Город Дмитрий Яковлев, руководитель фаблаба ТюмГУ: «Модель ноги для паука делаем за 15 минут»

Дмитрий Яковлев, руководитель фаблаба ТюмГУ: «Модель ноги для паука делаем за 15 минут»

В сентябре в Тюмени открывается фаблаб – лаборатория, где ставить творческие и научные эксперименты сможет любой желающий. Уже сейчас школьники с помощью специального оборудования создают приспособления, о которых их родители могли только читать в фантастических рассказах. Инициатор создания фаблаба в Тюмени Дмитрий Яковлев рассказал 72.ru, для чего городу необходима такая лаборатория и чем живут сегодня молодые изобретатели.

Дмитрий, давайте начнем с того, что такое фаблаб?

– Фаблаб – от английского fabrication laboratory – производственная лаборатория. По задумке, это место, где можно сделать почти все, что угодно с помощью современного производственного оборудования. Такого, как 3D-принтеры, лазерные станки, фрезеры и прочее оборудование с ЧПУ (числовым программным управлением), что составляет производственную базу любого фаблаба. С его помощью мы можем создавать многие вещи достаточно быстро и просто.

Если раньше, чтобы, скажем, сделать вот такую вещь (показывает деталь сложной формы. – Прим. авт.), нам пришлось бы использовать токарный станок (и не факт, что получилось бы), то сейчас мы рисуем трехмерную модель на компьютере и запускаем на печать на 3D-принтере. Все это значительно облегчает и ускоряет работу. Например, модель ноги для робота-паука десятиклассник Егор сделал минут за 15.

В 1988 году профессор Массачусетского технологического института Нил Гершенфельд впервые организовал для студентов курс под названием «Как сделать практически все» – на основе этого курса и появился первый фаблаб.

Кому пришла в голову идея создать фаблаб в Тюмени, и почему он появился на базе ТюмГУ?

– Идея создать фаблаб витала в воздухе. Я просто подхватил ее и предложил реализовать. Фаблабы несколько лет назад добрались до России, в стране их уже несколько десятков. С предложением о создании лаборатории я отправился в университет, потому что именно в нем я увидел идеальную площадку для реализации этого проекта. Плюс к этому, с университетом меня многое связывает: я закончил сначала гимназию при ТюмГУ, затем факультет физики и аспирантуру. Ректор университета одобрил мое предложение и пошел мне навстречу – так и началась наша деятельность.

Кто может стать участником фаблаба?

– Любой человек с интересными идеями и желанием их реализовать. У нас могут заниматься и школьники, и студенты, и взрослые люди. Фаблаб – открытое место для реализации своих творческих и научных идей. Сейчас мы ищем волонтеров, которых хотим обучить работе на 3D-принтере и другом оборудовании, чтобы они потом смогли учить новичков.

В чем отличие фаблаба от других технических кружков?

– Во-первых, у нас нет возрастных ограничений. Во-вторых, у нас нет четкой программы обучения, как в кружках: ты сам решаешь, как и с помощью каких средств ты реализуешь свою идею. В-третьих, и это самое важное, в фаблабе действует правило «научился сам – научи другого», это самоорганизующееся и самообучающееся сообщество творческих людей.

Еще одна особенность фаблаба – наша ориентированность на проекты с научной ценностью.

Стоить отметить еще одно направление нашей работы – это робототехника и электроника на Ардуино. Ардуино – интересная открытая платформа, в основе которой лежит программирование микроконтроллеров. Звучит страшно, но на деле это намного проще, чем поначалу кажется. С помощью Ардуино вы можете создавать практические любые электронные устройства – от роботов до систем умного дома. Мой любимый пример – устройство для цветка, которое будет вам писать СМС или сообщения «Вконтакте», что цветок пора поливать. Или цветок может сам себя полить, когда нужно! Возможности ограничены только вашей фантазией.

И школьники с этим справляются?

– Я как раз сейчас веду занятия в детском лагере. Пятиклассники понимают все довольно быстро.

Что интересно создавать современным детям?

– У всех разные проекты. Например Егор делает лазерную гитару, у которой вместо струн будут лучи лазера. Это должно быть очень эффектно. Робот Валли, который побывал уже на разных выставках, – дело рук пятиклассника Семена. Робот определяет, с какой стороны светит солнце, поворачивается к нему и заряжает сам себя. Как сделан робот, знает только Семен. Он сам его собрал и сам всему научился.

Четвероклассник Глеб прославился благодаря тому, что собрал так называемый двигатель Мендосино. Во-первых, этот двигатель просто висит в воздухе, на землю никак не опирается. Во-вторых, он начинает вращаться, когда на него попадает свет. Где применить это изобретение, решать Глебу, но можно, например, к нему прикрепить вентиляторы, которые в солнечный жаркий день будут работать от солнечной энергии.

Вообще с помощью 3D-принтера можно создать все что угодно. Например, один участник фаблаба, аспирант физического факультета Сергей, спроектировал и напечатал почти идеальное устройство для выдувания мыльных пузырей.

3D-принтер, печатающий из пластика. Школьники осваивают его за 15 минут.
Бюст школьника Николая, который он напечатал на 3D-принтере.
Процесс печати.
Напечатать можно все, что угодно: хоть шестеренки, хоть Тюменскую область.
Дверь в фаблаб тоже с секретом. Сейчас она открывается на стук в определенном ритме и с помощью кода.
1 из 5
3D-принтер, печатающий из пластика. Школьники осваивают его за 15 минут.

Можно подумать, что у вас только развлекательные проекты…

– Есть у нас и серьезные работы. Например, тот же Сергей для своей дипломной работы разработал и напечатал устройства, которые помогают ему в его научной деятельности.

Другой участник, Евгений, для своей дипломной работы разработал прибор для измерения скорости отмыва нефтяной пленки, и защитил его на «отлично».

Недавно еще два дипломника с кафедры радиофизики использовали возможности 3D-печати для улучшения своих дипломных работ – очень интересных, кстати, ждите отчета о них в новостях нашей группы «Вконтакте».

Две наши участницы-школьницы заняли первое место на конференции «Шаг в будущее», спроектировав спидометр и поворотники для велосипеда. Если велосипедные спидометры можно встретить в продаже, то поворотники – более интересная вещь, не так часто ее увидишь. Светодиоды мигают сзади, предупреждая водителей о предстоящем маневре. До того, как прийти к нам, они не умели ни паять, ни собирать схемы, теперь я сам удивляюсь, как многому они научились. Сейчас у этого проекта появилось интересное развитие, новые направления.

Когда приходят школьники, вы предлагаете им какую-то работу, или они идут со своими идеями?

– Когда как. Кто-то действительно приходит со своими идеями, кому-то я показываю примеры. Они берут и делают что-то подобное, что-то меняют. Разные бывают дети.

Знаменитый робот Валли.
Список задач – на видном месте.
Бесполезная коробка закрывается сразу после открытия.
Светодиодный куб – не паханное поле для фантазии.
1 из 6
Знаменитый робот Валли.

Практически в каждом фаблабе есть определенный список оборудования: лазерный резак/гравер, 3D-принтер, фрезер с ЧПУ, режущий плоттер и отдел для работы с электроникой. С помощью этого набора оборудования можно создавать очень широкий спектр изделий. Все оборудование имеет важную особенность: если вы сделали какую-нибудь интересную вещь в одном фаблабе, вы можете поделиться ее исходными файлами с другими людьми, и они смогут в точности повторить ее, используя схожее оборудование.

То есть вы готовите школьников к глобальным изобретениям?

– Да, в новом учебном году у нас должны проводиться специализированные курсы, будет расписание и сетка занятий. Дети будут заниматься, делать свои проекты. Кроме того, мы думаем о введении курса по 3D-печати для школьников, потому что этот навык, безусловно, будет необходим в ближайшем будущем. Я думаю, скоро многие профессии будут заменены просто специалистом по 3D-моделированию и 3D-печати.

Ведь принтеры сегодня печатают из пластика, металла, шоколада… Да даже искусственные органы сейчас печатают.

Пока фаблаб работает не в полную силу. Чего не хватает, оборудования?

– В идеале, конечно, у нас должно быть больше оборудования. Но это не главное. Должно быть больше людей. Фаблаб – это не оборудование, это люди. Я очень рад, что сейчас у нас есть несколько человек, которые работают постоянно. Но я думаю, что мы можем больше. Сейчас наша задача – найти волонтеров и обучить их. А дальше мы должны действовать по принципу взаимопомощи: то есть, те, кто пришел раньше и уже чему-то научился, будут обучать азам работы с оборудованием детей. Те, когда подрастут, будут подсказывать что-то младшим товарищам. Потому что у меня, например, нет времени постоянно обучать с нуля вновь приходящих.

Для чего вы все это затеяли? Хотите сеять «доброе, разумное, вечное»?

– Я люблю науку и технику! (Смеется.). Просто в Тюмени не было таких мест, где можно реализовать свою идею. Во многие кружки берут только детей. А если ты студент или тем более взрослый человек? Фаблабы – это место сосредоточения людей с идеями. Мы предоставляем им возможность реализовывать свои проекты. Нам, науке, стране нужны люди, которые могут создавать что-то новое.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем