Город Геннадий Лоточкин, начальник Управления ГИБДД УМВД России по Тюменской области: «В Тюмени пьяных водителей на целый населенный пункт»

Геннадий Лоточкин, начальник Управления ГИБДД УМВД России по Тюменской области: «В Тюмени пьяных водителей на целый населенный пункт»

– Геннадий Дмитриевич, наступил новый 2013 год, уже фактически позади первый месяц, и в этой связи хотелось бы подвести итоги года прошедшего и, может быть, поделиться планами на будущее.

– Прошедший год был очень сложным. В 2012 году в нашей области выросло общее число ДТП – их стало больше практически на 16%, стало на 23% больше погибших в авариях и раненых стало больше на 18%. Мы констатируем и рост дорожно-транспортных происшествий с участием детей. В 2012 году, это страшные цифры, погибли 16 детей. Десять детей погибли по вине родителей, которые перевозили их без специальных удерживающих устройств, детских кресел. Водители понимают, что подвергают опасности жизнь и здоровье детей, но продолжают движение. Особенно это касается дорог федерального и областного значения, где в основном и происходят страшные трагедии.

Одна из главных проблем, которую хотелось бы обозначить, – это выезд на встречную полосу в нарушение правил дорожного движения. Такое умышленное несоблюдение правил дорожного движения происходит в основном опять же на федеральных трассах и дорогах областного значения. Водители осознают, что выезжают на полосу для встречного движения, видят большие потоки транспортных средств, но все равно пренебрегают правилами – гибнут сами и подвергают опасности жизни других людей. Самое страшное, что в этих авариях погибают ни в чем не повинные люди, зачастую на дорогах гибнут семьями.

– Как обстоит ситуация с травматизмом на дорогах? Растет или уменьшается число пострадавших и погибших в ДТП?

– Особое внимание уделяется и проблеме гибели людей на перекрестках в населенных пунктах. Казалось бы, ничего не предвещает опасности, но опять же из-за недисциплинированности водителей, которые выезжают на красный сигнал светофора, происходят ДТП, в которых гибнут взрослые и дети.

Острая проблема, на которую также хочется обратить внимание, – это ДТП, в которых погибли или пострадали люди по вине водителей, находившихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В 2012 году около 15 тысяч наших земляков, находившихся в состоянии опьянения, были задержаны сотрудниками Госавтоинспекции. Это практически целый населенный пункт из пьяных водителей. Вызывает озабоченность и тот факт, что с каждым годом все больше и больше становится пьяных женщин за рулем. Самое страшное, что инспекторы задерживали пьяных женщин, которые перевозили детей. Ни мы, ни сами нарушители не могут объяснить почему они, будучи пьяными, возили детей.

В 2012 году мы взяли курс на то, чтобы меньше оформлять административных производств в отношении участников дорожного движения – снижение, хоть и небольшое, но есть. Как в прошлом году, так и в этом ГИБДД будет делать акцент на предупредительной работе. Мы хотим найти контакт с водителями. Да, пока дело идет тяжело, есть инспекторы, к которым возникают вопросы и у нас, но мы хотим, чтобы сотрудники ГИБДД стали помощниками для жителей Тюменской области. Мы хотим, чтобы наши земляки обращались к инспекторам за помощью – будь то поломка машины, другие какие-то трудности. Мы должны быть помощниками друг другу, и население тоже должно помогать Госавтоинспекции.

– Детский травматизм остается из года в год одной из главных проблем. Что является причиной продолжающихся травм и гибели детей на дорогах?

– В 2012 году было зафиксировано серьезное увеличением числа ДТП с детьми, которые управляли велосипедом. На дорогу за рулем велосипеда можно выезжать с 14 лет, а некоторые уже в 10–12 лет на проезжей части на велосипеде, в 12–13 лет уже в седле мопеда. Мы проводили ряд мероприятий в населенных пунктах области и видели, что ребятишки в 12 лет ездят на мопедах, которые им покупают родители. Спрашиваем у родителей, почему они так поступают – отвечают, что понимают, что нельзя до определенного возраста садится за руль и выезжать на дороги, но они обещали за успешное окончание школы своему сыну мопед и покупают его. Тем более, что у соседского ребенка тоже такой есть.

Считаю, что это неправильное воспитание детей, когда дорогой покупкой его толкают на нарушение ПДД. Ребенок правил еще не знает и в силу природных особенностей не может вовремя и эффективно среагировать на экстренную ситуацию, а родители делают все, чтобы он выезжал на дорогу.

– Отзываются ли жители Тюмени и Тюменской области на просьбу сообщать о нарушениях?

– В конце прошлого года губернатор Тюменской области обратился к населению с просьбой не быть равнодушными к безопасности на дорогах. Могу констатировать, что уже возбуждено более 200 административных материалов по фотографиям и видеозаписям нарушений, сделанных гражданами. Люди фиксируют нарушения ПДД, сообщают об этом нам, а мы привлекаем нарушителей к ответственности.

Нас очень радует, что общество неравнодушно к проблеме пьяных водителей – за прошедшие праздники мы по звонкам жителей задерживали пьяных за рулем, было составлено шесть административных материалов на нетрезвых водителей и один на водителя, находившегося в наркотическом опьянении.

У нас большинство водителей являются добропорядочными, они соблюдают правила дорожного движения, а нарушают практически одни и те же. Я уже приводил цифры, но повторю их еще раз: более тысячи водителей имеют по 50 и более нарушений ПДД, есть водители, которые нарушали ПДД практически 400 раз. Конечно, каждый из таких нарушителей – это лицо, которое создает опасность для жителей нашей области. Сегодня он в Тюмени, завтра он в Тобольске, потом окажется в Ишиме и так далее.

– Как можно охарактеризовать дорожную ситуацию в регионе по итогам первых недель нового года?

– Что касается 2013 года, то уже за прошедшие дни мы можем констатировать снижение числа ДТП, количества погибших и раненых. Но за три первых дня нового года, включая и 31 декабря, сотрудниками ГИБДД были задержаны почти 500 пьяных водителей. И среди них вновь есть женщины.

2013 год должен стать переломным в деле обеспечения безопасности дорожного движения в Тюменской области. УМВД России по Тюменской области, правительство региона обеспокоены сложившейся ситуацией. В настоящее время уже разрабатываются мероприятия, связанные с развитием второго этапа программы «Безопасный город». Мы запустим систему так называемых «умных» светофоров, которые будут адаптироваться к транспортному потоку и в зависимости от загруженности улиц станут регулировать дорожное движение для того, чтобы избежать заторов. Будут устанавливаться комплексы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения.

Проблемой являются и водители, которые выезжают на перекресток и создают этим пробку. Как вы знаете, ежедневно утром и вечером в час пик на самых проблемных перекрестках работают от 24 до 30 инспекторов ДПС, которые регулируют движение во избежание заторовых ситуаций.

Повторюсь, в 2013 году мы будем стараться вести профилактическую работу, также основное внимание уделим техническим средствам фиксации нарушений. Комплексы фиксации работают в том числе и на загородных трассах, и нарушители, превышающие скорость, уже получают «письма счастья» со штрафами. Подобные методы работы зарекомендовали себя с хорошей стороны.

В этом году вновь будут проводиться встречи с населением – для нас это главное, поскольку нужно понимать проблемы общества, нам нужно слышать население. Стоит сказать, что те вопросы, которые жители в 2012 году задавали нам по телевидению, через газеты, радио и Интернет, рассматривались и решались. Хочется поблагодарить население за их неравнодушие, за множество дельных предложений, которые помогли нам повысить безопасность пешеходов. Так, в Восточном микрорайоне были сделаны километры перильных ограждений, с помощью которых мы смогли заставить пешеходов переходить дорогу в установленных местах. В этом году подобная работа продолжится.

Активно бороться с нарушителями планируем с помощью технических средств – мы не будем останавливать автомобили, техника будет фиксировать нарушение ПДД, а потом нарушители получат штрафы. Самое главное, что мы минимизируем общение нарушителя и инспектора. Когда приходит постановление по почте, то вопросов не возникает, а вот с инспектором ДПС, даже если тот показывает зафиксированный на фото или видео момент нарушения, у водителя начинаются споры, жалобы.

Работа ГИБДД будет выстроена с учетом тех проблем, что были нами отмечены в 2012 году, инспекторы в основном станут работать в населенных пунктах, чтобы бороться с пьяными, превышающими скорость водителями и нарушителями правил. Те мероприятия, которые обозначены правительством и губернатором Тюменской области, начальником УМВД России по Тюменской области и являются основополагающими факторами в обеспечении безопасности дорожного движения.

Главное, чтобы граждане продолжали оставаться неравнодушными к проблеме безопасности на дорогах, помогали и, конечно, доверяли ГИБДД.

– Несколько слов о появлении в 2013 году на дорогах Тюмени инспекторов на мотоциклах – для чего это сделано?

– Мы приобрели мотоциклы, инспекторы, отобранные для работы на мотоциклах, прошли первый этап обучения, и в феврале сотрудники мотовзвода отправятся на дополнительную подготовку в другие города. Мотоцикл – это не машина, мотоциклом нужно правильно и умело управлять, а для этого будут организованы курсы вождения. В первую очередь мотоциклы нужны для работы с заторами, ну и, конечно, для работы с нарушителями ПДД на мотоциклах.

В Тюменской области зарегистрировано более 500 мотоциклов. Была проблема, когда мотоциклы не ставили на учет, уходя от налогов, но мы смогли переломить ситуацию. Надеюсь, что мы продолжим взаимодействие с байкерами по повышению безопасности дорожного движения. В 2012 году мотоциклисты гибли в авариях, получали травмы, и все из-за того, что были допущены грубейшие нарушения – превышение скорости, игнорирование сигналов светофора и дорожных знаков.

– Одна из самых острых дорожных проблем в Тюмени – нехватка парковочных мест, из-за чего автомобилисты бросают машины под запрещающими знаками, оставляют автомобили на тротуарах. Какая работа ведется в этом направлении?

– Совместно с правительством Тюменской области, администрацией города Тюмени работа идет и в прошлом году были организованы парковки на улице Ленина, сделана очень хорошая парковка, более 150 мест, на улице Челюскинцев, кроме того, парковочные места сделаны на улице Барнаульской – туда приезжать большое количество тюменцев решать проблемы со здоровьем, поэтому парковка была необходима. В этом году также будут появляться новые парковки, но планируется и расширение улицы Республики – пройдена улица Тульская и там, где дорога стала шире, пробки практически исчезли.

Что касается парковок... Я не говорю, что нужно отказываться от автомобилей, но если работа недалеко от дома, то можно пользоваться общественным транспортом, который в Тюмени очень хорошо работает. Но речь идет о том, что у нас все стараются подъехать вплотную к дверям офиса, хотя машину можно оставить и за сто, за двести, за четыреста метров от места работы. Во всем мире так и происходит – в радиусе 500 метров принято оставлять автомобили, но у нас почему-то принято все у офиса забить машинами, хотя можно пройти пешком 200–300 метров до свободной парковки.

В 2013 году эвакуаторы также продолжат работать, но я считаю, что каждому автолюбителю нужно задуматься и не бросать машины прямо у офиса, а оставлять их на парковке, пусть и в нескольких сотнях метров от места работы. У нас чистый город, улицы убраны, так что можно пройти и пешком.

Есть вещи, которые горожане не замечают – например, работа «Парконов». В Ленинском, Калининском, Центральном и Восточном округах есть автомобили, которые движутся по улицам и фиксируют на «Парконы» факты нарушения ПДД – в частности, нарушение правил парковки. Идет географическая привязка, привязка к зоне действия запрещающего знака и фиксируются номера автомобилей, припаркованных в нарушение правил. Потом все нарушители по почте получают уведомления, где есть фотография с четко видимым номерным знаком автомобиля.

Первое время получатели «писем счастья» не могли понять, за что их штрафуют. Говорили, что их машины стояли, и они не могли нарушить ПДД – в ГИБДД им указывали на характер нарушения, владельцы автомобилей соглашались. А нужно понимать, что припаркованные в один-два ряда машины затрудняют движение и становятся причиной пробок.

– Мы заговорили об общественном транспорте, поэтому вопрос: какова статистика по нарушениям, по количеству ДТП с участием общественного транспорта в 2012 году?

– Да, в областном центре за 2012 год идет прирост по количеству ДТП с участием общественного транспорта. По этому поводу неоднократно проводились выездные совещания с перевозчиками. Кроме того, работали с частными предпринимателями, у которых трудятся водители-гастарбайтеры. Мы предоставляем статистику по нарушениям водителей, в автобусах работают наши инспектораы, и злостные нарушители из числа водителей общественного транспорта увольняются работодателями. Но проблема есть. Часто видим, как высаживают пассажиров во втором ряду, «маршрутки» нередко делают это и в третьем ряду. Более 50 тысяч административных материалов было возбуждено против водителей общественного транспорта – это огромная цифра. Для профилактики нарушений ПДД нужно работать с предприятиями, на которых работают водители-нарушители.

– Будут ли появляться в Тюмени новые улицы с односторонним движением, что должно помочь улучшить ситуацию на дорогах?

– Вопрос правильный. Сейчас в Тюмени такая ситуация, которую нужно менять. Меня интересует улица Челюскинцев с выездом на улицу Герцена – там нужно определяться. Есть еще ряд улиц, которые надо смотреть, и мы их вновь изучим для вынесения решения и передачи указаний тем службам, которые наделены полномочиями установки дорожных знаков. Все это будет сделано в ближайшее время, и уже в феврале появятся две улицы, движение по которым планируется организовать в одностороннем порядке.

Там, где мы ранее сделали одностороннее движение, отчасти было решен вопрос парковки, поскольку в таком случае водители могут оставлять машины как справа, так и слева по ходу движения. Да и в целом одностороннее движение позволяет избежать заторов.

– Очень часто в сводках ДТП фигурируют молодые водители. Как вы оцениваете качество подготовки водителей в Тюмени?

– Действительно, в 2012 году более чем на 15% больше стало ДТП с водителями, стаж которых до двух лет. На декабрь 2012 года была приостановлена деятельность семи автошкол, работавших с нарушениями. Я неоднократно отмечал и отмечаю, что ряд школ Тюмени готовят не водителей, прививая навыки езды, а готовят их к экзаменам.

В теоретическом экзамене их натаскивают визуально запоминать билеты и правильные ответы, а в практическом экзамене курсантов «откатывают» на маршрутах экзамена, показывают сложные места, и кандидаты в водители пытаются сдать, а оказавшись на незнакомом маршруте, сразу теряются. Процент сдачи с первого раза – 16%. Я призываю всех, кто готовится стать водителем, выбирать школы, зарекомендовавшие себя хорошо с точки зрения подготовки водителей. Статистика такая есть на сайте ГИБДД.

За прошлый год выдано более 40 тысяч водительских удостоверений – сейчас молодые водители в течение месяца после сдачи экзамена покупают машины, возят друзей, знакомых, подвергая их опасности. Вся эта армия молодых водителей находится на улицах. Но полученных в автошколе знаний не хватает для безопасного вождения. Часто на месте ДТП мы встречаем водителей со стажем в один, два, три месяца, год или полтора.

– На ваш взгляд, в свете роста числа ДТП с молодыми водителями стоит расширить обязательную программу в автошколах либо ужесточить контроль за обучением?

– Считаю, что настало время для создания отдельного органа, контролирующего работу автошкол – сейчас подготовка водителей входит в систему Министерства образования, откуда эту работу надо выводить. По всей России говорят о том, что есть множество вопросов к подготовке водителей, но если такие вопросы есть, то нужно их решать – создать орган, который конкретно будет заниматься кандидатами в водители, школами, которые их обучают.

Сейчас складывается парадоксальная ситуация, когда я как начальник управления ГИБДД УМВД России по Тюменской области не могу прийти в учебную организацию и проверить весь учебный процесс. При этом мы выдаем водительские удостоверения. Мое личное мнение, что выдачу водительских удостоверений нужно переложить на автошколы – например, пилоты получают сертификаты по месту обучения. Они не сдают экзамены чиновникам, а просто заканчивают обучение и садятся за штурвал лайнеров, перевозят пассажиров. Было бы логично, чтобы автошколы выдавали свидетельство об окончании обучения, сами принимали экзамен и выдавали водительское удостоверение. Тогда бы школы более ответственно подходили к вопросу обучения.

– Ведется ли какая-то работа с автошколами, которые выпускают большое количество водителей, становящихся виновниками ДТП?

– Фиксируется каждое ДТП с участием водителя со стажем до двух лет, документы направляются в департамент образования и школу, выпустившую водителя. У нас есть полная статистика, сколько водителей из той или иной школы попали в ДТП в 2012 году. Информация отправляется в департамент лицензирования. Думой были инициированы проверки автошкол, в этих проверках принимали участие и сотрудники ГИБДД в качестве консультантов – у семи школ была приостановлена деятельность, еще у двух была отозвана лицензия.

– Как влияет на уровень аварийности состояние дорожной сети города?

– В 2012 году мы отметили рост количества ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий. Мы отправили ряд документов в организации, которые занимаются содержанием улиц и дорог. Кроме этого, выявленные нами недостатки на дорогах Тюмени были устранены. Работа ведется, но факт влияния состояния дорог на уровень аварийности есть, количество ДТП по этой причине растет.

Я неоднократно общался с представителями дорожных служб, и проблема еще и в том, что горизонтальную разметку наносят весной, а повторяют ее нанесение в июле или начале августа и все. В зиму мы входим со стертой горизонтальной разметкой. Отсутствие разметки делает проблематичным движение по городским дорогам и федеральным трассам, так что мы считаем необходимым наносить разметку трижды в году, а не два раза, как того требуют документы. Чтобы перед морозами, когда температура полотна еще позволяет, обновлять разметку.

В основном все зафиксированные неудовлетворительные дорожные условия – это отсутствие горизонтальной разметки и дорожных знаков. Молодые и возрастные водители во многом зависят от разметки, и ее отсутствие влияет на безопасность дорожного движения.

– Мы заговорили о возрастных водителях, поэтому вопрос о том, а каков средний возраст водителя в Тюменской области?

– Самый старый водитель – 1928 года рождения. А средний возраст – от 30 лет. Самое интересное, что водители со стажем от семи до 10 лет лидируют по количеству повторных ДТП в течение года, со стажем 10–15 – совершение ДТП, а вот со стажем более 15 лет практически не попадают в аварии, процент их аварийности минимален. Со стажем более 30 лет не найдено ни одного водителя, который попал бы в ДТП. Водительский стаж серьезно влияет на безопасность движения. Опытные водители ездят аккуратно.

К сожалению, в последнее время мы отмечаем, что у молодежи идет какая-то игра с законом. Люди бравируют своими нарушениями, хвастаются пренебрежением к ПДД. Это серьезная проблема в обществе.

– Хотелось бы коснуться вопросов нарушения правил дорожного движения пешеходами. Так, горожане преклонного возраста переходят дорогу не там, где положено, а там, где хотят. Часто ДТП с пожилыми тюменцами происходят из-за того, что они переходят дорогу в неположенных местах и попадают под колеса автомобилей.

–Я бы хотел, чтобы в 2013 году на дорогах было меньше трагедий, меньше гибли и калечились люди, а главное, чтобы не страдали дети. Хотелось бы, чтобы все жители Тюменской области понимали, что, садясь за руль, они управляют источником повышенной опасности – чтобы автомобилисты видели перед собой не только дорогу, а всех, кто рядом. Чтобы водители пропускали пешеходов, собирающихся перейти дорогу, чтобы были осторожны, видя детей, чтобы пешеходы уважали водителей, а водители уважали пешеходов.

Чем больше мы будем уважать друг друга на дороге, тем безопаснее будет на дорогах. В 2013 году я всем желаю безопасных дорог.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО, видео Марата НИГМАТУЛИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем