14 октября понедельник
СЕЙЧАС +10°С

Не стать царевичем, но не остаться дурачком

Поделиться

Сегодня многие говорят, что нашему народу не хватает мудрости. И что эта мудрость вернется только тогда, когда мы начнем говорить правду, только правду и ничего кроме правды. Правду, которую наши предки рассказывали своим детям. Правду, которая часто была заложена в сказочную ложь.

Мои дети пошли в кинотеатр посмотреть очередное творение иностранного кинопрома. Самое время пофилософствовать на тему, какой информацией лучше потчевать наших детей. Порассуждать о приоритетах, о предпочтениях.

Наши предки в этом вопросе не сильно заморачивались. Ребенок получал свою порцию сказок на ночь, и на этом процесс информационно-воспитательной работы завершался. Сегодня времена другие, и на помощь родителям приходят уже не сказки. Сегодня их лучший друг – это комикс. И большая часть современных мультфильмов и художественных фильмов для детей – это формат комикса. Даже современные вариации на тему «Трех Богатырей» – это уже не былины. Это комиксы.

Комикс обладает определенной особенностью – это нечто среднее между былиной и сказкой. Там обязательно есть некий прообраз былинного героя и есть элемент ирреальности, как в сказке. Но уж так повелось, что в комиксе, благодаря ограниченной визуализации, элемент иллюзии реализуется не через внутреннюю составляющую героя, а через внешнюю, через его сказочную «суперсилу». Эта «суперсила» позволяет герою решать силовым путем все возможные проблемы. То есть в комиксах герой думает по минимуму. В комиксах он бьет. Бьет до тех пор, пока враг не будет втоптан в землю.

Благодаря этим формальным атрибутам героя, и в частности, «суперсиле», эффект воздействия комикса на социум очень велик. Комикс как бы разбивает влияние на маленькие шаги, позволяя тем самым быстро изменять поведение людей.

Одна проблема. Как правило, это поведение потребителей комикса такое же, как у героев комикса, – силовое. Страна, которая любит комиксы, не видит другого решения проблем, как с помощью «суперсилы». Если тебя обидели в школе – берешь автомат и мочишь учителей и соседей по парте, ну а если террористы взорвали торговый центр – то это уже война на уничтожение в целом регионе.

Хотим мы воспитать таких детей? Вероятно, нет. Потому давайте вновь вспомним о русских народных сказках. Вернее, для чего они и почему. Сказки и былины в русском фольклоре, в отличие от комикса, отвечали на свои вопросы; сказки – на вопрос «кто виноват», былины – «что делать».

С былинами, в принципе, все ясно. Кто борется со злом – есть герой. Его все любят и все уважают, о нем складывают былины. Былины настраивали на реальность, на реальное дело. Со сказками ситуация другая. Сказки не всегда старались подробно рассказать, что делать. Они рассказывали, кто виноват и что есть зло. Они не рассказывали, как стать Иваном-царевичем. Они повествовали о том, как не остаться Иванушкой-дурачком.

Сказки в глубоко завуалированной форме описывали, что делать нельзя. Именно благодаря своей аллегоричности, сказки позволяли указать человеку на ошибки, не развивая при этом его комплекса неполноценности.

Как и любую систему, сказки можно разбить на три группы. Сказки о содержании, о форме и о корне зла. Ну, или, говоря проще, что есть зло, как его распознать и, главное, как с ним бороться. К первой группе можно отнести такие сказки, как «Курочка-Ряба», «Репка», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Теремок».

«Курочка-Ряба» – это идея постижения мудрости через простые дела. Яйцо – символ мироздания. Золотое яйцо – глубинный божий промысел. Те, кто тратит все свои усилия только на то, чтобы разбить это яйцо, понять смысл мироздания, в конечном итоге ничего не добиваются. Успеха могут добиться только те, кто находит великий смысл в повседневных делах и простых вещах.

«Репка» – идея силы через слабость и незаметность. Тот, кто демонстрирует свою силу, не может вытащить из земли даже простую репку. Кто ее вытаскивает? Мышка. Она – главный силовой элемент. Без нее ничего не получилось. Если бы идея «Репки» была в единении, то последовательность силы была бы обратной. Сначала – мышка, а в конце –дед.

«Царевна-лягушка» – идея гордыни как деструктивного фактора. Иван переживал за свою неказистую жену. Потому, поняв, что у него жена не лягушка, а царевна, решил ею похвалиться, спалив при этом лягушачью кожу своей супруги. За что, разумеется, и пришла расплата. Пришлось ломать свою гордыню: просить помощи, объединяться со слабыми и немощными, со всеми, кого он встретил на своем пути. Так что сказка «Царевна- лягушка» не для тех, кто женат на лягушках, а для тех, кто решил связать свою жизнь с царевной.

Кстати, «Царевна-лягушка» – это сказка и для тетенек. Которые много внимания уделяют внешнему виду, когда выходят на улицу, и мало тратят сил на то, чтобы дома выглядеть настоящей царевной. Так что предполагалось, что девочки вынесут из этой сказки принцип, как быть царевной и, выйдя замуж, не стать для мужа лягушкой.

Вторая группа сказок раскрывает тему, как распознать зло. Это такие сказки, как «Волк и семеро козлят», «Колобок». Эти сказки включают в себя зло с добрым, приветливым и знакомым лицом. Зло явное и открытое не опасно. Опасно зло, которое выглядит как добро. Такое зло человек не всегда в состоянии распознать. И те родители, которые предлагают своим детям делить встречных на людей с добрым лицом и лицом злым, рискуют потерять своих детей, как это случилось в сказке «Волк и семеро козлят». Основное разделение, которое задают эти сказки, весьма непривычно. Добро – это когда плохой парень выглядит как плохой. И зло – это когда плохой парень выглядит как добрый.

И наконец, третья группа сказок. Как же бороться со злом. Вернее, как не следует с ним бороться. Эта группа сказок о Кащеях Бессмертных, Змеях Горынычах и им подобных. Ключевая идея этих сказок – что зло нельзя победить, выйдя помахаться с ним в чистом поле. Что открытая борьба со злом лишь усиливает зло. Что на месте одной отрубленной злой головы всегда вырастают три. Что тот, кто в лоб пытается бороться с проблемой, лишь усиливает ее.

Решение проблемы борьбы со злом – в отвлеченном подходе, напрямую не связанным со злом. Этот подход может включать в себя массу ритуалов. Здесь может быть и отказ от гордыни, и отказ от применения силы. Это умение принимать, прощать и отпускать с миром всех, кто встретится на пути. Это умение понять смысл мироздания при разбивании яйца. Это и особый сакральный ритуал разрушения энергии зла через разламывание иглы.

Разумеется, все эти тайны сказок сложны и не доступны пониманию ребенка, потому главное воздействие сказок происходит не в момент детского прослушивания, а в момент рассказа. И глубинные смыслы сказки предназначались не детям, они предназначались взрослым. Взрослый, пересказывая выученные в детстве сказки, пытался с позиций своего опыта разобраться в смысле этой сказки, закладывая для себя категории Добра и Зла, категории того, что делать нежелательно.

Потому один из самых важных ритуалов в жизни общества – рассказывание сказок. Рассказывая сказки малышам, взрослые умнеют, постигают тайны мироздания. Ну и, разумеется, одновременно закладывают пока еще закодированную информацию своим детям. Которые потом вырастут и, рассказывая эти сказки уже своим детям, сами начнут декодировать и постигать важные жизненные смыслы.

Так что, как это ни печально и ни обидно, но общество, которое передало ритуал рассказывания сказок телевизору, расслабляет взрослых, мешает им развивать свой разум. Потому рассказывайте сказки детям, задумывайтесь и пытайтесь сами понять, какой запрет на поведение закладывали в эти сказки наши предки.

P. S.: не пора ли самому почитать сказки детям. Но вот некогда же. Дети уже пришли и укладываются спать, а надо еще текст подредактировать. Может быть, завтра? Правда, на завтра тоже дел невпроворот. Лучше пойду, скачаю детям комикс, а то еще отвлекать по вечерам будут.

Предыдущая запись автора:

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    1234
    7 ноя 2013 в 13:43

    Очень интересный подход,спасибо за статью) А у меня герои комиксов, в том числе наши былинные мультики, вызвали симпатию. Потому что помимо морали, русские богатыри ФИЗИЧЕСКИ СИЛЬНЫЕ и развитые. Россия ведь сейчас пьющая страна, у нас не так уж много здоровых людей. Проедьтесь в среднестатистическом автобусе - вы увидите больных, усталых людей. Чему русский человек может поучиться у "выходцев с гор" (это не в оскорбление сказано) - это то что они не бухают и почти поголовно занимаются спортом.
    Возьмем Тюмень. Зло происходит постоянно - убийства и похищения детей, изнасилования. И вместо того чтобы по человеческой логике расправиться с врагом физической силой, мы вынуждены их оправдывать и содержать в тюрьмах, потому что мы толерантные блин! Возьмем Пусси Райот. Когда журналистка задала вопрос Роману Кадырову на интервью: "Скажите, если бы эти девушки ворвались в мечеть, их бы убили?" Он ответил: "Конечно! Причем не только их, но их семьи за то, что воспитали таких негодяев". А когда Вас будут запинывать - будете брать глубинным смыслом мироздания и интеллектом?))
    Комиксы из Америки - это очень хорошее явление. Это идея, появившаяся еще в античности - о сверхчеловеке, который может быть во всем развит и гармоничен. Да, он умный, сильный, добрый, талантливый и красивый - но разве это плохой пример?

    """Рамзан Ахмадыч не понаслышке знаком с таким способом решения вопросов)"""
    Да регион не простой, потому респект президенту - разрулил. При этом поступил точно так, как написано в русских народных сказках: и в ножки поклонился и яичко разбил и главное иглу разломил надвое. Понятно, что результат не такой эффектный, как в открытом бою, но зато понадежней и с минимумом потерь.

    Леонид
    7 ноя 2013 в 16:39

    Для Марго - Даму то "порвали" не за сказки, а за ее необоснованную злость, агрессию и, пожалуй, неуважение к предкам. Сказки то народные, сколько на них воспиталось народу и смею заметить, не самого плохого (в мировом масштабе). А в данном тексте присутствует анализ и автор ищет, обосновывая, чему же может сказка научить. Но что особо импонирует, это заключение. Надо сказки ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ПЕРЕОСМЫСЛИВАЯ. Сказка ложь - да в ней намек! Ищущий да обрящет... Спасибо, Хусайбердын!