Город О врачах или ничего, или честно

О врачах или ничего, или честно

Извините, но я снова про медицину. Попала вчера на одно интересное мероприятие, проходившее в облдуме. Вернее, это была дискуссионная площадка, посвященная животрепещущей теме взаимоотношений врачей и пациентов. Не могу не поделиться впечатлениями.

Шла я на эту встречу с огромным интересом – никто не будет спорить, что диалог между представителями медицины и прочим обществом идет со скрипом и никак не может наладиться, как у поднадоевших друг другу супругов, которые и по-старому жить не могут, и по-новому не хотят. Впрочем, что это я, хотят, еще как хотят. Не зря же подобные дискуссионные площадки организуются. Как говорится, в споре рождается истина. Только вот никакой дискуссии не получилось, увы.

На встречу собрались чиновники от здравоохранения, представители медицинского сообщества, депутаты, журналисты. Публика более чем достойная для конструктивного разговора. Сначала, естественно, заговорили о достижениях – это и укомплектованность медоборудованием, и высокие технологии, и новые кадры, в общем, есть чем похвастаться. Однако, как отметили присутствующие, даже несмотря на безусловные плюсы, некоторые проблемы остаются все же нерешенными. В частности, одна из актуальных – неудовлетворенность пациентов качеством и доступностью предоставляемой медицинской помощи. Как было сказано, система здравоохранения должна уметь быстро перестроиться и научиться понимать, чего хотят от врачей пациенты. С другой стороны, и пациентам нужно учиться слышать врача. Ну что ж, справедливо – время пришло, необходимо устанавливать партнерские отношения.

И услышав, что в этом плане у нас в области делается, я воодушевилась. Большую работу проводит не так давно созданное региональное медицинское общество, объединившее медиков из лечебных учреждений региона. Появились перспективы роста в профессиональном плане, возрождается институт наставничества, активно внедряется система постдипломного образования, ведется экспертная работа в плане качества оказываемых медицинских услуг, был создан общественный договор, в котором прописаны права и обязанности пациентов и медиков. И медицинские кадры новые подрастают – только в этом году медакадемия приняла свыше 800 первокурсников. То есть двигаемся-то в правильном направлении.

Но на этом, собственно говоря, оптимистическая часть мероприятия для меня и закончилась. Потому что дальше разговор, вольно или невольно, перешел из категории «что делать?» в категорию «кто виноват?» Да, есть у многих из нас такая особенность – при решении проблемы необходимо непременно найти виноватого, и вместо того, чтобы вести нормальный диалог взрослых людей, мы превращаемся в растерянных ребятишек, которые тыкают пальцем в первого попавшегося, лишь бы не брать ответственность на себя.

Логика здесь простая. Здравоохранение развивается? Конечно. Достижений много? Безусловно. И какого же, простите, черта, остается напряженность в отношениях врача и пациента? Вот он, момент истины. По идее, ну давайте возьмем совершенно конкретные случаи недовольства, разберем их, подскажем алгоритм действий в конфликтной ситуации как для врача, так и для пациента, сделаем эту информацию прозрачной и доступной для всех. Но для того, чтобы выполнить такую работу, нужно хотя бы признать, что ошибки имеются, и открыто о них заявить. Это сложно, согласна, гораздо проще свалить на кого-нибудь вину.

И мне показалось, что именно этому и была посвящена вторая часть так называемой дискуссии – поиску виноватых. Теперь мы их узнаем в лицо. Первые виновники – это СМИ, которые никак не хотят создавать положительный образ врачей и пишут о них всякие гадости. Даже прозвучала удручающая статистика, правда, как потом выяснилось, федеральная. Вторые – сами пациенты, которые не хотят следить за здоровьем, но при этом требуют, чтобы их лечили, начитавшись сомнительных материалов в Интернете.

По поводу вины СМИ справедливо высказалась моя коллега, заметив, что, во-первых, не так много негативных материалов встречается в областной прессе, мы все как-то больше привыкли с позитивом, ну или нейтрально о медицине рассказывать. Кроме того, это же очевидно, что подчеркнуто позитивный стиль изложения о современном здравоохранении, напротив, вызовет в обществе справедливое возмущение.

Представьте, напишут журналисты о том, что информационные технологии в медицине творят чудеса, например, помогают решить проблему очередей в поликлиниках. Как на это отреагирует совершенно нормальный пациент, который только вчера отстоял несколько часов в очереди к участковому терапевту, чтобы получить рецепт на необходимые ему после инфаркта лекарства? Что скажет по этому поводу мама ребенка, буквально на днях записавшая свое чадо на прием к эндокринологу? Какие там технологии, ведь чтобы получить заветный талон, нужно подъехать к 7:30, занять очередь, хвост которой выходит на улицу, потом отстоять ее с ребенком (оставить-то не с кем), и если повезет, получить талон. Таких примеров можно привести множество. И это вот та самая правда жизни.

Другой момент – вечно виноватые пациенты. Те самые умники, знающие больше врача, потому что «начитались Интернета». А куда им деваться, если врач в течение двух недель не может поставить диагноз и «динамит» пациента? Невольно полезешь в Интернет, чтобы хоть как-то себе помочь. И что делать, если лаборатория неправильно интерпретирует взятые при биопсии материалы и выносит страшный вердикт? Будешь искать в Сети необходимые материалы и изучать строение клетки. И мне это кажется совершенно очевидным, потому что речь идет о собственном здоровье.

К чему это я. Пока решение проблемы будет искаться путем поиска виноватых, вряд ли получится внятный разговор. Безусловно, в последние годы Тюменская область в сфере здравоохранения добилась больших результатов, и спорить с этим фактом могут только круглые дураки или невежды. Но и делать нужно еще очень много. И по крайней мере быть честными.

Предыдущие записи автора:

Елена Сидорова. 37 лет. Коренная тюменка. Год отработала учителем в школе, что на характере не сказалось.

12 лет назад забежала в журналистику и застряла в ней всерьез и надолго. В последние годы пришла к мысли, что лучше сделать шаг и ошибиться, чем не сделать его и всю жизнь об этом жалеть.

Доморощенный психолог. Имеет на кухне особый психотерапевтический диван, на котором за рюмкой чая решаются проблемы любого масштаба. Иногда на диван гадят подобранные и пригретые ею коты. Могла бы быть Матерью Терезой, но не достает святости.

Любит детей, кошек, природу, хенд-мейд, хорошие книги, музыку и мужчин. Именно в таком порядке. В последние годы осваивает дикий, но пока не экстремальный туризм.

Безответственная мать, которая предпочитает дружить с сыном-подростком, а не заниматься его воспитанием.
Фото: Фото с с айта telegraph.co.uk
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем