Город «Менты» или люди?

«Менты» или люди?

В эти дни в Тюмени проходит акция «Открытый взгляд на безопасность», организованная ГУВД по Тюменской области. Идея ее проведения принадлежит общественному совету при ГУВД, который возглавляет Геннадий Куцев. Совет обеспокоен количеством материалов в обла

" width=

В эти дни в Тюмени проходит акция «Открытый взгляд на безопасность», организованная ГУВД по Тюменской области. Идея ее проведения принадлежит общественному совету при ГУВД, который возглавляет Геннадий Куцев. Совет обеспокоен количеством материалов в областных СМИ, содержащих критику в адрес сотрудников правопорядка. В поиске консенсуса и было предложено журналистам сменить перо на штык, а гражданский костюмчик, как было сказано сотрудниками пресс-службы ГУВД, на «шкуру милиционера» и оценить работу органов, так сказать, изнутри. Корреспондент 72.ru был направлен в распоряжение патрульно-постовой службы, чтобы выяснить, каково быть сотрудником правоохранительных органов при исполнении своих должностных обязанностей.

Каждый день в 18 часов заступающие на службу милиционеры собираются для построения. В процессе общения с командиром батальона выяснилось,что работа ППС состоит не только из привлечения нарушителей к административной ответственности (хотя это остается основной ее задачей), но также поиска, задержания, доставки в отделение преступников, выездов на вызовы граждан (в основном, на семейные скандалы либо на жалобы соседей на шум), выезды на места, где были совершены преступления. Одним словом, сфера деятельности весьма широка. График работы – два дня через два.

«Вы заметили, сколько негатива в адрес милиции в последнее время появилось по телевидению? – сказал комбат. – То и дело появляется информация о ментовских бесчинствах. Вот, к примеру, сюжет по телевидению, как офицер расстрелял нарушителей на месте, показали по всем каналам. А его ведь задержал сотрудник ППС! Почему об этом ни слова не было сказано? На экране одни плохиши, а героям места не находится». После построения следует развод. Там все официально: «Равняйсь! Смирно!», – несколько слов об общей обстановке в городе (на момент построения она была нормальной), о нескольких нераскрытых на местах службы преступлениях. Напоминание о правилах общения с гражданами, задержанными, об использовании табельного оружия.

Первый вызов поступает через несколько минут после начала смены: в подъезде жилого дома Восточного микрорайона произошла драка. Около подъезда стоят двое молодых людей. Лицо одного в крови, на щеке – большое рассечение. Оба пьяные. Майор Дмитрий признал в побитом «постоянного клиента» – несколько раз этот экипаж уже задерживал его за пьянку. Молодые люди рассказали, что в этот раз на них напал житель данного подъезда, когда они возвращались из магазина в гости к подруге, причина визита уважительная – второй день подряд отмечают сдачу экзамена. В отделение они ехать боялись, однако пришлось. В итоге разбирательств в отделении милиции выяснилось, что парни сами то ли перепутав этаж, то ли желая «насолить», испортили дверной замок соседу своей подруги, после чего сильно нагрубили. Предстояло длительное разбирательство. А нашему экипажу надо было продолжать свою работу – поступил вызов: на стоянке у торгового центра обнаружен автомобиль, угнанный два дня назад.

У машины находился товарищ ее хозяина, настроение его было отличным. Оказалось, что угонщики оставили автомобиль прямо напротив камеры наружного наблюдения. Курьез, да и только. «Не удивлюсь, – сказал майор Дмитрий. – Может, его друзья автомобиль и угнали. А потом просто ручкой в камеру помахали, и – будь здоров!» Мол, розыгрыш, говорит, такой. Стоим, ждем, когда на место события приедет следственно-оперативная группа. Майор Дмитрий говорит: «Охрана бы стоянки помогала. А то вот стоим и безучастно за всем наблюдаем. И так постоянно происходит. Сорок минут из-за них потеряли».

Наконец мы поехали патрулировать улицы вверенного нам участка. На милицейском жаргоне это называется «утюжить район». «Найдем сейчас жертву», – сказал командир и засмеялся. О каком взаимном уважении может идти речь, когда одна из сторон в другой изначально жертв видит?

Далее «коллеги по работе» рассказали о наиболее часто упоминающихся статьях административного кодекса в работе ППС – это статьи 20.20 («Распитие пива и иных спиртных напитков в общественных местах») и 20.21 («Появление в общественном месте в нетрезвом состоянии»). Нарушение этих статей влечет за собой наложение штрафа в размере от 100 до тысячи рублей либо же пресловутые 15 суток.

Майор Дмитрий отметил: «Статью 20.20 практически невозможно полностью привести в исполнение, ведь пьют все. Пришлось бы наказывать трех человек из четырех. А тот четвертый становился бы потерпевшим. Поэтому на многое мы просто закрываем глаза. Наказываем лишь откровенно пьяных. Порой такого от них наслушаешься. Хотя мы понимаем, что пьяному море по колено. Человеческий фактор в России, конечно, играет немаловажную роль. Вот с тобой, допустим теперь познакомились, подружились, так попадешься нам пьяный, мы тебе лишь пальцем погрозим. Но только один раз».

На лавке у детской площадки сидели двое, играли в нарды. Вокруг – двухлитровые бутылки с пивом и недопитый портвейн. Вот и «клиенты». Подъехали. Из кустов вышли еще двое. Все были сильно пьяны. Около пятнадцати минут майор объяснял, что статьи 20.20 и 20.21 были нарушены. Он разговаривал с «жертвами» очень вежливо, пытаясь доступно объяснить, что именно они нарушили и какие протоколы им всем придется подписать. Разумеется, в понимании пьяных граждан, просто «менты» теперь были уже «козлами», помешав плавному ходу культурного отдыха. Когда майор выяснил, что, как оказалось, пиво и вино никому из четырех человек не принадлежали, он все вылил и выбросил бутылки в урну. Три человека из четырех без споров и сопротивления подписали свои протоколы, получили памятки и штрафы. А последний утверждал, что он трезв. Набросился с криками на группу маленьких детей, в самом грубом тоне предложив им «проваливать отсюда». Предлагал милиционерам деньги, завязалась нешуточная дискуссия. Майор пытался урезонить: «Я делаю свое дело, а ты меня цепляешь», – «Так что, мне теперь совсем из дома не выходить?».

Вопрос о том, как происходит беседа между сотрудниками ППС и трезвыми гражданами, остался без ответа – трезвые нам в день дежурства не попадались, сравнивать не с чем. В итоге, мужчина отправился с нами в отделение, милиционеры объяснили это так: «Ведь для трех его друзей было бы несправедливо, если бы мы его просто отпустили». Три часа он провел за решеткой, после чего был отпущен.

Следующий вызов – на семейный скандал, который у милиционеров пафосно зовется «сексуальным». Оказалось, что по указанному адресу проживала женщина с совсем другой фамилией и у нее не было в тот день семейных ссор. Мы «утюжили» район, все было на удивление спокойно, когда пришел вызов: в одной из квартир в жилом доме продают наркотики. Дверь квартиры никто не открыл. Ордера на обыск не было. Записав показания мужчины, который звонил по 02, экипаж удалился.

Злостные нарушители правопорядка опять нам не попадались. Вдруг из дежурной части поступил сигнал, что в парке потерялся двухлетний малыш, уже полчаса с маленьким мальчиком находились обнаружившие его женщины, безрезультатно пытаясь выяснить, как его зовут и где он живет. Мальчик же никуда не хотел идти и не знал других слов, кроме «папа». Еще недавно злобный «мент» стал теперь добрым дяденькой милиционером. Все попытки посадить ребенка в авто либо узнать, как зовут ребенка, потерпели сокрушительное фиаско. С истерикой, с плачем экипаж вез малыша в отделение.

Через час «нарисовалась» мамаша. Оказывается, она доверила малыша подруге, которая просто-напросто забыла его забрать с собой после прогулки по парку. Лейтенант Спартак отметил: «С такими родителями надо совсем по-другому разговаривать. Не ведают они, что творят. Недавно был случай на моей практике, когда семилетнего мальчика целыми сутками держали дома взаперти. Родители уходили бухать, или еще чего там. Пацану есть, пить нечего, холодно, поговорить даже не с кем было. Повесился он...».

После ужина мы повстречали развеселую компанию с пивком и шашлычками, они сидели прямо на детской площадке. Ребята оказались рассудительными, по крайней мере отдавали отчет в том,что они нарушают административный кодекс, и по первому же предупреждению собрались и покинули беседку, в которой проходил импровизированный праздник. Задержали мы их только на проверку документов и мобильных телефонов. Кстати, оказалось, что согласно российскому законодательству, при первом требовании представителей власти гражданин обязан предъявить сотовый телефон, как и документы. Прощание с любителями шашлыка прошло в вежливой, почти дружеской обстановке.

В процессе дежурства были проверены документы у нескольких иностранных граждан из стран Средней Азии, но с документами у них был полный порядок. Следуя маршруту, мы разгоняли отдыхающих за бутылочкой пива мужчин, перед окончанием смены побывали еще на одной семейной драме. В квартире на улице Федорова пьяные бабушка и дедушка спустили с лестницы шестилетнего внука. Свидетелей было много, составили протокол, теперь псевдовоспитатели выплатят за содеянное штраф.

При ближнем рассмотрении работа милиции, как не удивительно, не вызвала больших нареканий. Смена прошла в полном соответствии букве закона. Майор Дмитрий даже Административный кодекс с собой возит, чтоб показывать его наиболее непослушным гражданам. Так что оценка этой работы зависит, как и многое в России, от человеческого фактора. То ли экипаж хороший попался, то ли в присутствии журналиста сотрудники правоохранительных дел ведут себя иначе.

Дмитрий Падерин
Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем