Город Фарзана Халилова, директор Тюменского цирка: «Раньше артистов приходилось уговаривать. Теперь они сами просятся к нам»

Фарзана Халилова, директор Тюменского цирка: «Раньше артистов приходилось уговаривать. Теперь они сами просятся к нам»

Тюменский цирк – одно из самых любимых место отдыха горожан. Даже во времена, когда арена была обтянута брезентовым куполом и работала только летом, от желающих посмотреть на выступления акробатов, жонглеров, клоунов, дрессированных зверей не было отбоя. И сегодня, когда условий для досуга и развлечений стало гораздо больше, лучшую возможность интересно провести время всей семьей, чем сходить в цирк, придумать сложно.

О прошлом, настоящем и будущем Тюменского цирка мы говорим с его бессменным директором на протяжении почти трех десятилетий Фарзаной Халиловой.

– Вы 27 лет руководите тюменским цирком. Сколько раз за это время вам пришлось праздновать новоселье?

– Это уже третье здание цирка на моем веку. Сначала было деревянное строение, оно было возведено еще в 30-е годы. Затем его снесли и построили летний цирк-шапито с брезентовой крышей, который тюменцы наверняка помнят. Купол, если помните, неоднократно рвался под тяжестью снега зимой или от ураганного ветра летом. И зрители, особенно дети, серьезно рисковали, когда ходили на представления. И вот, наконец, в 2004 году, на 60-летие Тюменской области за девять месяцев была возведена новая современная цирковая арена. 13 августа мы отмечаем шестилетие.

– Вы являете собой редкий, особенно в наше время, пример верности профессии. В чем ваш секрет?

– Трудности существуют в любой работе. Но я выросла в деревне, в Тобольском районе. А деревенская жизнь, как известно, состоит в основном из трудностей. То, что я росла в глубинке, тоже наложило свой отпечаток на восприятие моей нынешней профессии: я же в детстве мало что видела, кино привезут иногда – и все развлечения. Поэтому цирк для меня стал таким большим аттракционом. И еще я фанатка своего дела. В этом, наверное, и весь секрет – я люблю свою работу.

– Как вы пришли в цирк?

– Я как раз окончила Тюменский сельско-хозяйственный институт, поступила в медицинский. Решила летом подработать. И увидела объявление в газете, что в цирк требуется главный бухгалтер как раз на летний сезон. Вот так пришла и в итоге осталась по сей день.

– Могли тогда предположить, что всю жизнь свяжете с цирком?

– Не-ет, даже во сне такого представить не могла. У нас многодетная семья, родители надеялись, что я вернусь дипломированным специалистом и буду работать в родном колхозе. А у меня самой была мечта стать врачом, лечить людей. В итоге, как видите, не вышло ни то, ни другое.

– Но не жалеете об этом?

– Вы знаете, не так давно, на день медика, я встречалась с друзьями, с которыми в свое время училась в медицинском, и один знакомый, который работает главврачом в поликлинике, в шутку предложил поменяться на неделю местами. Но когда я ему все рассказала о своей работе, он ответил: «Нет, пожалуй, я на твое место не пойду». И тоже задал мне этот вопрос: не жалею ли я? Иногда возникают такие мысли: может быть, я больше пользы принесла бы, если бы лечила людей, раз уж есть такой душевный посыл. Но в итоге прихожу к мысли, что и в цирке я делаю для людей, для детей много добра. Хотя руководитель Росгосцирка и выговаривает мне за постоянные попытки заниматься благотворительностью, я по-другому не могу. Я так воспитана – в доброте к людям. В ответ на претензии говорю: мы же работаем не для наживы, а чтобы через цирковое искусство воспитывать в детях что-то светлое, доброе. Ведь дети – наши главные посетители: они любят животных, клоунов, разные чудеса, которые можно увидеть на арене. Цирк – это, прежде всего, социально значимый объект, задача которого привлечь как можно больше зрителей, чтобы они могли посмотреть представление, отдохнуть, отвлечься хотя бы ненадолго от своих повседневных проблем и забот. Вот буквально перед вами пришел ко мне многодетный отец. У него шестеро детей и нет возможности всем оплатить билеты. Он спросил, может ли его семья сходить на представление со скидкой. Ну как я откажу ему в помощи? Еще с 1986 года мы проводим благотворительные представления для детских домов.

– Вы столько лет возглавляете цирк, но особо нигде не «светитесь», не мелькаете.

– Когда я подняла вопрос перед руководством области о строительстве нового здания цирка, мне тоже задали вопрос: «Почему мы о вас ничего не знаем? Вы покажите свою работу, поучаствуйте, например, в конкурсе «Женщина – директор года». Когда я принесла материалы для участия в конкурсе, все очень удивились, что мы проводим такую работу, в том числе по части благотворительности. В итоге я стала победителем конкурса в 2002 году. И это, как я понимаю, тоже повлияло на принятие решения о строительстве в 2004 году нового цирка. Если человека не видно, это вовсе не значит, что он ничего не делает.

– Что сейчас происходит в цирковом хозяйстве в нашей стране?

– Когда я только начинала работать, по всей стране, тогда еще в Советском Союзе, насчитывалось 128 стационарных цирков. Сегодня их 42, плюс передвижные. Нам повезло – у нас новая комфортная арена, ей всего шесть лет. В 2007 году я посещала цирки на Урале и в Западной Сибири, в основном это строения 60-70-х годов. Конечно, как правило, это уже устаревшие здания. Хотя в каких-то регионах они хорошо сохранились, потому что руководство следит и вкладывает средства в содержание. А где-то цирк уже ветхий, запущенный. Это хлопотное хозяйство. Сейчас поднимается вопрос на самом высоком уровне о программе по реконструкции цирковых зданий в стране. Это объект семейного досуга, так что наличие цирка в большом городе имеет серьезное социальное значение. Ведь цирк любят практически все без исключения, независимо от возраста.

– Насколько за последние годы поменялось содержание и оформление цирковых программ, выступлений? На чем делается акцент?

– Конечно, технологии шагают вперед. Сегодня используется более современное световое и звуковое оборудование, спецэффекты, яркий реквизит. Часто это уже не просто набор номеров, а полноценное шоу, спектакль, сказка с определенным сюжетом, где участвуют животные, артисты разных жанров и так далее. Сейчас есть перспективы создания проектов цирковых программ в формате 3D.

– Вы сами какие цирковые жанры больше любите: акробаты, жонглеры, дрессировщики, клоунада, может быть?

– Вы знаете, в цирке я все люблю. В каждом выступлении все красиво по-своему, все завораживает, вызывает яркие эмоции. В этом большое счастье работать в цирке. Это затягивает, как наркотик. Признаюсь, я ведь за все эти годы 10 раз писала заявление об уходе, когда накапливалась усталость, и хотелось все оставить. Но потом приходила мысль: а как же я без цирка-то буду? Без артистов, без зрителей?

– Как артисты, кстати, к вам относятся?

– Очень доброжелательно. Мы всех гостей с улыбкой радушно встречаем и провожаем, опекаем. Они это ценят. Как и зрители. Я нашим работникам всегда говорю: не ругайтесь, всегда можно решить проблему по-хорошему. К сожалению, сегодня в нашей жизни люди очень мало улыбаются друг другу. А я всегда стараюсь с улыбкой жить. Для многих это непривычно.

– Каким образом составляется план приглашения артистов в наш цирк?

– Росгосцирк составляет разнарядку по регионам, но она согласовывается на местах. И если я вижу, что эта программа не так давно у нас уже была, прошу ее заменить. Главное, что ничего не навязывается, у нас есть право выбора. И мы можем подобрать для своих зрителей разнообразную программу в течение сезона. Раньше, когда был еще старый цирк, артистов приходилось уговаривать, чтобы к нам приехали. А они все по заграницам катались и на Тюмень соглашались неохотно. Сегодня все наоборот: наслушавшись от коллег, как преобразился наш цирк и город в целом, артисты сами меня упрашивают, чтобы выступить в Тюмени. Из всех цирковых трупп Росгосцирка процентов 70 у нас уже были. Цирковые артисты любят комфорт, и если знают, что здесь им создадут все условия, стремятся к нам попасть.

– То есть, как все представители творческих профессий, циркачи – люди капризные?

– Конечно. Но к любому человеку можно найти подход. Иногда меня коллеги предупреждают: «вот сейчас к тебе приедет один, он тебе всю душу вымотает». Но за столько лет работы ни разу не было, чтобы кто-то из артистов уехал недовольным. Есть такая известная циркачка, Лилия Абдулаева, она уже в годах, и, говорят, характер у нее не подарок. Но мне она как-то призналась: «С тобой ведь даже не поругаешься».

– Из других звезд циркового искусства кто у нас бывал? Дружите с кем-то из них?

– Лауреат государственной премии Мстислав Запашный у нас программу отработал. Тамерлан Нугзаров дважды в Тюмени был, всемирной известный артист. Ждем братьев Эдгарда и Аскольда Запашных, Майхровского, из династии Филатовых. Так что еще есть кем удивить и порадовать тюменскую публику. Я заметила, что люди такого уровня, народные артисты, как правило, все очень скромные, воспитанные, ведут себя и общаются с достоинством. А есть молодые, которые при первых признаках славы начинают «звездиться», ведут себя порой вызывающе.

– Насколько цирк востребован, всегда ли полный зал? И повлиял ли финансовый кризис на посещаемость?

– Кризис никак не повлиял. А вот эпидемия гриппа прошлой осенью сказалась на заполняемости. И зимние морозы. А кризис нашим зрителям не помеха. На последнем шоу заполняемость была 95 процентов. У нас в Тюмени особенный зритель, эмоциональный, знающий толк в цирковом искусстве, есть своя культура посещения цирка. Артисты это тоже отмечают.

– Что в планах намечается?

– Главная проблема на сегодня – отсутствие гостиницы. Артисты должны быть всегда рядом с цирком. Они целый день на арене, репетиции могут назначаться на 5-6 часов утра. Это создает неудобства. Если построят гостиницу, рядом во дворе появится репетиционный манеж. Площади для этого есть.

– От кого это зависит?

– Решение по этому вопросу должна принять Российская цирковая компания. Правительство области со своей стороны для цирка сделала все возможное. Проект создан, заявка на строительство гостиницы подана в министерство культуры. Если деньги выделят, все наши планы воплотятся. Тогда мы смогли бы еще открыть на своей базе детскую цирковую студию. Желающих заниматься в ней очень много, в том числе из ближайших деревень. Родители звонят постоянно. Подростки просятся: «можно, мы хотя бы за животными поухаживаем». Правда, по технике безопасности это запрещено. А вот занятия в студии дали бы детям возможность постоянно общаться с артистами, участвовать в мастер-классах. Пусть эти дети потом и не станут звездами цирка, зато это прекрасный досуг, возможность приобщиться к искусству, спорту, которого в цирке очень много.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем