Город Освоение Арктики: хочется, но колется

Освоение Арктики: хочется, но колется

Самая северная точка Тюменской области – остров Белый. Он находится в Карском море чуть севернее Ямала. В конце июля прошла новость, что шестеро тюменцев отправились в экологическую экспедицию на Белый убирать технический мусор. Наверное, новостей про заполярный технический мусор впредь будет много, ведь 9 августа в Карском море начала разведочное бурение морская платформа «Вест-Альфа». Таким образом, человек явно возвращается в эти края.

Известно, что в отношениях человечества с Севером не все было гладко, и есть довольно поучительные эпизоды. Об одном из них я предлагаю вспомнить.

70 лет назад, 12 августа 1944 года – за два дня до образования Тюменской области – возле острова Белый кипел один из боев Великой Отечественной войны. Об этом не пишут в учебниках истории, поэтому кого-то из читателей информация не то что о военных действиях, а вообще о присутствии немецко-фашистских агрессоров у берегов Тюменской области может сильно удивить. Чтобы дать читателю прийти в себя, осветим предысторию вопроса.

Гитлеровская Германия строила значительные планы в отношении акватории Северного Ледовитого океана. Первым делом немцы развернули там сеть метеостанций (например, такая действовала на Земле Франца-Иосифа), потому что метеорологические наблюдения на Крайнем Севере были важны для прогнозирования погоды в Европе и соответствующего планирования действий авиации. Затем оказалось, что Арктика представляет собой неплохой путь снабжения Советского Союза товарами в рамках ленд-лиза (22,6 процента поставок прошло от Британских островов до Мурманска с Архангельском, еще 2,6 процента – из Владивостока по Севморпути), и немцы не убоялись возможности попиратствовать на этом пути.

Благодаря беллетристике и кинематографу наиболее известна печальная судьба конвоя PQ-17, в начале июля 1942 года расстрелянного в Баренцевом море. Не сильно повезло также конвою PQ-18, после которого до декабря 1942 года союзники воздерживались от отправки в СССР атлантических караванов. Окрыленные успехом, немцы тогда же решили закрыть путь в Архангельск не только с запада, но и по Севморпути. Идея заключалась в том, чтобы загнать в Карское море тяжелые крейсеры и как следует помародерствовать в порту Диксон, на полярных станциях и в отношении встреченных караванов. Задумка называлась операцией «Вундерланд».

По счастью для немцев, в августе 1942 года в районе Диксона должно было скопиться довольно много кораблей; по несчастью же, до Карского моря вместо трех крейсеров добрался только один «Адмирал Шеер». Еще более не повезло немцам, когда они наткнулись у берегов Таймыра на пароход «Александр Сибиряков». Пусть и легендарное, но старое гражданское суденышко не могло оказать эффективного сопротивления крейсеру, однако до своей гибели успело передать сообщение в порт Диксон.

Произошел идеальный размен ферзя на пешку: как только советские власти узнали о нахождении в Карском море вражеского судна, его уничтожение силами авиации стало всего лишь делом времени, поэтому крейсеру пришлось делать ноги. Правда, немцы не сразу узнали о том, что их инкогнито нарушено, и сунулись было в Диксон, где вместо легкой добычи отведали артиллерийского огня. После неудачи «Адмирала Шеера» враг сделал упор на подводную войну.

Надо сказать, что немецкие подлодки занимались в Карском море мелким хулиганством. Ставили мины, только изредка нападая на полярные станции и конвои. В упомянутый в самом начале текста день 12 августа 1944 года не повезло атакованному подлодкой U-365 конвою БД-5. У берегов острова Белый конвой потерял три суда из четырех, включая пароход «Марина Раскова», который ранее ухитрился выжить в составе того самого злосчастного PQ-17. 375 человек из числа 767 участников конвоя погибли, судьба еще 24 неизвестна. Возмездие настигло немецкую U-365 спустя четыре месяца и один день возле берегов Норвегии: весь экипаж погиб. Пять лет назад по инициативе ямальского губернатора Неелова на Белом был открыт мемориальный комплекс в честь конвоя БД-5.

Однако случаев нападения на советские суда было не так чтобы много. Например, в навигации 1944 года в Карском море постоянно присутствовали шесть немецких субмарин, которые на всех потопили только пять судов. Годом ранее 13 подлодок сумели потопить аж четыре судна да еще наверняка оказались причастны к исчезновению советской субмарины К-1. Столь скромные успехи заставляют думать, что главной целью немецких подлодок были не столько суда и создание минных полей, сколько нечто иное.

Заместитель главного редактора журнала «Морской сборник», капитан первого ранга запаса Сергей Алексеевич Ковалев придерживался того мнения, что подлодки выполняли транспортную функцию. Мол, немцы добывали на Таймыре уран и подлодками доставляли его в фатерлянд. А поскольку советское присутствие в Арктике в то время только начиналось, осуществить разработку природных ресурсов скрытно от СССР не составляло труда. И действительно, многие находки, подтверждающие присутствие немцев в советской Арктике, были совершены не во время войны, а уже после. Таким образом, врагу удалось добиться нужной скрытности.

Казалось бы, дело прошлое, и зачем ворошить? В 2011-2012 годах Обскую губу вроде бы очистили от немецких морских мин (да-да, почти 70 лет эти следы войны прождали своего часа), теперь пора забыть. Только имеется мнение, что и сейчас Карское море может быть использовано в не совсем благоприятных для России целях. Например, депутат Госдумы от Тюменской области по партийным спискам КПРФ Вячеслав Тетекин считает, что есть вероятность проникновения к берегам Ямала стратегических атомных подводных лодок третьего поколения типа «Огайо», способных нести на борту до 154 высокоточных крылатых ракет «Томагавк».

Вячеславу Николаевичу виднее, ведь до начала политической карьеры он занимался организацией партизанского движения на «черном континенте» – среди африканских президентов иногда можно встретить его бывших боевых соратников. В общем, в военном деле немного должен разбираться. Воду на его мельницу льет и тот факт, что за месяц до прошлогоднего скандала с гринписовским ледоколом «Arctic Sunrise» данное судно пришлось выпроваживать из Карского моря под угрозой применения силы.

В общем и целом можно сказать, что любая медаль, как обычно, имеет две стороны. Хорошо, что благодаря возврату к освоению Севморпути как Ямал, так и область в целом перестают быть с точки зрения транспортной доступности континентальным захолустьем. Однако появившиеся возможности заставляют задуматься также о возникающих рисках.

Предыдущие записи автора:

Дмитрий Кошелев. 37 лет. По образованию юрист, по работе финансист, а в душе историк. Только очень везучий, ведь в отличие от подавляющего большинства историков самому довелось стать свидетелем и где-то даже участником исторических событий. Поэтому любимый исторический период – современность.



Фото: Изображение: коллективная работа «Вечная душа Севера» с творческого конкурса «Освоение Арктики»
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем