Город Лучше не знать, чтоб со стула не упасть

Лучше не знать, чтоб со стула не упасть

История любит совпадения. Однажды я уже говорил об этом, но могу и больше примеров припомнить. Например, в 1563-1581 годах хан Кучум пытался восстановить Сибирское ханство, в котором когда-то властвовали его предки. А спустя 200 лет, в 1764-1782 годах, Екатерина II зачем-то устроила эксперимент с созданием Сибирского царства. Или вот: в 1612 году поляков изгоняли из Московского Кремля, а через 200 лет, в 1812 году, там с недружественным визитом пребывал Наполеон. Или еще: 6 декабря 1741 года (по новому стилю) гвардейцы свергли в России пронемецкую Мекленбургскую династию – ровно через 200 лет, 6 декабря 1941 года, немцы испытали легкое дежавю, ведь в этот день началось советское контрнаступление под Москвой.

Подобные совпадения создают хорошую базу для поклонников «новой хронологии». Только ведь казусы не всегда относятся к дремучим временам, от которых ничего не осталось, кроме подделанных летописей. Случаются и на наших глазах. И необязательно ждать 200 лет. Может быть, кто-то помнит, что в 2008 году «отмечали» 10 лет августу 1998 года, и мистически настроенные граждане предупреждали, что в тот год кризис грянет пожестче по сравнению с дефолтом. Естественно, профессора и биржевые аналитики на глубокой научной основе успешно опровергали мистиков, но… наука оказалась бессильна. В прошлом году было пять лет уже кризису 2008 года – и вдруг, как гром среди ясного неба, в информационную повестку вернулись знакомые тоскливые выражения «бюджетный дефицит», «сокращение расходов» и так далее. Если бы через 200 лет – еще куда ни шло, привычные уже, но через пять лет это как-то чересчур. А это значит, что на историю кивать здесь нечего, а пора наконец разобраться, что это за кризис, который все время возвращается, и каковы его причины.

Что говорит наука в этот раз? О, в этот раз наука много чего говорит! В кризисные моменты наибольшей популярностью пользуются наиболее мрачные идеи, поэтому просто невозможно пройти мимо, не воздав им должного. Итак, конец света, необходимость которого давно осознавали мистически настроенные граждане, получил наконец научное обоснование. Ученые посчитали динамику мирового ВВП почти за две тысячи лет. От Рождества Христова (как же конец света без христианства?) до 1973 года (в том году чемпионом СССР по футболу стал ереванский «Арарат», и это сразу после «Зари» из Ворошиловграда, да еще и сборная впервые не попала на чемпионат мира – поэтому выбор года чуть более чем обоснован). В общем, за выбранный учеными период рост ВВП происходил не просто по гиперболе, а по квадратичной гиперболе. Для тех, кто ничего не понял: экономический конец света должен был наступить 23 июля 2005 года. В этот день рост мирового ВВП должен был устремиться в бесконечность. Или, другими словами, должна была наступить экономическая сингулярность.

Что такое сингулярность, доподлинно никто не знает, ибо она так и не наступила. А наступило то, что называется экономическим кризисом. Поэтому ученые сказали: ну конечно! Случился фазовый переход. ВВП все время рос на протяжении 1973 лет – а теперь просто не будет расти, вот и все! Так что это вовсе не экономический кризис, а наше нормальное состояние на ближайшие … столетий. Тут не могли смолчать марксисты: мол, а мы давно знали, что противоречия между высоким достигнутым уровнем развития производительных сил и ограниченностью капиталистических производственных отношений приведут к необходимости введения коммунизма (доведут до цугундера). Даже либералам в памятном 1973 году пришлось согласиться, что в экономическом развитии человечества наступает какая-то новая фаза, которую они туманно называют постиндустриализмом. Уже не индустриализм, а что конкретно – пока неясно.

Ну если даже либералы считают, что «капитализм все», то можно уже и расслабиться. Конца света, слава Богу, нет, а без экономического роста как-нибудь протянем. На худой конец, полетим на другие планеты, станем осваивать Марс, а там будет свой экономический рост.

«Постойте-постойте, – раздается голос… не с Камчатки, нет, но где-то рядом, тоже с Дальнего Востока. – Может быть, в США и Европе действительно кризис, но в Китае его нет, ВВП растет темпами по 8-9 % в год. А во Вьетнаме темпы роста знаете? По 14-16 % в год. А в Индонезии знаете? Правильно, лучше не знать, чтоб со стула не упасть. А в Иране знаете? Правильно, тоже лучше не знать. А в Египте знаете? При всех его революциях? Так вот, в 2012 году – 11,37%. В общем, кризис далеко не мировой; скорее, это кризис европейско-американской цивилизации и стран-сателлитов – Японии, России и так далее. И, в общем-то, давно уже пора».

«Подождите, подождите! – возражают из какой-то большой северной страны. – Где проектируются и строятся автоматические линии, с помощью которых уважаемые вышеуказанные страны ускоренно наращивают свой ВВП? А где создаются двигатели? А где производятся концентраты для медикаментов и пищевые добавки? Где создается горнодобывающее оборудование? Вот именно. Без Европы и США весь остальной мир как без поводыря. Захотим – будет у остальных рост ВВП, не захотим – не будет. Поэтому рано списывать со счетов Старый Свет и примкнувших к нам. В общем, мы по-прежнему всем светим. Вот сейчас у нас наступит новый виток развития технологий – пусть это будет называться Шестой технологический уклад, как хочет господин Глазьев, экономический советник президента Путина – а с ним придет новый раунд экономического роста, по всему миру. Сейчас у нас просто период смены технологий, поэтому затишье в экономике. Слышали про сланцевый газ? А про сланцевую нефть? Это лишь начало, дальше будут литий-серные аккумуляторы, а себестоимость электроэнергии из солнечных батарей мы снизили в 103 раза за 36 лет, и снизим еще. Так что все будет ол райт».

Таковы варианты, которые наука предлагает для объяснения того, почему и зачем сейчас кризис. Можете выбрать любой, какой понравится. Только есть одна проблема: тот кризис, что сейчас в России, имеет собственные, уникальные причины.

Предыдущие записи автора

Дмитрий Кошелев. 36 лет. По образованию юрист, по работе финансист, а в душе историк. Только очень везучий, ведь в отличие от подавляющего большинства историков самому довелось стать свидетелем и где-то даже участником исторических событий. Поэтому любимый исторический период – современность.
Фото: Фото с сайта Kreatifman.blogspot.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем