Город Пистолеро 326, организатор культурных событий в Тюмени: «Построй в оврагах парки, тюменцы ринутся в них гулять»

Пистолеро 326, организатор культурных событий в Тюмени: «Построй в оврагах парки, тюменцы ринутся в них гулять»

В конце мая в Тюмени состоится первый литературный фестиваль. В Городищенском логу будут выступать писатели и музыканты. Идея проведения необычного для города события принадлежит группе активистов, именующих себя «Тюменской лабораторией настоящего». Их же стараниями в Тюмени прошли два концерта классической музыки на вокзале и главпочтамте. Один из участников объединения согласился рассказать корреспонденту 72.ru о предстоящем фестивале и своих взглядах на культурную жизнь Тюмени, но только под псевдонимом.

Почему вы не хотите выступать под обычным именем? Для чего нужен псевдоним?

– Мне кажется, что имя – это нечто вроде прически или одежды, которое скоро (в связи с большим проникновением информационных технологий в повседневную жизнь) можно будет менять с такой же легкостью, как и ник в Интернете. Насильная привязанность к одному имени на протяжении всей жизни представляется мне своего рода проклятием. В разных местах и в разные времена существовали и существуют традиции смены имени. Например, в Китае до 1919 года человек по достижении совершеннолетия мог самостоятельно избрать себе новое, второе имя. В христианской традиции человек получает новое имя при крещении. С именем ассоциируются тяжести и печали прожитой жизни, поэтому смена имени – это нечто вроде начала новой жизни, шанс начать ее с чистого листа. По этой и по близким к этой причинам я принял решение выступать под вторым именем, которое вы назвали псевдонимом.

Пистолеро 326 – что это?

– Изначально Пистолеро 326 – это никнейм в Живом Журнале. «Гугл» переводит pistolero как «стрелок» – с итальянского, как «бандит» – с испанского языка. Это не значит, что я нарушаю законы или питаю страсть к оружию. Имя с таким значением служит для меня элементом сублимации разрушительных импульсов в социально приемлемую деятельность.

В треке «Pistolero» группы Juno Reactor голос Энн Бакстер произносит фразу: «Ненавижу грабить банки» («I hate robbing banks»). Уильям Берроуз в безумном метафорическом романе «Города красной ночи» неоднократно упоминает pistolero, скажем: «Дверь открывает старый pistolero с лицом мертвеца, его черный пиджак расстегнут, опереточный »Смит и Вессон« 44 калибра пристегнут к его поджарой ляжке», или: «На другом конце зала, за пятьдесят футов, старый pistolero поднимает длинный ствол своего 44-го калибра, прицеливается и стреляет одним плавным движением, убивая обезьяну». В 2010 году Владимир Богомяков в романе «По накату» отмечает, что среди прочих людей включил бы Пистолеро в число 5000 русских поэтов ХХ и XXI века («Пистолеро за поэзию прогулок по улицам, на которых никто никогда не бывал»).

Что до 326 – на данный момент это просто красивая цифра, придуманная мной на волне юношеского увлечения нумерологией. Сейчас нумерология, и то, что принято называть эзотерикой, почти полностью перестали меня интересовать.

Вы стали одним из организаторов концертов на вокзале и главпочтамте. Кто был инициатором идеи и для чего?

– Простите за наивность, мне хотелось бы верить, что, говоря метафорично, инициатором этой идеи стал дух Тюмени, а мы просто сумели услышать его голос. Мы – это «Тюменская лаборатория настоящего», скромное объединение людей, неравнодушных к судьбе этого города. По нашему разумению, обязанность творить город, который является небольшим миром, лежит не только на чиновниках и на капиталовладельцах. Горожане, не имеющие доступа к административному ресурсу или к капиталу, все же имеют массу неиспользованных возможностей для того, чтобы сделать среду своего обитания дружелюбнее, смыслонасыщеннее, богаче (в широком смысле слова). Думаю, вскоре все больше и больше тюменцев осознают эту мысль, ведь, кажется, само время подталкивает к тому.

Насколько мне известно, при подготовке первых концертов, возникли некоторые проблемы, связанные со стереотипностью мышления некоторых влиятельных людей. Можно ли сказать, что именно это вы хотели бы изжить, устраивая нестандартные для Тюмени мероприятия?

– Проблемы, как обнаружилось впоследствии, оказались плодом наших разыгравшихся от страха перед новым опытом воображений. К стереотипам, иначе говоря к традициям и обычаям, мы стараемся относиться очень уважительно. Каждый человек является хозяином своих стереотипов и не нам ими распоряжаться. Мы можем только предложить на выбор немного новых стереотипов. Стереотипы ведь бывают как негативные, так и позитивные. Но включит ли человек их в систему своего мировоззрения – дело уже не наше.

Чего, на ваш взгляд, не хватает Тюмени? В плане развлечений и в более глобальном плане.

– Верно писал евангелист Лука: «Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Я бы не стал говорить, что Тюмени чего-то не хватает. У нас отличный на самом-то деле город. Потому, позвольте, переиначу вопрос, пусть звучит: «Как нам сделать Тюмень еще краше, еще богаче, еще интересней?» А ответом пусть станет слово и дело каждой жительницы и каждого жителя Тюмени, во благо нас – жителей и жительниц Тюмени, во благо нашего славного города Тюмень!

Вы сами в течение года проводили прогулки по Тюмени. Расскажите об этом проекте. Насколько он актуален для жителей нашего города? Почему вы в итоге перешли на коммерческую основу?

– В 2013 году мы с друзьями (среди которых были географы, историки, философы, филологи) объехали на автомобиле почти весь юг Тюменской области, а также прилегающие районы соседних областей. Побывали в большом количестве деревень, укатали уйму лесных и полевых дорог, совершили множество удивительных открытий. В 2014 году решили теперь уже обойти пешком Тюмень. Тогда родилось название проекта: «Клуб беспечных путешественников». На первую прогулку, это была прогулка по Туре, мы анонсировали ее в соцсетях, пришло два человека, и то – мои друзья. С каждым новым воскресеньем число путешественников росло, летом мы уже гуляли в количестве 30-40 человек. Возраст самого младшего участника составлял пять лет, старшего – 78 лет. Гуляли во льдах Туры, в Таборном логу и Янауле, на Бабарынке и по берегам Цимлянского озера, посетили гору ТЭЦ-1, поселок ДОК и Затюменку. Побывали везде, где только можно.

Я опрашивал участников, просил сказать, что же их привлекает в прогулках. Наиболее частыми ответами оказались: возможность узнать о неизвестных местах и получить яркие впечатления от их посещения; возможность выбраться из дома и прогуляться пешком; возможность познакомиться и пообщаться с интересными людьми. Мне приятно ощущать, что люди открывают для себя город, что более не боятся посетить тот или иной район. Жителям же этих районов приятно осознавать, что и к ним приходят туристы, что ценность имеют не только, например, Париж, не только горячие источники, не только Мост Влюбленных.

В 2015 году для меня, как для основного трудящегося в проекте, подготовка и проведение прогулок окончательно превратились в рутину, поэтому я решил претендовать на небольшую денежную компенсацию усилий и затраченного времени. Многие участники введение платы, слава Богу, восприняли адекватно и, несмотря ни на что, продолжают посещать прогулки. Спасибо им за это!

Новый проект – фестиваль «Ключ» – будет проходить в овраге. Что за тайные смыслы у этого места? Стали ли охотнее отзываться на ваши приглашения артисты?

– Тюменские овраги – настоящее богатство в нашем равнинном краю. На упомянутых прогулках я заметил, что наибольший восторг люди испытывают при встрече с рельефом: это может быть даже спуск в небольшую ложбину, либо подъем на едва заметную возвышенность. Что говорить об оврагах с их крутыми обрывами – мне кажется, построй в оврагах парки, тюменцы ринулись бы в них гулять. Городищенский лог, а именно его часть, находящаяся за музеем «Городская дума», показалась нам наиболее удобной для проведения фестиваля. Это дикая природа и причесанный центр в одном месте. Центр в том числе и исторический – на одном берегу оврага располагался тюменский острог, на другом берегу – татарская крепость Чинги-Тура.

«Ключ» – мы выбрали это название в честь старинного тюменского праздника, проходившего недалеко от нашей фестивальной площадки. С XVII по XX век его справляли в конце весны – начале лета. Нет однозначного мнения о нем: кто-то считал его прекрасным народным праздником. Кто-то, наоборот, ругал за насыщенность бесчинствами, соблазнами. В любом случае, возрождать праздник или как-либо подражать ему мы не собираемся. Поэтому за бесчинства можно не беспокоиться.

Музыканты и литераторы по-разному отреагировали на приглашения выступить в овраге. Кто-то испугался выступать, кто-то затребовал за выступление больших денег, но в основном идея фестиваля была воспринята с большим энтузиазмом.

Обычно, когда человек становится настолько инициативен, про него говорят, что он в депутаты собрался. Вы такого не планируете?

– Это очень лестно, спасибо. Мне кажется, что депутатов, а также кандидатов в депутаты, много и без меня. Депутаты у нас вообще-то хорошие и неплохо справляются со своими обязанностями. Поэтому на депутатское кресло я, конечно, не претендую.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем