Город К чему «прикладывать» прикладного бакалавра?

К чему «прикладывать» прикладного бакалавра?

Прикладной бакалавриат – одно из самых странных понятий, существующих сегодня в профессиональном образовании. И если современный российский работодатель в большинстве своем до сих пор мало понимает, что представляет собой бакалавр, то появившийся два года

Прикладной бакалавриат – одно из самых странных понятий, существующих сегодня в профессиональном образовании. И если современный российский работодатель в большинстве своем до сих пор мало понимает, что представляет собой бакалавр, то появившийся два года назад «прикладной бакалавр» вызывает еще больше недоумения. «У меня вопрос: куда я его приложу?» – без тени иронии в голосе поинтересовался на встрече Школы современного руководителя в Тюмени доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, руководитель авторской группы по разработке Федерального государственного образовательного стандарта Александр Кондаков.

Спросить об этом гость, кстати, имел полное право, выступая в разговоре о профобразовании, прежде всего, как генеральный директор крупнейшего российского издательства «Просвещение» с общим количеством сотрудников более тысячи человек, заработная плата которых в среднем на 70 процентов выше рыночной.

«Я не могу сегодня принять на работу ни одного выпускника системы профессионального образования без переподготовки. И я не понимаю, почему я плачу налоги как работодатель и гражданин в ту систему, которая не производит продукта, способного быть адекватно принятым на рынке труда. А потом мы удивляемся, почему работодатели недовольны. Просто при переходе на систему «бакалавр-магистр» запрос работодателей учтен не был, они не понимают, кто такой бакалавр как специалист. Еще это понятие не определено, а в системе профессионально-технического образования у нас уже придумали «бакалавра прикладного», – заметил Александр Кондаков.

Неоднозначность понятия прикладного бакалавриата, которое наполняется разными смыслами, не отрицает и руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) Владимир Блинов: «Сегодня есть два основных подхода к прикладному бакалавриату. Первый – что это подготовка рабочих с высшим образованием, второй – что это полноценный бакалавриат с расширенной прикладной частью, которая, прежде всего, ориентирована на трудоустройство. Мы придерживаемся второго подхода, разрабатываем соответствующую концепцию, а первый представляет собой в значительной степени слухи и домыслы».

Говоря о работе над соответствующей концепцией, Владимир Блинов имеет в виду выводы о необходимости дальнейшего развития программ реализации прикладного бакалавриата. К этим выводам пришли в ходе доработки «Стратегии-2020», наблюдая результаты четырехлетнего эксперимента, в котором, начиная с 2010 года, принимают участие около 50 вузов и техникумов страны. В нашем регионе такой экспериментальной площадкой выступил Тюменский государственный нефтегазовый университет, направление «Информационные системы и технологии». Первый набор студентов на прикладной бакалавриат, который реализуется в ТюмГНГУ на базе Института кибернетики, информатики и связи, прошел в 2010 году. Впереди еще два года, но уже можно говорить о промежуточных результатах.

«Как раз для этого примерно две недели назад мы пригласили к себе других участников эксперимента, – рассказывает проректор по учебно-методической работе и инновационному развитию ТюмГНГУ Владимир Майер. — Всего в программе задействовано 49 учебных заведений, три четверти из них – техникумы и колледжи. Организуя эту встречу, мы узнали о том, что некоторые из них вышли, отказались от участия в программе. Основная причина – проблема с комплектацией учебных групп. Поскольку программа новая и еще не аккредитована, некоторых студентов забрали в армию. Вузам в этом плане проще. Мы реализуем прикладной бакалавриат на базе программы высшего образования. Причем, в наиболее подготовленном, с точки зрения учебного плана и преподавательского состава, направлении.

Прикладной бакалавриат идет на стыке высшего и среднего образования. Вузовская теория с объемной, как в ссузе, практической частью. В этом, конечно, большое преимущество прикладного бакалавриата по сравнению с бакалавриатом обычным, где практика очевидно страдает. Это такой, своего рода компромисс, позволяющий и бакалавра получить, и производство освоить. На выходе студентам будет присуждена квалификация бакалавр-инженер. Если говорить в целом, то, на мой взгляд как методиста, прикладной гораздо лучше, чем чистый бакалавриат, но хуже, чем специалитет».

Приживется или нет прикладной бакалавриат в профессиональном образовании, покажет время. Сейчас программа во многом непонятна, в ней много белых пятен и излишних трактовок. Отсюда разночтения и сомнения в жизнеспособности. Но она, вполне возможно, докажет свою состоятельность. Ведь в ней есть самое главное – четкое намерение повысить качество готовности выпускника непосредственно к работе по профессии.

Фото: Фото с сайта Peerprograms.ubc.ca
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем