Город Хочешь ездить на машине – плати большие деньги

Хочешь ездить на машине – плати большие деньги

Вчера глава администрации Тюмени Александр Моор встретился с предпринимателями города, своими коллегами и журналистами. Тема этой беседы была обозначена как «Городская среда». Говорили об актуальном: как избавиться от пробок, как сделать город культурней и привлечь в него больше людей. Решения, прямо сказать, были предложены нестандартные. Но пойдет ли город по пути, который предложил мэр?

Больше всего внимания привлекла давняя больная мозоль Тюмени – заторы на дорогах. Так или иначе, и автомобилисты, и горожане, пользующиеся общественным транспортом, испытывают неприятные тревожные ощущения, когда разговор касается именно этой проблемы.

«В чем причина пробок?» – спросил Александр Моор у аудитории. «Много машин, плохие дороги, нет парковок», – отвечали присутствующие. Действительно, такие варианты поддаются логике. Взять в расчет рост количества машин и состояние дорог – мы получаем, что площадь проезжих частей остается прежней, а должна по идее расти. Пропускная способность соответственно уменьшается. Однако мэр подобные варианты ожидал, но явно хотел обратить внимание на что-то другое.

По его словам, эти явные причины пытаются решить по всему свету. И пока мало кому это удалось. Реплика вызвала со всех сторон круглого стола возмущенные фразы: «А как же Китай, где одна половина населения ездит по четным, а другая – по нечетным дням», «Строительство дорог и мостов однозначно решит проблему», «Парковок нужно больше!» Но факт остается фактом: проблема не решается даже там, где этими мерами пользуются. «В Китае люди покупают две машины и ездят каждый день. На любой новой дороге сразу же появится много машин, поток перенесется из другой части, и снова встанет пробка. А большое количество парковок только намекнет горожанам, что можно еще покупать автомобили, – уверен глава администрации. – Причина в другом. Сегодня многие из нас сталкиваются с некомфортной городской средой, с ошибками и недальновидными решениями градостроителей. И это можно исправить, решив множество проблем, в том числе и пробки».

Затем мэр привел необычный, даже странный, но в целом правильный пример. «Смотрите, днем и ночью количество машин остается прежним. Однако пробки только днем. А ведь машины никуда не деваются. Почему? Это элементарно – ночью люди никуда не едут. То есть смысл моих слов в том, что у горожан высокая потребность в передвижении», – подвел к основной идее Александр Моор. Действительно, большинство перемещений у тюменцев сводится к достижению нескольких основных пунктов: работа, дом, учеба. Есть и второстепенные: детский сад, спортивные школы, рабочие поездки. А вот о том, что нашим родственникам и коллегам порой приходится ездить через весь город, чтоб выполнить свои ежедневные нужды, никому доказывать не нужно. Вот и получается, что горожане сами создают проблему заторов, много передвигаясь. Их винить за это не стоит, считает мэр, виноваты градостроители. «Посчитано, что в день наши земляки вынуждены преодолевать 4,6 километра. А это многовато, чтоб ходить пешком. Совсем другая была бы ситуация, если город был построен так, что в одном месте находились все нужные человеку структуры ежедневного потребления. В пятиминутном доступе. И не было бы необходимости ездить на авто», – поделился Александр Моор.

Такая идея, конечно, не нова, но для строителей это серьезная пища для размышлений. Мысль сразу была подхвачена гостями, предприниматели согласились, что при планировании новых построек и новых районов нужно обязательно обеспечивать шаговую доступность всей инфраструктуры. Это позволило бы избавить центр Тюмени от частых визитов жителей микрорайонов и разгрузить проезжие части.

Встречное мнение не заставило себя ждать: участники стали утверждать, что Тюмень уже не перестроить. И это верно. Старый город строился без расчета на большие дороги, и перенести дома, а тем более памятники зодчества не представляется возможным. Опять же переселить действительно важные общественные институты в микрорайоны, и, например, сделать там филиалы больниц и университетов, ГИБДД и судов – это реально. То есть позволить человеку не тащиться на другой конец города, чтобы сделать справку или оплатить штраф.

В контексте борьбы с пробками прозвучал еще один вариант от мэра. «Возможно, верным решением будет сделать пользование автомобилем в городе дороже, чем общественным транспортом, – предложил Александр Моор. – Хочешь ездить на машине – плати большие деньги». Конечно, в этом случае нужно создать хорошую сеть общественного транспорта. Это однозначно будет намного быстрее и дешевле строительства новых дорог. Правда, скептики в таком случае заговорят об ущемлении прав и возможностей людей с маленьким достатком. И будут по-своему правы».

В целом по итогам встречи осталось двоякое впечатление. С одной стороны, осознание, что решение проблем существует, с другой стороны, понимание, что каких-то реальных задач пока не поставлено. Будем надеяться, что градостроители примут во внимание предложенные пути «раззаторивания» города, или, как минимум, не сделают хуже продолжающейся неграмотной застройкой. А все разговоры за круглым столом тюменской элиты не закончатся на уровне слов, а перейдут в реальные действия.

Фото: Фото Андрея ИВАНОВА, видео Дениса ФИЛИППОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем