5 декабря четверг
СЕЙЧАС -7°С

Хочешь учить детей – пройди тестирование

Поделиться

В конце февраля «Российская газета» опубликовала приказ Минобрнауки о перечнях специальностей, по которым вузам разрешается проводить творческие или профессиональные испытания. Кроме традиционных творческих профессий в этом году в нем встретились некоторые медицинские направления (лечебное дело, стоматология, педиатрия), а также «Педагогическое образование».

В прежних списках была пометка, что требование касается будущих учителей физкультуры, музыки, изобразительного искусства. Сейчас таких ограничений нет. По мнению авторов инициативы, введение дополнительных испытаний поможет отсеять на этапе поступления тех, кто поступает не для того, чтобы затем работать в школе на благо общества, а для того, чтобы просто получить диплом о высшем образовании.

Вряд ли вузы успеют ввести дополнительный профессиональный экзамен для будущих врачей и педагогов уже в этом году. Так, Тюменский государственный университет, где можно получить высшее педагогическое образование, уже заявлял, что значительных изменений в перечне вступительных испытаний для будущих педагогов в 2014 году не будет. К тому же, пока не до конца понятно, как именно может проходить этот экзамен.

Эксперты считают, что удобнее всего было бы проводить психологические тестирование, чтобы понять: готов ли выпускник школы стать врачом или учителем. По данным, которые приводит «Российская газета», в России учителей готовят в 167 университетах. В среднем в год их оканчивают около 100 тысяч выпускников, но, как гласят результаты соцопросов, лишь 10% из них согласны работать в школе. Остальные признаются, что учились только ради диплома, с которым всегда можно устроиться на какую-нибудь работу. Конечно, их тоже можно понять: учиться на педагогическом факультете не так уж и сложно. При этом велик шанс пройти на бюджет и учиться за государственные средства.

Насколько правильна идея о введении творческих конкурсов для будущих учителей? Студентка четвертого курса Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета Светлана Артемьева затрудняется с оценкой этой инициативы. «С одной стороны, учиться на педагогов действительно приходят люди, которые не планируют работать в школе, занимая чье-то место. Такое случается часто. Возможно, творческий конкурс смог бы их отсеять, – предполагает девушка. – С другой стороны, школьники не всегда четко представляют свою судьбу и планируют свою трудовую деятельность, в итоге поступая по наитию. Профессиональные качества развиваются ближе к третьему курсу, а потом уже можно решать, стоит ли работать ли по специальности», – делится наблюдениями Светлана.

По мнению студентки, дополнительные испытания могут отпугнуть ребят, которые могут стать хорошими учителями. «Хотя настоящего педагога видно сразу, и компетентные в области педагогики и психологии люди не пропустят такого абитуриента, не дадут пройти мимо его дороги, – уточняет Светлана. – А что касается меня самой, я поступала целенаправленно и считаю, что сделала верный выбор. В моей семье нет педагогов, я не пошла по проторенной дорожке, а просто почувствовала, что это нужно и мне, и другим. Думаю, если бы в то время мне пришлось участвовать в творческом конкурсе, я бы справилась», – уверена Артемьева.

Выпускница Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, педагог-хореограф Алена Заватская одобряет идею о дополнительных испытаниях. По ее мнению, творческий конкурс – это показатель подхода к профессии, готовности искать новые решения и неординарные подходы. А для будущего учителя такой экзамен должен быть обязательным, поскольку работа с детьми подразумевает творческий подход.

«Интеллект и творческие способности ребенка будут развиваться, исходя из суммы его личных данных и данных педагога (которые можно и нужно развивать), – поясняет Алена. – Но здесь возникнет сложность: абитуриенты к таким испытаниям будут, скорее всего, не готовы. Не заложено в нашей школьной системе образования воспитание творческого начала. Из школьной программы хотят убрать музыку, а на литературе никто не учит сочинять стихи. В семьях этим тоже занимаются немногие. Поэтому преимущество при поступлении получат дети, которые занимались внеучебной деятельностью в учреждениях дополнительного образования, что не совсем правильно. А кружки для ребенка зачастую выбирают родители, что снижает вероятность развития творческой составляющей личности», – отмечает Заватская.

Кроме того, Алена предложила бы сделать творческие испытания максимально простыми, а для поступивших включила бы в программу занятия на развитие творческих способностей. «Это не так уж сложно: от студента потребуется богатый ассоциативный ряд и склонность экспериментировать. Конечно, пользы не будет, если студенты будут относиться к занятиям потребительски: «Ну, что вы тут нам еще покажете?». Но у некоторых появится шанс воспитать в себе творческое начало, которое всегда поможет в жизни. А те, кто поступает ради диплома, были, есть и будут. Думаю, от этого никуда не деться», – прокомментировала Заватская.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Лев
14 мар 2014 в 17:50

Ну наконец-то!!!!! Вот это нововведение я одобряю!!!!!