Город Герман Греф, председатель правления Сбербанка России: «Все наши социальные проекты эффективны, если мы действуем совместно с органами власти»

Герман Греф, председатель правления Сбербанка России: «Все наши социальные проекты эффективны, если мы действуем совместно с органами власти»

Председатель правления Сбербанка России Герман Греф побывал с двухдневным визитом в Тюмени. Помимо участия в коллегии Сбербанка, он и губернатор Владимир Якушев подписали документы о развитии стратегического партнерства. Также стороны завизировали соглашение о намерениях по реализации проекта «Электронная карта жителя Тюменской области». После церемонии подписания глава Сбербанка ответил на вопросы тюменских журналистов.

– Владимир Якушев высоко оценил роль Сбербанка в экономике региона, особенно в нынешней непростой экономической ситуации. А какой вы видите роль возглавляемого вами банка в кризис?

– Я благодарен за оценку, для нас это важно. Владимир Якушев был банкиром и, я думаю, как никто понимает роль банкиров в кризис. Это резюме неочевидной и сложной стратегии, которую мы проводили в период кризиса.

Для меня все было сложно вдвойне, потому что я впервые проходил кризис в роли коммерсанта, а не государственного деятеля. Если честно, меня все еще очень клинит в сторону поведения от имени правительства, я очень часто переживал, выбирая стратегию поведения банка в кризисный период. Нормальные коммерческие банки вели себя очень жестко и постарались вытащить максимум денег из экономики, также поступили большинство крупных иностранных кредиторов, спасая собственный бизнес. Мы же решили, что Сбербанк не имеет права на такую позицию. Оставаясь системным банком в России, фактически кровеносной системой, мы повысили требования по управлению рисками в кризисной ситуации, но не свернули ни одного своего продукта.

Сегодня я могу сказать, что это стратегия была правильная, банк справился с пиком кризиса без вливаний государства в капитал, самостоятельно, а это говорит о том, что потенциал у банка очень большой. В первую очередь, тот потенциал, который был создан до нас, очень мощная система, она послужила в кризис опорой для экономики страны. Мы были ключевым банком в пик кризиса для правительства и для Центрального банка.

– Вы подписали соглашение о сотрудничестве между Сбербанком России и Тюменской областью. Что предусмотрено в рамках этого документа?

– Он предусматривает установление долгосрочных партнерских отношений в реализации социальных и инвестиционных программ на территории региона. Сбербанк России намерен активно участвовать в финансировании проектов в сфере промышленности, электроэнергетики, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, а также в реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и соответствующих подпрограмм в Тюменской области. Главными направлениями совместной работы банка с регионом являются поддержка малого бизнеса, жилищного строительства, ипотечных программ, кредитование объектов инфраструктуры региона.

Мы работаем совместно с правительством, для того чтобы пытаться создать набор инструментов для поддержки ипотечного кредитования небогатых людей, для молодых людей, которые в первую очередь нуждаются в жилье.

Второе приоритетное направление – это работа с малым и средним бизнесом. Мы отчетливо понимаем, что в стране кроме нас эту функцию системно не может подхватить никто. Мы – единственный банк, который кредитует во всех городах и населенных пунктах, во всяком случае, размер нашей сети об этом говорит. Одна из ключевых проблем малого бизнеса – это бюрократические препоны для людей, которые хотели бы начать свое дело, вторая – невозможно начать бизнес не имея за душой некий объем финансовых ресурсов. По первой части мы уже начинаем работу, и это хороший показатель, когда могут сочетаться коммерческие интересы и большие государственные интересы, которые помогают решать нам наши коммерческие задачи.

– Расскажите о проекте «Электронная карта жителя Тюменской области».

– Это универсальная карта гражданина, которая должна быть у каждого человека. Главная цель проекта – вывести обслуживание граждан на новый, более высокий уровень, предоставить им качественный сервис в области социальных и банковских услуг. Привлекательность карты состоит в том, что помимо традиционного приложения, позволяющего получать обычный набор банковских услуг (зачисление пенсии, пособия, зарплаты, проведение операций по снятию наличных и так далее), на ней размещено социальное приложение, позволяющее жителям региона дистанционно взаимодействовать с органами государственной власти.

Также «Электронная карта жителя Тюменской области» заменит большое количество документов. Она одновременно будет являться платежным средством и удостоверением личности, инструментом доступа и получения различного рода социальных услуг. Мы надеемся благодаря карте существенно снизить уровень коррупции, что критически важно. Также карта даст возможность, – в первую очередь, для малого бизнеса – противостоять бюрократии, снизить сроки получения госразрешений, справок, с помощью карты можно будет оплачивать госуслуги и получать их. Мы сможем уйти от большого количества документооборота и переписок, запросов к госорганам, соответственно, снизится количество обращений.

Первый наш опыт в Астрахани показывает, что люди с удовольствием пользуются картой. У нее высокий уровень защиты, доступ по карте обеспечивается без традиционного пин-кода, при помощи отпечатков пальцев, соответственно, можно совершенно безопасно осуществлять все виды платежей.

Хочу отметить, что мы не создаем некую эксклюзивную систему для Сбербанка, мы стали первопроходцами, но система открыта для всех банков. Любая кредитная организация имеет право подписать соглашение на таких же условиях, как мы, с разработчиками. Мы – банк, который уважает и ценит конкуренцию, она помогает идти вперед, являясь единственным двигателем прогресса и инноваций. Для нас проект социальной карты не является прибыльным, он малорентабелен и мы начнем зарабатывать на этом проекте тогда, когда распространим его на большую часть Российской Федерации, но он всегда будет низкомаржинальным.

– Проект «Электронная карта жителя» был запущен в Астрахани более года назад. Можно говорить о его итогах?

– Это была сложная работа, так как затронуты интересы очень большого количества федеральных и региональных ведомств и банка. Очень важно, что была огромная поддержка со стороны губернатора и правительства Астраханской области, местного отделения Пенсионного фонда. Было выдано 100 тысяч карт, мы доработали технологию и она готова к распространению. Благодаря появившемуся опыту мы понимаем, какие затраты понесет федерация, какие мы.

Хочу отметить: мы работаем только с теми регионами, где есть инициатива власти для осуществления этого проекта. Без органов власти это сделать невозможно, нужно состыковывать региональные и федеральные базы данных, менять процедуры. В Астрахани мы пришли к тому, что карты выдает не банк, а органы социальной защиты. Мы доплачиваем социальным работникам, которые выдают карты, по нашим правилам мы их обучаем. Это приближает население к этой услуге. В следующем году начнем проект в Тюмени. Какими темпами пойдет распространение, пока предсказать сложно.

– Когда результат подписанных соглашений почувствуют жители Тюменской области?

– Это очень конкретные соглашения, они наполнены цифрами. Указаны данные о выдаче кредитов по отдельным отраслям, по развитию агропромышленного комплекса, энергетики, градостроительной политики и жилищного строительства. Здесь есть пункт нестандартный, называется «Прочие условия». Фактические действия по реализации соглашения осуществляют заместитель губернатора Олег Заруба и от имени Сбербанка – Игорь Артамонов, глава Западно-Сибирского банка. Это не ритуальное подписание документа, а совершенно рабочий процесс. Раз в год мы будем подводить итоги его реализации.

– Поделитесь своими впечатлениями от Тюмени. Вы первый раз в нашем городе?

– Я был несколько лет назад, осенью, город довольно сильно изменился. Видно, что он находился в руках хороших хозяев, и в городе очень приятно. Тюмень весьма выгодно отличается от большого количества российских городов, в том числе и крупных. С чем я вас хочу поздравить. Несмотря на то, что Российская Федерация вас «грабит», забирая лучшие кадры. Сергей Собянин выполняет в правительстве важнейшую функцию проведения реформ, выстраивая системы управления, тем не менее очень важно, что с его уходом здесь осталась мощная команда. Многие преобразования, которые в Тюмени происходят, являются образцом для федеральных реформ. Это касается и здравоохранения, и образования.

– Как вы оцениваете результаты банка за время вашего руководства, чего удалось добиться и чему нужно уделить пристальное внимание?

– Действительно, 1 декабря будет два года, как я приступил к работе в банке. Время летит быстро, учитывая, что больше года продолжается кризис, это вообще для меня как один момент. Кризис очень серьезно поправил наши планы, но все же в октябре прошлого года мы утвердили стратегию банка, в которой прописаны пятилетние реформы по всем направлениям его деятельности. За этот год главное, чего нам удалось достичь – это, во-первых, то, что удалось обойтись без капитализации со стороны государства. Мы – единственный государственный банк, которому это удалось сделать.

Во-вторых, мы не снизили темп реализации нашей стратегии по всем направлениям. В любом масштабном проекте есть свои плюсы и недоработки – у нас они тоже есть. Одно из направлений, которое я считаю своей недоработкой, – то, что мы не сумели отладить хорошую систему быстрого взаимодействия с нашими территориями. Еще мы отстаем в работе с корпоративными клиентами. Это две зоны, которые сейчас для меня и моих коллег приоритетны в том, чтобы во второй год реализации стратегии мы могли эти проблемы устранить.

Но есть и позитивные изменения, про них лучше спросить у наших клиентов. У нас 70 миллионов клиентов, и наша сверхзадача в том, чтобы не было недовольных. За пять лет всего достичь не удастся, но мы очень серьезно продвинемся в этом вопросе, это и есть клиентоориентированная модель. Если такой системообразующий банк, как наш, сможет до конца ее реализовать, это серьезно изменит рынок финансовых услуг и вообще услуг в стране.

Фото: Фото предоставлены фотоагентством «Тюмень» и Западно-Сибирским банком Сбербанка РФ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем