Город В Тюмени поработали министерские «дворники»

В Тюмени поработали министерские «дворники»

С 14 по 18 апреля Тюменский государственный университет проходил проверку Рособрнадзора, для проведения которой в областную столицу приехали 24 человека. Эксперты интересовались, насколько организация образования в ТюмГУ соответствует требованиям государственного стандарта.

Главная особенность заданных требований – их предельная формализованность. Методы проведения проверки – соответствующие. Оказывается, от эксперта (почти все из них – профессора. – Прим. авт.) требуется отнюдь не суждение, основанное на профессорской квалификации. Ему предписывается лишь сличать Госстандарт и организацию работы в вузе по некоторому количеству параметров. По сути, эту работу (в ее формальной части) может выполнить наскоро обученный техник.

Примечательно, что заработная плата экспертов составила примерно семь тысяч в неделю, что в отдельных случаях может равняться окладу дворника. Поэтому работу свою многие выполняли весьма поверхностно, не заглядывая в углы и под мебель. И лишь некоторые нашли в себе силы и моральное оправдание, чтобы «мести» с полной отдачей. В результате был выметен настоящий сор из избы.

Один из экспертов не поленился вникнуть в организацию образовательного процесса в Институте дистанционного образования ТюмГУ и нашел немало нарушений. Оказалось, что многие годы его сотрудникам удавалось дистантно проводить физкультуру и тренинги, а также лишать своих студентов лекций, общения с преподавателями, отчитываться о непроведенных занятиях и т.п. Печально, но министерские нормы сейчас таковы, что стоит одной специальности не пройти аккредитацию, вуз лишают право обучать по всем родственным специальностям. Поэтому может статься, что в этом году несколько сотен выпускников не смогут получить заслуженные ими дипломы и будут вынуждены перевестись в другие вузы.

В целом аккредитацию можно обозначить как демонстрацию решительности «построить» вузы в соответствии с жесткими формальными требованиями, часть из которых – гримасы бюрократизации. Вот примеры подобных парадоксов:

  1. За базовое образование преподавателю засчитывается лишь его первое образование, а не основная квалификация. Так, если первое образование доктора философских наук, работающего в этой области свыше 30 лет, филологическое, то он считается филологом. Следовательно, чтение им дисциплины «философия» считается не соответствующим базовому образованию и рассматривается как несоответствие гостребованиям.

  2. В списках литературы по дисциплинам должны быть указаны только те источники, которые изданы в последние пять лет. Что делать с теми авторами, которые уже умерли и не имеют возможности переиздавать свои основные труды каждые пять лет, непонятно. Например, преподаватель культурологии, который попросил не называть его имени, рассказал, что ему пришлось убрать из рекомендованной литературы книгу гениального Михаила Бахтина и заменить ее учебным пособием, изданным в Сыктывкаре.

  3. Оплата работы проверяющих, как было сказано выше, составила порядка семи тысяч в неделю. Добавьте к этому неудобства поездки и необходимость отложить свои текущие дела, и станет ясно, насколько нелегко пришлось специалистам. Поэтому полноценно работали лишь те, чьи интересы не связаны с финансами: карьера, статус, принципы, самоутверждение и т.п. В итоге аккредитация превратилась в рулетку – кому с каким экспертом повезло.

Один из сотрудников ТюмГУ, пожелавший сохранить анонимность, сообщил, что описанная ситуация действительно имеет место быть. «Мне, как преподавателю-предметнику, не понятно требование включать в списки литературы по дисциплинам только источники, изданные за последние пять лет. А как же быть с «классикой», которая пока не переиздается? Я столкнулась с тем, что не могу найти равноценную замену учебному пособию, которое было издано больше десяти лет назад, оказавшееся теперь под запретом. И что это за требование? Какие интересы преследует его выполнение? Только лоббирование интересов издательств, которым надо реализовывать печатную продукцию. Других вариантов я не вижу. Но как педагог я больше переживаю за студентов и за то, как на них отразятся эти изменения. Особенно за студентов-дистанционщиков, чьи дипломы сейчас висят на волоске», – делится эксперт.

Максим СЕРГЕЕВ
Фото: Фото с сайта Education.jhu.edu
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем