш, как правило, собираются не случайные студенты. Курсы, которые я читаю, они в большей степени авторские. Я там читаю хорошие книжки, рассказываю, показываю фильмы, мы обсуждаем какие-то работы, что-то вместе делаем.

Какие события и какие люди во время вашего путешествия в Тюменскую область запомнились больше всего?

– До этой поездки Тюмень была для меня незнакомым пространством и никого из здешних людей я не знал. А теперь я действительно подружился и с городом, и с людьми. Встретил здесь лето. У меня был очень плотный график выступлений и встреч – и все они прошли так душевно – что теперь, вернувшись домой, я по-хорошему по вам скучаю.

Мне очень понравились и ребята, сделавшие фестиваль «Ключ», и деятельность Натальи Соколовой – настоящего кинопроводника в Тюмени, преподаватели, студенты, журналисты, читатели и зрители, с которыми мы общались, городские берега и овраги, ваша арт-площадка на мебельной фабрике, и особенно, если я правильно называю, музей «Царская пристань» на Туре – это место могло бы стать большим живым домом и для культурных событий и для любых фестивалей. Очень-очень понравился Тобольск – я бы с удовольствием пожил в нем и поработал некоторое время, хорошо бы осенью или зимой.

Находите ли вы в таких встречах что-то для своих будущих произведений?

– У меня не было определенной цели что-то найти для работы. Но действительно встречи с людьми и сами путешествия могут впоследствии как-то сработать, то есть отразиться или в книжке или в фильме.

То есть существует шанс, что и образ Тюмени когда-нибудь попадет в вашу книгу?

– Да, конечно, теоретически это всегда возможно. Я очень люблю новые пространства, у меня много книг, связанных с какими-то городами, реками. У каждого из них есть свои особенности, духи, краски. Все это я очень люблю видеть, чувствовать, и очень часто бывает, что потом это отражается в литературе.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем