Город Вадим Шумков, директор департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области: «Если мы при наших непомерных богатствах не преуспели даже в экономике, то это лишь потому, что мы скверно управляем»

Вадим Шумков, директор департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области: «Если мы при наших непомерных богатствах не преуспели даже в экономике, то это лишь потому, что мы скверно управляем»

Вопрос государственной поддержки предпринимательства и взаимодействия власти и бизнеса в последние дни обсуждается особенно активно. Одним из поводов в частности послужило грядущее увеличение более чем в два раза размера страховых взносов для работодателей и другие социальные и экономические процессы.

В Тюменской области поддержку предпринимательству оказывают сразу несколько институтов – как общественных, так и государственных. Уже четыре года в правительстве области работает Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства, который со дня его основания возглавляет Вадим Шумков. Юрист по первому образованию, Вадим Михайлович также прошел обучение по президентской программе подготовки управленческих кадров.

У департамента, как и у других схожих по функциям структур, очень важная миссия – способствовать развитию частного малого и среднего бизнеса, за которым, по признанию экспертов, будущее развития экономики страны.

Вадим Шумков хорошо известен многим интернет-пользователям, поскольку активно ведет блоги, где высказывает порой неожиданные суждения, самокритично отмечая несовершенство существующих порядков и работы органов власти, что только добавляет уважения и доверия со стороны мыслящей аудитории и служит примером сокращения дистанции между чиновниками и общественностью.

– Вы возглавляете областной департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства четыре года. Какие изменения произошли за это время на ваших глазах во взаимоотношениях власти и бизнеса? Какую работу вел в этом направлении ваш департамент?

– В целом благие. Активизировали многие из уже работавших в регионе деловых союзов и организаций, активно заработали в регионе ассоциации бизнеса: «Деловая Россия», «Опора России». Департамент старается создавать максимум возможных условий для активизации такого взаимодействия. У нас нет практически ни одного совета или комиссии, куда бы не входили представители таких бизнес-ассоциаций. Сами инициируем огромное количество мероприятий проводимых ими, и принимаем участие в тех мероприятиях, что инициируются предпринимателями. Но стремиться еще точно есть куда.

– Какие объединения, площадки для общения, обмена опытом предпринимателей действуют сегодня в области? Насколько они эффективны?

– Я уже коротко описал некоторые из них как постоянно действующие. Плюс к ним регулярные и разовые мероприятия вроде ежегодной конференции к Дню предпринимателя или Совет по развитию предпринимательства, различные конференции и круглые столы.

– Ощущается ли со стороны предпринимателей потребность в подобных сообществах?

– Думаю, да. Важно, чтобы это не переросло в пресыщенность и отторжение. Вместе с тем, государство не может и не должно формировать правила для бизнеса без участия самого бизнеса. Это нонсенс. Баланс как залог успешного развития экономики будет достигаться лишь при равноправном участии обеих сторон. Иначе это диктатура, монополия и потом деградация, а в итоге проиграют все.

– Если существуют государственные институты поддержки предпринимательства, значит без нее малому/среднему бизнесу не прожить?

– С ней просто прожить легче. Тем более если такая поддержка оказывается справедливо и идет по реально приоритетным направлениям.

– В чем сегодня главные проблемы малого бизнеса: непомерные налоги, несовершенство законодательства, бюрократизм, коррупция? Или же не все так ужасно, а просто надо учиться и развивать свои предпринимательские навыки?

– Учиться надо всегда. Особенно управлению. Если мы при наших непомерных богатствах не преуспели даже в экономике, то это лишь потому, что мы скверно управляем. А все то, что вы назвали, – лишь производные от этого скверного управления.

– Года три назад от одного управленца пришлось услышать примерно следующее: российским властям не интересно развивать промышленность и малый бизнес, когда есть нефть и газ и проще на доходы от их добычи все купить за рубежом. А разговоры о господдержке – для отвода глаз. Как можете прокомментировать такое мнение?

–Никак. Зачем комментировать глупости.

– Кто обращается за поддержкой в ваш департамент и о чем просят помочь? Бывают необычные, экстравагантные обращения?

– Куда без этого? Сдают документы на господдержку и расходы на покупку Ауди Q7 и проживание в номерах люкс. А если серьезно, то надо просто понимать, что уже не 90-е годы и чиновник среднего уровня не принимает решений помочь так или так, да еще и так добавить. Он лишь оперирует определенными формами, четко прописанными в определенных нормативно-правовых актах. Если происходит иначе, это либо злоупотребление, либо непонимание и переоценка своих возможностей.

– В каких нишах на рынке потребительский спрос сегодня наименее удовлетворен? Где начинающим предпринимателям стоит попробовать свои силы?

– По-моему, во всех, кроме торговли. Но будущее за производством.

– С какого первого шага следует начинать в наши дни собственный бизнес?

– С того, что на проекте, который вы начинаете, должны сойтись три составляющих: четкий и конкретный расчет, интуиция, а также интересность данного проекта лично для вас.

– Вообще насколько удачное сейчас время для открытия своего дела?

– Это сугубо индивидуально. Если ваш проект отвечает трем вышеперечисленным критериям, вашему бизнесу не нужна сезонность. А так, всякое время хорошо по-своему, но и риски всегда свои.

– Департамент организует обучение, разъяснительные семинары для предпринимателей. Как можно попасть на них? Куда гражданам нужно обратиться за информацией?

– Это делает не только департамент, но и ряд компаний, привлекаемых по госзаказу для этих целей, фонд развития и поддержки предпринимательства, бизнес-инкубатор. Как правило, данные о таких мероприятиях есть на наших сайтах и в СМИ.

– Нынешний инвестиционный климат в Тюменской области как оцениваете? Как на него повлиял кризис, и в чем еще ощущаются его последствия?

– Инвестиционный климат – это, как говорится, не средняя температура по больнице. Его нельзя оценить однозначно, поскольку состоит он из массы компонентов – от ситуации с оформлением земельных участков, с техприсоединениями и состояния рынка труда до отношения конкретного главы муниципального образования к приходящему инвестору. Во всех вопросах разный уровень полномочий, свои трудности и своя специфика. Но в целом хотелось бы лучше. Кризис, если и повлиял, то более всего на категорию спроса. Отчасти он восстанавливается.

– Извечный вопрос, который вам наверняка задавали уже не раз: во что сегодня выгоднее всего инвестировать?

– В себя. Делайте то, что вам нравится и в чем вы чувствуете успех, там и заработаете больше, и эти деньги принесут вам радость и удачу, а не тоску и уныние.

– Какой вы видите конечную цель работы вашего департамента? Как в идеале должен быть устроен бизнес в Тюменской области?

– Это как в работе по пути к коммунизму: конечная цель недостижима, но есть ряд задач, которые нужно решать повседневно и ежечасно. Что-то получается, что-то не очень. А бизнес никому ничего не должен. Это ему должно быть комфортно в Тюменской области. И жителям области от такого бизнеса необходим комфорт.

– Расскажите о своем предпринимательском опыте. С какими трудностями в тот период сталкивались вы сами, и как эта информация пригодилась в вашей нынешней работе?

– В последнее время я занимался антикризисным управлением, потому самый ценный опыт – это понимание, что любой кризис происходит от людей и прекращается людьми, если мы говорим про экономику. Остальное все от лукавого.

– Что это были за предприятия, и в чем заключались ваши функции?

– Разные. Функции – от элементарного наведения порядка и восстановления платежеспособности до поиска инвесторов и продажи активов. Еще одно ценное открытие, которое я сделал, занимаясь «антикризом», – руководителю не обязательно иметь профильное образование в бизнесе, которым руководишь. Главное – быть грамотным менеджером, управленцем. Всех узких специалистов можно и нужно нанимать исходя из необходимости и их готовности и способности решать конкретные задачи.

– Последние события, взбудоражившие бизнес-среду, – реформа ЕСН. Вы ведь постоянно общаетесь с предпринимателями. Обсуждали ли они с вами эту проблему, и что вы им об этом отвечаете?

– Практически все и на всех встречах задают такие вопросы. Я отвечаю, что есть официальная позиция Минфина – ее можно прочесть во многих СМИ. Моя личная (подчеркиваю, не как чиновника, а как человека с опытом реального, а не офисного бизнеса) позиция проста: налоги повышают для того, чтобы изымать в бюджет больше денег. Президент недавно несколько раз подчеркнул, что бюджет РФ неэффективно тратит порядка триллиона рублей. Потому, если Минфину нужны деньги, то вначале стоит разобраться с этим триллионом, а уже потом думать об увеличении налогов.

Кроме того, есть общее правило: рубль, оставленный в экономике, и рубль, изъятый из нее, работают совершенно с различной степенью эффективности. А уж если вариантов нет и повышать налоговую нагрузку необходимо, то, как вариант, есть альтернатива – прогрессивный НДФЛ для ТОП-10 тысяч сверхбогатых россиян, чье состояние превышает 27% ВВП страны, но не для малого бизнеса. И для ФНС нагрузка будет меньше, если администрировать 10 тысяч субъектов, а не несколько миллионов, и по оффшорам денег меньше будет уходить.

– Каков прогноз развития событий в связи с грядущими изменениями, и что региональные власти, в частности ваш департамент, намерены в такой ситуации предпринять для поддержки предпринимательства?

– Ну, здравствуйте! А что мы можем сделать в такой ситуации реально? Будем делать то же, что и делали, – увеличивать эффективность тех средств, которые региональный бюджет направляет на государственную поддержку, чтобы бизнесу тоже было больше пользы. Сейчас наша ставка – на стимулирование приобретения нового технологического оборудования и создание новых бизнесов.

Только в конце этого года более 70 малых предприятий получили компенсацию первого взноса по лизингу оборудования и закупили несколько сотен позиций нового оборудования, а 60 начинающим предпринимателям часть расходов по началу бизнеса и в том числе тоже по недорогому оборудованию компенсировали через гранты.

Будем продолжать развивать инфраструктуру поддержки: в нее кроме нашего департамента и еще нескольких уполномоченных органов правительства входит Фонд развития и поддержки предпринимательства с 26-тью представительствами, Гарантийный фонд, бизнес-инкубаторы, ЕКЦ. Сейчас добавится и фонд микрофинансирования, а с будущего года вернемся к серьезному стимулированию экспорта. У каждого звена этой инфраструктуры свои задачи, свои клиенты, свой продукт, который оно до них доводит. Общая цель – создание максимума благоприятных условий для раскрытия предпринимательской активности людей, а это не только и не столько накачивать деньгами этой сферы. Отсюда вытекает третье направление – бесплатное массовое и масштабное обучение и консультации для предпринимателей. Все это позволяет экономить время и деньги и в конечном итоге позволяет предпринимателям легче пережить любые конъюнктурные изменения. Поскольку умный и грамотный всегда работает эффективнее и несет меньше потерь.

– И все-таки, каков может быть прогноз: вернемся ли мы снова к зарплатам в конвертах, как предрекают некоторые предприниматели?

– Я бы наврал, если бы сказал, что все от этого уже ушли. Ряд бизнесов и до отмены ЕСН практиковал и практикует подобные вещи. Отсюда в том числе и процветание «фирм-поганок». И я бы в первую очередь рекомендовал акцентировать борьбу за дополнительные доходы на них, а не на тех, кто добросовестно платит налоги уже сейчас. Отмена ЕСН и увеличение расходов на оплату труда приведут к росту этого явления. Есть и существенный риск, что в конце концов «все останутся при своих»: на сколько будет увеличен размер выплат, на столько же уйдут в тень доходы. А прибыль в итоге получат как раз те, кто помогает «оптимизировать» доходы предприятий и занимается обналичкой. Мне бы этого очень не хотелось.

– Сегодня у многих чиновников есть свои блоги. У вас есть аккаунт в твиттере, возрожден блог в «Живом журнале». Но, судя по вашим сообщениям, очевидно, что это отнюдь не дань моде, а редкий в наше время образец открытости представителя власти для диалога с аудиторией. Почему у вас возникла потребность в таком неформальном и достаточно откровенном общении?

– А почему вы иногда говорите с другими людьми?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем