Город Отрубить пятку, чтобы туфелька пришлась впору

Отрубить пятку, чтобы туфелька пришлась впору

Наступила долгожданная пятница, впереди выходные, дома тепло, поэтому хочется поговорить о чем-то легком и несерьезном. Ну вот хотя бы о сказках. Редко можно встретить человека, который бы в детстве не знал и не любил устное народное творчество. У меня, к примеру, была целая коллекция буквально зачитанных до дыр сказок – русских, болгарских, молдавских, восточных, английских, немецких. Я их читала и перечитывала бесконечно и только много позже, уже став взрослой, поняла, почему же они мне так нравились.

В прошлой моей колонке один из комментаторов упомянул о том, что на сказках нужно учиться методам воспитания, так как именно там дается оценка добру и злу – «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Давайте посмотрим, чему же учат эти произведения народного творчества. Ну вот хотя бы одна из популярных волшебных сказок «Царевна-лягушка». Попробуйте извлечь из нее хоть какую-нибудь мораль – зря потратите время. Чему может научить Иван-царевич, который без зазрения совести пользуется помощью новоприобретенной невесты-лягушки, а в довершение всего, не проявляя ни капли терпения, сжигает ее кожу. Правда, потом идет выручать невесту (когда она в царевну превратилась). По пути сначала Иванушка грозится убить то одну зверушку, то другую, а затем совершает взаимовыгодную сделку – дескать, ладно, убивать не буду, но за определенные услуги. Даже страшно предположить, какие нравственные качества привьет этот герой подрастающему поколению.

В «Морозко» все начинается очень даже пристойно и традиционно – мачеха издевается над падчерицей, без ума любит родную дочку. Заметьте, у падчерицы есть родной и вполне добрый папа, который ведет себя совсем как неродной – увозит дочурку в лес волкам на съедение. Падчерица и в данном случае покорно смиряется со своей судьбой, а потом терпит издевательства Деда Мороза, занимающегося своими прямыми обязанностями – он пытается ее заморозить, девушка батрачит на Морозко в тереме (ну ей-то не привыкать), в конечном итоге умирает и только в конце получает награду. Какую мораль можно извлечь из этой сказки? Терпеть, пока не убьют?

Героиня сказки «Гуси-лебеди» (в исконном варианте) тоже не отличается высокими моральными качествами. Девочке поручают следить за братцем, а она пренебрегает своими обязанностями, в результате гуси-лебеди мальчика воруют. Милая девчушка идет спасать малыша, потому что боится родителей, но и в пути ведет себя не лучшим образом – и яблоне не помогает, и пирожки, предложенные печкой, забраковывает, и вода ей чем-то не угодила.

И над «Курочкой Рябой» я, немного повзрослев, также ломала голову – ну почему дед с бабой изначально хотели яичко разбить, а когда мышка им помогла это сделать, то начали плакать?

Без ужастиков в сказках никак – там постоянно кого-то едят, калечат, издеваются. Набор сказочных страшилищ впечатляет, да одна Баба Яга чего стоит – любит старушка-озорница закусить человечинкой, а черепами украсить забор. И это вы еще не читали необработанные литературно варианты. Например, в аутентичной «Золушке» (не в редакции Шарля Перро) одной из сестриц Золушки отрубают пальцы на ногах, а другой – пятку, и только лишь для того, чтобы туфелька пришлась впору. Русские народные сказки в исконном варианте (а мы все знакомы со сказками в литературной обработке Афанасьева) дадут фору любому фильму ужасов.

А как любят «поплясать» на сказочных костях психологи. В сказках, по их мнению, находит отражение любая психологическая теория, это же просто кладезь психологических метафор. Там находят и Эдипов комплекс, и комплекс Электры, и особенности межполовых взаимоотношений. Можно только позавидовать такой бурной фантазии.

Филологам на первом курсе все же приоткрывается завеса сказочной тайны, когда они знакомятся с работами Владимира Проппа и узнают, что в сказках нашли свое отражение древние представления о мироздании, отношения человека с природой, обряды. А сказка помимо того, что отражала способ мышления древнего человека, служила еще и своеобразной устной инструкцией – руководством к действию в определенных ситуациях. Естественно, передаваясь из уст в уста, она видоизменялась, наслаивая на себя, как в волшебном зеркале, различные культурные слои. И в этом свете становится понятен путь Ивана-царевича, который, спасая свою лягушку, проходил обряд инициации, чтобы превратиться из, условно говоря, подростка в мужчину.

Только в сказках все еще намного сложнее. Ведь обряд инициации – это не отражение банального полового созревания как у мальчиков, так и у девочек. Это сложнейший обряд превращения обычного человека в посвященного, в посредника между миром людей и природой. Чтобы стать таким посвященным, необходимо было пройти поистине тяжкие испытания, побывать между небом и землей, между жизнью и смертью, словом, в состоянии комы. Так что отраженный в сказках поход в Тридевятое царство (мир иной) и испытания у Бабы Яги (проводника) – не что иное, как посвящение в волшебники, в шаманы. Интересно, что сказочный тип мышления сохранился и в современном мире и представлен, к примеру, у тех народов, которые практикуют шаманизм.

Надо ли все это понимать и знать детям? Очевидно, что нет. Но тогда почему же для них остаются привлекательными такие нелогичные и бесполезные вроде бы сказки? Я могу лишь предположить, что мышление детей очень похоже на мышление древнего человека, который изучал окружающий мир путем нанизывания каких-то фактов, словно бусин. Помните «Репку»? Дедка – за репку, бабка – за дедку... Ребенок точно так же собирает, коллекционирует и обрабатывает информацию об окружающем мире. И пока такой способ мышления доминирует, у малыша не возникает вопросов о странном поведении бабки и дедки в процессе разбивания яичка. К тому же детям нравится ритм сказки, он успокаивает, убаюкивает, дарит уверенность в мире, и эта уверенность усваивается на подсознательном уровне, как запах маминого молока и ее кожи, ласковый голос отца, тепло от первых лучей солнца. И если такого опыта у ребенка нет, то в дальнейшем жить ему будет тяжело, неспокойно.

Признаюсь, близкое знакомство со сказками в уже зрелом возрасте стало для меня бесценным духовным опытом, когда ты напрямую, через века можешь прикоснуться к далекой и таинственной истории. Чувство, которое обрушивается на тебя при этом, сравнимо с эмоциями, возникающими у археолога, впервые прикоснувшегося к найденному артефакту. Это примерно как поговорить с Вечностью.

А вы почему любили в детстве слушать сказки?

Предыдущие записи автора:

Елена Сидорова. 37 лет. Коренная тюменка. Год отработала учителем в школе, что на характере не сказалось.

12 лет назад забежала в журналистику и застряла в ней всерьез и надолго. В последние годы пришла к мысли, что лучше сделать шаг и ошибиться, чем не сделать его и всю жизнь об этом жалеть.

Доморощенный психолог. Имеет на кухне особый психотерапевтический диван, на котором за рюмкой чая решаются проблемы любого масштаба. Иногда на диван гадят подобранные и пригретые ею коты. Могла бы быть Матерью Терезой, но не достает святости.

Любит детей, кошек, природу, хенд-мейд, хорошие книги, музыку и мужчин. Именно в таком порядке. В последние годы осваивает дикий, но пока не экстремальный туризм.

Безответственная мать, которая предпочитает дружить с сыном-подростком, а не заниматься его воспитанием.
Фото: Фото с сайта Аmolife.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем