Город Выпрашивала для скорой спирт и глицерин

Выпрашивала для скорой спирт и глицерин

Социально-информационный проект «Место рождения: Тюменский край» и сайт 72.ru приглашают читателей поделиться своими воспоминаниями в совместном проекте «Историю делаем мы сами». Летопись края немыслима без историй отдельных людей, их поступков, решений, судеб, историй семей, личных воспоминаний. Расскажите о людях, о тех, кто вам дорог, чьи судьбы неразрывно связаны с судьбой нашего региона. Пусть это станет поводом пересмотреть семейный альбом и расспросить своих близких о том, как складывалась их жизнь, поводом записать воспоминания. Пусть ваши истории станут данью памяти и уважения и тем, кого уже нет рядом, но кто жил и трудился на благо Тюменской области. Самые интересные истории будут размещены на портале 72.ru и Rodinatyumen.ru и в будущем станут страницами большой летописи нашего края. Историю делаем мы сами. Будущее делаем мы сами. Вместе.

Все истории можно посмотреть здесь.

Времена, когда фельдшер разъезжал по Тюмени на лошади, мало кто помнит. Зато есть очевидцы того, как в нашем городе зарождалась первая станция скорой помощи.

«В послевоенные годы работали в основном фельдшеры, пришедшие с войны», – моя собеседница Людмила Васильевна Мельникова всю свою жизнь проработала врачом скорой помощи. Пришла сразу после окончания Свердловского мединститута, а ушла уже на пенсию с почетом и уважением: заслуженный врач и отличник здравоохранения, персональный пенсионер и ветеран труда. Много знает о трудной и даже опасной работе на «скорой», и многое может рассказать.

«Да работников «скорой» можно на десять лет раньше на пенсию отправлять! На такой работе раньше и язву можно было заработать, и травмы у врачей постоянно случались. У самой перелом со смещением позвонков был. Ведь на вызов торопилась… А сколько случалось аварий. Года не проходило, чтоб какая-то беда не приключилась», – вспоминает Людмила Васильевна.

Конечно, нынешнюю скорую помощь, оснащенную современной техникой, связью, с экипированными сотрудниками трудно сравнивать с той, которая начиналась в Тюмени. Первое здание под «скорую» выделили на территории первой городской больницы на Ленина, 23. Это было двухэтажное деревянное здание с полуподвальным помещением. Когда Людмила Мельникова пришла работать, в гараже скорой насчитывалось всего три машины. На весь город. Совсем не легковые автомобили. Неуклюжие грузовики, переделанные под «карету» скорой помощи. Их шутя называли «ласточками».

«Ехали и подпрыгивали на каждой кочке. Одна машина по фары в грязь провалилась на Ленина, трактором пришлось вытаскивать», – вспоминает врач первые годы работы. Сейчас трудно представить, что раньше и связи-то не было. Для того, чтобы позвонить на станцию, врачи заезжали, например, на проходную завода «Механик» и просили воспользоваться телефоном. Дело, как правило, было ночью. В городе, во-первых, – опасно, да и телефонов-автоматов стояло мало, и не всегда они были исправны. А работа на скорой в основном начиналась ночью. Вызывали на высокую температуру, роды, травмы, инфаркты. Тяжело приходилось во время эпидемий, количество вызовов возрастало в два раза. В семидесятые даже таксистов приходилось привлекать для перевозки фельдшеров.

На скорую в ночную смену приходили подрабатывать опытные фельдшеры, многие прошли в свое время практику в военных госпиталях. Ночная смена начиналась с пяти часов. Работали сутки через трое, а с 61-го года уже сутки через сутки. Первые рации в машинах, уже легковых, появились в 65-м году. Это намного облегчило работу и добавило службе «скорости».

Путь от рядового доктора до главного врача станции скорой помощи Людмила Васильевна прошла легко. Любимая работа, способность управлять и организовывать. Но и «воевать» приходилось. Помнит, как бегала по кабинетам больших начальников, «выбивала» для гаража скорой тормозную жидкость и резину. Один чиновник долго сопротивлялся, потом сказал: «Что за женщина, ее в дверь выпроваживаешь, она – в окно лезет». На что Людмила Васильевна парировала: «А если что случится? Вас на машине надо будет везти, не вертолет же из Москвы вызывать».

«Ездила на заводы, выпрашивала для скорой спирт и глицерин», – теперь уже с улыбкой вспоминает ветеран здравоохранения. Тогда было не до смеха, и с должности главного врача попросилась на место рядового. Все-таки для женщины семья всегда на первом месте. С мужем Александром всю жизнь проработали бок о бок, но, правда, в разные смены. Сутки – она на работе, сутки – он. Всегда было, кому за детьми присмотреть. Вместе создавали на скорой специализированные бригады. Он возглавил реанимационную, ей «досталась» кардиологическая.

«Четвертая на выезд!» – звучит голос из моего уже детства. Я пришла на станцию скорой помощи. Во дворе двухэтажного деревянного дома на Осипенко (там, где позже построили Дворец нефтяников) стоят зеленые уазики с красными крестами на боку. Моя мама – детский врач. А четвертая бригада – детская. Мама-врач быстро собирается, прощается и сейчас поедет на вызов – спасать ребенка… Когда попросила рассказать о скорой помощи тех лет, она скромно отказалась. Расспроси, говорит, лучше Людмилу Васильевну, она много помнит, все знает больше меня. А я уверена, что многие – взрослые уже теперь – дети в нашем городе обязаны здоровьем и моей маме, которая почти всю жизнь проработала на станции скорой помощи в Тюмени.

Предыдущие выпуски:

Фото: Фото из архива станции скорой помощи
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем