Город Ольга Ковалева, победитель конкурса «Учитель года России – 2006»: «Читала Есенина – появилось желание отправить SMS своим ученикам»

Ольга Ковалева, победитель конкурса «Учитель года России – 2006»: «Читала Есенина – появилось желание отправить SMS своим ученикам»

Можно ли писать своему ученику SMS, и как научить маленького человека слышать дождь? Что важнее – вдох или выдох, и какой вид общения между родителями и детьми самый важный? Чему научил молодых учителей Владимир Путин во время беседы за круглым столом в Кремлевском дворце? На эти и другие вопросы в свой профессиональный праздник ответила победитель конкурсов «Классный руководитель года – 2002», «Учитель года Тюменской области – 2006», «Учитель года России – 2006», почетный работник общего образования Российской Федерации Ольга Ковалева.

– Сегодня отмечается День учителя. Что он для вас означает? Каким вам запомнился этот день? Ваши ощущения от этого праздника?

–Раньше, работая в школе, с благодарностью принимала поздравления. С прошлого года всё стало по-другому: надо поздравить воспитателя сына, отметить его доброе учительское участие в жизни нашей семьи, сказать слова благодарности людям, которые всех своих воспитанников называют «солнышками» – всё это теперь для меня День учителя. Утром 5 октября будут готовы маленькие радостные букеты, для нашей семьи праздник начнётся с цветов. Отнесём эту радость воспитателям!

– Почему вы стали учителем? Что повлияло на выбор профессии?

– Самый теплый день в моей карьере – первый день моей учительской биографии. Февраль, распределение выпускников колледжа по школам, выпускной курс. Слова директора колледжа Клары Александровны Баклановой я помню и сейчас: «Уважаемые коллеги, учителя. Эту студентку мы оставляем себе». И уже в сентябре я была учителем первого класса гимназии №86. Лёгкость, радость и счастье, с которыми проживались школьные годы, они как раз из тех сказанных слов, в которых были доверие и уважение.

– Помните свою первую учительницу?

– Моя первая учительница – Фаина Сергеевна. Я помню её взгляд над очками и руки, придерживающие тёплую шаль. Очень спокойный, мягкий человек, а под её руководством мы были кавалерами и дамами, космонавтами и ракетами, дождиками и тучками и даже танкистами; вместе шили рыжих львов и розовых мышек. Совсем не помню уроков, а вот рыже-розовое настроение помню.

– Какой преподаватель стал для вас примером, оставил самое сильное впечатление, воспоминание?

– Самым дорогим человеком в университете для меня был и остаётся Владимир Рогачев. Вместе мы написали дипломную работу по книге Пришвиных. Владимир Александрович дал ей длинное и умное название: «Дневниковая книга В.Д. и М.М.Пришвиных в зеркале духовно-этического диалога с русской религиозной школой». Работа написана давно, но непередаваемое словами знание живёт со мной до сих пор, оно очень нужно моей жизни, многое из этого знания я передала моим ученикам, часть этого знания (самая тёплая) воплотилась в моей личной жизни.

– Уверена, нет благороднее профессии, чем ваша. Что, по вашему мнению, в первую очередь, дает учитель маленькому человеку? Чему должен научить?

– Маленькому человеку…. Конечно, заботу, доброту, даже ласку – без них трудно учиться, трудно идти. А чему должен научить? В своём нынешнем учительском состоянии думаю так: помнить рассвет сегодняшнего дня, или слышать дождь, или из слов складывать письма, или слышать слова своего Дома – всё, подобное этому, я называю «радугой над словами»…

– В преподавательской среде идут бесконечные дискуссии о роли школы. Что, на ваш взгляд, первично для образовательного учреждения? Качество образования или воспитательная функция? И кто, по вашему мнению, должен в первую очередь заниматься воспитанием подрастающего поколения – семья (вечно занятые родители – таковы, увы, реалии дня сегодняшнего) или школа, где ребенок вынужденно проводит большую часть времени?

– Хочется привести в пример слово «дышать». Мы дышим, значит, вдыхаем и выдыхаем, у нас не возникает вопроса: что сделать сначала – вдохнуть или выдохнуть, что важнее – вдох или выдох. Это одно движение. Так и в школе: «воспитывая, обучать» – этому меня учили ещё в колледже. Думаю, что у учителей, владеющих этим знанием, не очень-то много времени на дискуссии.

А вот родителям, если позволите, можно дать такой совет: попробуйте не говорить о себе «вечно занятый родитель». Тогда будет шанс стать другим, и уже не «родителем», а «мамой» и «папой». Любимыми мамой и папой.

Конечно, и от учителя работа с родителями требует особого внимания. Что, к примеру, мне удалось? Удалось понять, что современным родителям необходимо понимание пространства слова, в котором живет ребенок. Чем может помочь учитель? Из собственного педагогического опыта: вести словари, придумывая им нехитрые названия: «Словарь детства», «Словарь подростков», «Словарь юношества». Названия могут быть любыми, цель – познакомить родителей с тем, как говорят дети. Информация готова, и родители понимают, что в жизни ребенка появляются непонятные слова (они могут быть грубыми, чужими), но их нужно услышать, потому что это начало нового этапа в жизни ребенка. Через мудро понятое слово можно будет объяснить многие поступки взрослеющего человека. Семейное чтение – очень важный вид общения между детьми и родителями. Важно показать родителям, что можно быть с ребенком рядом настолько, что даже книга одна на двоих, а значит, и разговор о жизни – он тоже для двоих. Чтобы восстановить утраченные традиции, мы в своей школе сделали семейное чтение одним из видов работы Родительской школы. Небольшое условие: учитель сам должен быть читателем. Книга прочитана, содержание ее записывается в виде эссе, размышлений и представляется родителям.

– Можно сказать, что вам повезло, ведь вы работаете в очень известной в Тюмени школе? Что для вас значит школа №70?

– Надо немного поправить: известной эту школу делают ее учителя. Я ведь не пришла работать в «известную» школу, но мне повезло работать в коллективе, который сделал эту школу такой, какой её знают в нашем городе. Эта школа сделала самое главное в моей жизни: она подарила мне самую настоящую радость в профессии. Я хорошо помню вечер, когда директор школы Лидия Николаевна сказала: «Оля, я думаю, что тебе нужно пойти на конкурс. Так звёзды говорят». Она улыбнулась, конечно, и мой вопрос: «Какие звёзды, Лидия Николаевна?» оставила без ответа. Через два дня я появилась на конкурсе, и, как говорится в одном хорошем тексте: «Что же за чудо такое? Жизнь началась и кружится, и нет ей конца… Порхает с губ на губы драгоценная улыбка, переползает с плеч на плечи смертельная усталость…»

На конкурсе, я поняла, что у меня есть свой «учительский почерк», но сформировали-то его в моей школе, в школе № 70. В том же году я выпустила класс, который учила 10 лет, с самого первого класса, с самого букваря. Я радовалась, что они выросли замечательными, красивыми, хорошими людьми, выросли в этой школе.

– Несколько лет назад вас видели в выпуске новостей на Первом канале в обществе Владимира Путина. Расскажите эту историю. Получение высокой награды изменило вашу жизнь, вашу карьеру?

– В 2006 году участники конкурса «Учитель года России – 2006» были приглашены в Кремль на встречу с президентом Путиным. Это была встреча в формате круглого стола. Получилась хорошая беседа о том, как нужно или как можно готовить молодых учителей, как из студента педагогического вуза вырастить Учителя. Часть своего времени я сейчас этому и посвящаю – воплощаю в жизнь идеи той беседы. Возможно, хочется спросить: страшно ли было, волновалась ли?

Для нас, учительниц того конкурса, само приглашение в Кремль – это был праздник, если волнение и было, то оно было праздничным! Кем бы вы чувствовали себя, будучи приглашенной во дворец?

И вот, что ещё было: восторг от красоты Кремлёвского дворца, от удивительно красивых букетов, от посещения залов, открытых для экскурсий, где история страны по-настоящему живёт, кажется, что даже запахи эпох не исчезли… В Кремле работают изумительные экскурсоводы!

– Знаю, что ваши ученики вас очень уважают. Ваш путь к сердцу ребенка?

– Вот уже 11 лет я работаю учителем в школе № 70. Правда, ученики на вопрос: «В какой школе вы учитесь?» – отвечают: «В школе сотворчества». Начало моего педагогического пути относится к 1996 году. А в качестве ответа на этот вопрос могу привести выдержки из моей статьи «По законам красоты» из книги «Национальный проект «Образование»: Уроки на завтра»: «Завтра 1 сентября – первая моя встреча с учениками. Накануне вечером сделала из пластикового конструктора 19 человечков, каждому из них в руки дала кленовый лист с именем ребенка, которого ему предстояло поприветствовать. Завтра – первые слова сказанные, прочитанные, написанные. Из них сложится жизнь: события, переживания, отношения, поступки, чувства. «Звуки слов – это единственное наследие, которое пригодится нашим детям», – писал в одном из своих эссе Андрей Белый. Научить говорить нужными словами, помочь услышать среди множества важные слова, сказать «свои» – для этого я иду на урок. Время запоминается словами: от «солнышек – тучек», «Оля Чепик с горки», голубых бобров, веселой гусенички до ЕГЭ, ответственности, необходимости, доверия, любви».

Мною бережно хранятся три словаря моих учеников: «Словарь детства», «Словарь подростков» и «Словарь выпускников». В выпускной для них год решила писать «портрет класса». Получилось письмо длинною в целый год, для них – последний школьный год.

– Какова роль «неформатных» отношений между учителем и учениками?

– Вспоминаю, как читала сочинения учеников. Работы написаны хорошо, объяснены сложные языковые явления, указаны средства выразительности. Все правильно, но что-то не сделано. Причем это «что-то» кажется самым главным, совершенно необходимым.

Никак не оставляет желание научить делать каждую работу единственной, по-настоящему созданной. Говорю им: «Поднимитесь над стихотворением …высоко, но чтобы все написанное словами было видно сразу, одним взглядом, одним переживанием. И только тебе одному. Понимаете?». Отвечают: «Понимаем. Зачем?». «А вы представьте себе, что вы боги…».

После уроков мои ученики – обычные подростки, портрет которых непременно завершает мобильный телефон: звонки, грубоватые разговоры, бесконечные SMS. Готовилась к уроку литературы, читала стихотворения Сергея Есенина, появилось желание отправить сообщение своим ученикам: «Все ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи. К светлой тайне приложил уста…». Потом на уроке познакомились с полным текстом стихотворения, с биографией поэта. Впечатления и раздумья от прочитанного на всю жизнь: как остаться такой, чтобы тебе посвятили эти слова? Где найти единственную, которой будут нужны эти слова? Появилась хорошая привычка записывать в архивные сообщения мобильных телефонов строки из прочитанных книг.

– Уровень грамотности многих молодых людей сегодня, мягко говоря, удручает. Есть такие примеры, когда выпускник филфака уверен, что слово «молодежь» мужского рода. Он без сомнения пишет «депОртамент» и «лЕшение», «потому что» – через дефис. А запятые для него просто не существуют. Согласны ли вы с утверждением, что по-настоящему интеллигентный человек должен быть грамотным? Или современному молодому человеку не так и важно в жизни правильно расставлять запятые, чтобы считаться умным и успешным?

– В пору моего студенчества на филологическом факультете нас останавливали на любых, как нам казалось, речевых мелочах: «Пойдите, почитайте», – спокойно говорили нам преподаватели. Вероятно, нужно «пойти и почитать», чтобы разглядеть слова, в которых нужен дефис. И ещё я уверена, что человек с достойным внутренним содержанием выражает себя достойно во всём: в поведении, в словах, в поступках, в речи письменной и устной. Конечно, можно ошибиться в правильной постановке запятых, но нужно иметь смелость и желание совершенствоваться.

– У вас двое детей. Какая вы мама? Как ваш успешный педагогический опыт помогает воспитывать собственных детей?

– Стараюсь быть внимательной мамой, много пишу за сыном и за дочкой: их дни, настроения, взросление. Нравится, что в их детстве есть место моим «придумкам»: книжному времени, дню сладостей, маленьким дням рождениям, кошке-сказочнице, зимнему домику для подарков, домашней выставке.

– Каким вы видите будущее учительской профессии и свое будущее?

– Сейчас я нахожусь в декретном отпуске, школе своё время пока посвятить не могу, но провожу семинары для молодых учителей города, для участников профессионального конкурса «Учитель года». Начала работать над «домашним» журналом. Первый номер уже готов, хочу представить его в конце октября воспитателям (я не оговорилась, именно воспитателям) Тюмени. Журнал называется «ХОРОШАЯ домашняя школа». Он о детских книгах, о книгах про детей, о том, как их можно читать, как из слов сделать, например, чудо. Моё профессиональное будущее, возможно, будет связано с этим журналом. Как он будет развиваться, во что воплотится идея его создания, пока не знаю. Мешает неуверенность в собственных силах, а помогает название, которое я ему дала, главное слово в нём – «ХОРОШАЯ».

Фото: Фото Олега ПАШУКА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем