Город Кризис – личное дело каждого

Кризис – личное дело каждого

Одно из важных качеств наших соотечественников – пытливость. Правда, до последней публикации я был уверен, что раз в России перепроизводство юристов и экономистов, то детализация каких-то понятий необязательна. Мол, люди сами могут заглянуть в статистику и все за пять минут проверить. Оказывается, ошибался. Попробую детализировать.

Любой человек пытается представить свою деятельность в более выгодном свете, упрекать его за это – напрасное занятие. Как в других странах, не знаю, а у нас в России принято, что власть сама придумывает, по каким критериям ее оценивать. Так что тем более почему бы ей не выбрать удобные показатели для отчетов о работе? Главное, что население согласно.

Довольно удобной для власти точкой отсчета является ВВП. Именно поэтому нам все время о нем говорят, а про другие показатели мы особо не слышали, и они нас вводят в ступор: откуда автор взял? где ссылка на источники? какой базовый период? Все те же вопросы можно задать и про ВВП, но никто не спрашивает, потому что ВВП это нечто привычное, и мы просто не задумываемся.

Чем для власти удобен показатель ВВП: тем, что он считается в денежных единицах, а они подвержены инфляции. Конечно, теоретически при расчете ВВП явление инфляции учитывается. Если очень упрощенно, то органы статистики по очень сложной формуле вычисляют, что инфляция за год составила… пусть 6,5%. Получившееся значение вычитается из оценки объемов ВВП по текущим ценам, и получается, что ВВП за год вырос… допустим, на 1,3%. В то же время инфляция, будучи посчитана по другой формуле, может оказаться не 6,5%, а все 10%. Тогда получится, что ВВП не вырос на 1,3 %, а наоборот, снизился на 2,2%. В общем, подсчет ВВП представляет собой некое пространство для экспериментов.

Только для нас, простых людей, власть – она как жираф, который большой и ему видней. Жираф решает задачи геополитики, если они требуют инфляции в 6,5%, пусть так и будет. Мы-то, население, пытаемся решить свои собственные, частные задачи. Например, что делать в кризис? И вообще, есть ли кризис или это просто настроение с утра плохое? Для этого мы нуждаемся в более-менее реальной информации. Как ее получить – это очень даже непростой вопрос, однозначных ответов на который нет. Одним из вариантов ответа может быть изучение статистики в физических показателях.

Источник физических показателей точно такой же, как источник данных о ВВП – государственные органы статистики. Например, открываем статический доклад «Социально-экономическое положение Тюменской области в январе–октябре 2014 года», ищем там страницу 39, на которой находим так называемые индивидуальные (товарные) индексы производства, рассчитываемые в натурально-вещественном выражении. На странице видим: ага, за первые 10 месяцев 2014 года на юге области добыто 8,9 млн тонн нефти. Это на 12,2% больше, чем за первые 10 месяцев 2013 года. Хорошо. Возвращаемся к странице 21. Там имеется табличка под названием «Индексы производства организаций по видам экономической деятельности в регионах области». Здесь уже содержатся объединенные индексы – т.н. групповые. Например, конкретно юг Тюменской области начинается со страницы 25, на которой добыча нефти объединена с добычей газа, поэтому вместо 12,2% роста написано 11,7%. Я привожу показатели роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, чтобы не усложнять сверх нужды, ибо так мы привыкли сравнивать ВВП – с прошлым годом.

Разумеется, объединение показателей по конкретным товарам в другие показатели, которые охватывают сразу целые группы товаров, невозможно без приведения к общему знаменателю. Таким знаменателем выступают… да, деньги, поэтому внимательный читатель отметит про себя: ага, автор, а что насчет инфляции?! Хорошо или плохо, но вопрос исключения инфляции решается с помощью пересчета физических объемов производства в цены базисного года. С 2010 по 2013 годы в России в качестве базисного применялся 2008 год, с 2014 года – 2010 год. В принципе, между 12,2% роста и 11,7% не такая уж большая разница, чтобы совсем не доверять информации на странице 25. А я и не говорил, что получение реальной информации – это просто.

Тем не менее уже известного достаточно для решения какой-нибудь практической задачи. Например, я уже дважды слышал в своем окружении, что люди в качестве антикризисной меры хотят заняться производством мебели. Вот и посмотрим, насколько эта мера действительно антикризисная. Повторим график из прошлой публикации, только с некоторыми изменениями: расставим отрасли не так, как это делает Росстат, а немного по-другому.

Здесь, за зеленой рамкой, объединены отрасли, которые принято считать высоко- и средневысокотехнологичными. Как и производственный индекс, это не мое изобретение, а вполне устоявшаяся классификация. Ею пользуется, например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). К числу высоко- и средневысокотехнологичных отраслей относятся: химическое производство; производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств. Как видим, в целом эти отрасли чувствуют себя неплохо. А химическое производство, которое в прошлый раз требовали исключить из графика, чтобы не мешало – даже очень хорошо.

В желтую рамку помещены среднетехнологичные производства низкого уровня. Это производство кокса и нефтепродуктов; производство резиновых и пластмассовых изделий; производство прочих неметаллических минеральных продуктов (стройматериалов); металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Отрасли звезд с неба не хватают, тем не менее крепко стоят на ногах.

Наконец, в красной рамке мы найдем низкотехнологичные отрасли. Здесь можно увидеть производство пищевых продуктов и табака; текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви; обработку древесины и производство изделий из дерева; целлюлозно-бумажное производство, издательскую и полиграфическую деятельность; прочие производства. Вот к числу «прочих производств» как раз и относится искомое производство мебели. Ну что сказать? Отрасли из этого списка явно лихорадит, поэтому идея заняться производством мебели не сильно хороша в качестве антикризисной меры.

Уместен вопрос: может быть, в Тюменской области какая-то особенная ситуация, а в остальной России все иначе? У нас же «Сибур» и так далее? Вот приезжала профессор Зубаревич из Москвы на последние Губернаторские чтения, она так и говорила: у вас все по-другому. Ладно, посмотрим информацию по России в целом:

В деталях что-то отличается, да и период я побольше выбрал, но тенденция та же самая. Отрасли-звезды сияют за зеленой рамкой, причем не только химическое производство. Самая большая и частая качка из плюса в минус за красной рамкой, посередине крепкие середнячки. Получается, что даже в масштабах России низкотехнологичные отрасли можно порекомендовать для любителя острых ощущений, а не в качестве антикризисной меры.

Мы применили всего один инструмент для анализа статистической информации – различие отраслей по технологическому уровню, а сколько полезного узнали! Узнали о том, что разные группы отраслей переживают кризис (да и не кризис тоже) по-разному. В каких-то кризис если и будет, то легкий, какие-то давно в кризисе, а в некоторых он уже заканчивается. Так было всегда, во время всех периодических кризисов перепроизводства, начиная с кризиса 1825 года в Англии.

Что значит для всех нас полученная информация? А то, что каждый имеет возможность выбрать, насколько кризис коснется его лично. Наемный работник может лучше сориентироваться, в какой отрасли искать работу. Бизнесмен – куда инвестировать деньги, а если их не хватает, то где лучше стать дилером, подрядчиком, поставщиком. Даже если кто-то является владельцем бизнеса в стабильно депрессивной отрасли, у него тоже появляется выбор, потому что есть определенность – а потому понятна стратегия. Надо снижать издержки, объединяться с конкурентами, внедрять сопутствующие услуги.

Предыдущие записи автора:

Дмитрий Кошелев. 37 лет. По образованию юрист, по работе финансист, а в душе историк. Только очень везучий, ведь в отличие от подавляющего большинства историков самому довелось стать свидетелем и где-то даже участником исторических событий. Поэтому любимый исторический период – современность.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем