Город Наталья Миронова, директор турагентства «Планета-Тур»: «С каждой волной кризиса уезжающих обучаться за границу становится больше»

Наталья Миронова, директор турагентства «Планета-Тур»: «С каждой волной кризиса уезжающих обучаться за границу становится больше»

" width=

Пора отпусков в самом разгаре. Как отдыхают тюменцы летом 2009 года? Какие тенденции наблюдаются в разных сегментах рынка туристических услуг? Об этом мы поговорили с директором известного в городе туристического агентства «Планета-тур» Натальей Мироновой.

Наталья Петровна, не секрет, что кризис отразился в том числе и на рынке туристических услуг. Какой вы видите ситуацию именно в Тюмени на этом рынке?

– Мы живем в одном ритме со всей страной. Чем лучше живут наши горожане, тем лучше нам, поэтому, конечно, любое колебание затрагивает и турбизнес. Но, судя по беседам с нашими коллегами из того же Екатеринбурга, видимо, мы живем неплохо по сравнению с соседями. Что касается падения рынка, по моей оценке оно составило около 30 процентов, не меньше. Причем такое падение наблюдается как по внутреннему, так и по зарубежному туризму. Может быть в количественном отношении спад чуть меньше, но ценники в этом году по сравнению с прошлыми выглядят все скромнее.

Сказалось ли это на количестве игроков на данном рынке?

– Не могу сказать, что с рынка ушло много игроков, и не могу сказать, ушли ли они по причине кризиса. Да, я вижу, что кто-то перешел на бюджетный сегмент туристического рынка, но не знаю, по какой причине – возможно, это изначально было в планах и с кризисом не связано. Тюмень – город маленький, вылетов и туроператоров не так много, поэтому вряд ли у нас сильно сократится количество туроператорских компаний.

Какова динамика по конкретным направлениям летом 2009 года?

– Вылеты из Тюмени сейчас идут в Турцию, Грецию, есть два регулярных рейса в Чехию и Германию. Нет спада по Германии – самолеты полные, в этом направлении работает как деловой туризм, так и туризм в чистом виде. По Чехии, как ни странно, прирост, но это все-таки недорогой сегмент рынка, несмотря на то, что это Европа: играет свою роль и прямой перелет из Тюмени. По Турции спада по количеству туристов нет, но ценовой спад налицо. По Греции в принципе туры редкие, раз в две недели, помимо этого много выезжает этнических греков – поэтому также падения не наблюдается. Из Екатеринбурга сократилось количество вылетов в Европу, например в Барселону.

В связи с кризисом приходилось слышать прогнозы о росте рынка внутреннего туризма. Так ли это?

– Мы работаем и по направлению внутреннего туризма, отправляем людей и по Тюменской области, и по стране, но как может вырасти спрос на внутренний туризм, если это в результате оказывается дороже, чем съездить за рубеж? Если сравнить выезд на российское море и в Турцию – то в Турцию можно теоретически уехать с 20 долларами на визу, все остальное включено в стоимость путевки. Если ехать на наш юг – с собой надо много денег и качество этого отдыха будет ниже. Поэтому, как правило, наш юг выбирают те, у кого нет загранпаспорта, либо те, кто едет туда по принципиальным убеждениям. Но, конечно, пока Турция в сезон летних каникул альтернативы не имеет. Это семейный отдых, питание не «завтрак – обед – ужин», а «все включено», что особенно важно для тех, кто путешествует с детьми.

Да и как могут составить конкуренцию морскому направлению туры в Тобольск, например? Тобольск – это туры выходного дня, а не оздоровительные поездки. И потом, посмотрите цены на наши внутренние санатории, получается все значительно дороже. Увеличение внутреннего туристического потока по стране было бы только в том случае, если бы это было выгоднее по цене. Сейчас, когда денег и так немного, а за границей при этом дешевле и комфортнее, то выбор оказывается, к сожалению, не в пользу внутреннего туризма, а в пользу той же Турции.

За последние «тучные» годы сильно ли изменился тюменский потребитель туристических услуг и его запросы?

– Потребитель стал взыскательнее. Могу сказать, что у многих наших туристов не всегда были высокие запросы. Обычно бывает так: съездили, посмотрели, убедились, что если добавить чуть-чуть к выделенному на отдых бюджету, то можно получить значительно больше услуг или более качественные услуги в отеле: не просто «все включено», а «ультра все включено» и так далее. Тот же шведский стол – бывает с очень разным выбором.

Значительно расширили наши горожане и географию поездок, и виды путешествий. Запросы, конечно, возросли, но в этом году многие говорят о том, что «видимо, придется выбирать более экономный вариант отдыха».

Снизился ли спрос на туры для vip-туристов?

– В этом сегменте количество туристов уменьшилось. Может, не потому, что стало меньше денег, а потому, что неизвестно, что будет дальше. Кто-то «прижимается» и выбирает групповые туры вместо индивидуальных. Хотя, есть и те, кто своим привычкам не изменяет и выбирает свой индивидуальный тур. Но, повторюсь, таких туристов стало значительно меньше. Пик vip-туризма был, пожалуй, в прошлом году. Даже люди, не являющиеся долларовыми миллионерами, могли позволить себе съездить в тот индивидуальный тур, который подходит именно им.

Сколько примерно стоит индивидуальный тур?

– Цены на такие туры самые разные, зависят от программы, длительности, страны и степени комфорта. Совсем недавно у нас ездили туристы в индивидуальный экскурсионный тур по Индии (Дели, Агра и т.д.), им обошлось это в сумму около 70 тысяч рублей на человека. В принципе, разница с ценой группового тура не так велика.

Был в нашей практике тур и за четыре миллиона рублей на трех человек, но в этом году все скромнее. По разным причинам. Во-первых, люди не берут такую дороговизну, во-вторых, отели в условиях кризиса предлагают различные скидки, даже очень дорогие отели. Причем, чем дороже отель, тем больше скидки. Приятнее цены и у авиаперевозчиков. Особенно это ощутимо, когда рассматриваются цены в условных единицах.

Не секрет, что получение загранпаспорта превращается в настоящую проблему. Помогают ли турагентства получить загранпаспорт?

– В этой ситуации, к сожалению, турагентства никак не могут помочь, это личное дело каждого. На самом деле это огромная проблема. Талончики на сдачу документов выдают непонятно на какое время, если сдаешь документы без талона – там такая очередь: люди стоят на лестничной площадке с первого этажа. Единственное, в чем мы можем помочь и помогаем – правильно заполняем анкету, чтобы человека десять раз не гоняли с ее исправлениями.

Совершенно непонятно, почему у нас такие проблемы с выдачей загранпаспортов. Систему реформировали, реформировали – и толку никакого. Я сама в этом году столкнулась с этим – оформляла загранпаспорт. И когда стоишь в очереди, то совершенно очевидно, насколько это неорганизованно, какие улучшения можно внести, чтобы ускорить процесс, но, видимо, в этом нет никакой заинтересованности.

Зато, если загранпаспорт уже есть, то никаких проблем у вас не будет – подберут тур на любой карман.

Как нынешняя финансовая ситуация отражается на количестве людей, которые едут за рубеж для обучения?

– С каждой волной кризиса всегда повышается количество желающих поехать учиться за рубеж. Цена растет только в связи с изменением курса валюты, в условных единицах она, пожалуй, даже немного падает. В этом году, кстати, количество туристов, уехавших на обучение, увеличилось. Увеличилось и число студентов, которые уезжают за границу, чтобы получить специальность за рубежом. Цена зависит от длительности и учебного заведения, но начинается от 3,5 тысячи долларов за курс обучения до 28 тысяч долларов за семестр. Языковые курсы – от 1,5 тысячи долларов.

Какие у вас планы по открытию новых направлений?

– Было много планов по открытию новых направлений, но пока мы их приостановили. Хотя есть очень хорошие бюджетные направления, приятные по цене и качеству. Посмотрим, может быть, если не будет хуже, то новые открытия состоятся.

Половина лета уже прошла. Можно подводить промежуточные итоги отпускного сезона 2009 года, каковы они, на ваш взгляд?

– Вообще, мы думали, что будет хуже. Видимо, Тюмень живет неплохо. Не сократилось и даже увеличилось количество заявленных программ из Тюмени, в отличие от того же Екатеринбурга. Возможно потому, что Екатеринбург заявил заведомо больше программ, чем мог себе позволить. Кое-какие программы сокращает Москва. Тюмени это практически не коснулось.

Совсем недавно в Тюмени была осуждена представитель московской турфирмы «Лео-Гранде», которая обманула клиентов. Как потенциальным туристам избежать подобных ситуаций?

– Во-первых, всегда надо понимать, что бесплатный сыр – только в мышеловке. Нельзя обращаться туда, где тебе обещают что-то несбыточное. Во-вторых, нужно смотреть на рекомендации и в выборе турфирмы руководствоваться советами опытных туристов. Нужно внимательно читать подписываемый договор, требовать чек при оплате, если кассы нет, значит, деньги «черные», и есть сомнения в том, что тур будет оплачен. Квалификация менеджеров и внешний вид офиса должны внушать доверие.

А вообще, эта проблема очень часто касается москвичей – такие фирмы частенько организуются «на сезон», собирают деньги и исчезают. Нужно быть внимательнее, чтобы обезопасить себя. Я просто по-человечески не понимаю, как можно было попасть на такую удочку. Об этом уже много раз говорили, писали, в том числе и о таймшерских компаниях, которые появились на заре развития туристического рынка и теперь возвратились снова.

Менеджер фирмы «Лео-Гранде» осуждена, и в этой ситуации очень некрасиво поступили наши журналисты из телекомпании «Ладья» и Тюменской службы новостей: в репортаже, посвященном «Лео-Гранде», в качестве «картинки» показывали наш офис, после чего у нас был шквал звонков по поводу того, кто же из наших менеджеров украл деньги. Не понимаю, до какой степени непрофессиональным тележурналистом нужно быть, чтобы выпускать такие казусы в эфир.

Наталья Петровна, всегда было интересно: а как отдыхают люди, работающие в турбизнесе? Ведь возможностей для интересного отдыха у вас масса...

– Желаний масса, возможностей меньше. Те, кто работает в туризме, отдыхают, как правило, не в сезон. Конечно, мы правильно подберем тур, опробуем его на себе, прежде чем предложить потом любимым туристам, но выбираем и не в праздники, и не в сезон. Получается, что мы знаем, как это было бы здорово, если бы это было в другой период.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем