Город Жители «фенольных домов» просят помощи

Жители «фенольных домов» просят помощи

Группа тюменцев обратилась с письмами о помощи в Общественную палату России и к главному санитарному врачу страны Геннадию Онищенко. Отчаявшиеся люди просят решить вопрос о переселении из опасных для жизни домов. Известный художник Виктор Маркелов живет в

" src=

Группа тюменцев обратилась с письмами о помощи в Общественную палату России и к главному санитарному врачу страны Геннадию Онищенко. Отчаявшиеся люди просят решить вопрос о переселении из опасных для жизни домов. Известный художник Виктор Маркелов живет в одном из так называемых «фенольных» домов уже 28 лет. Эти деревянные двухэтажные бараки когда-то привезли в наш город строители БАМа. Тогда, в 1979 году, в Тюмени случилось мощное наводнение, и ударники стройки подарили пострадавшим несколько щитовых домиков. Пять из них установили на улице Октябрьской. Только вот не знали ребята-строители, чем обернется их подарок для людей.

Многие годы жители домов № 55, 57, 59, 61 и 63 по улице Октябрьской спокойно жили в своих квартирах и не жаловались на бытовые условия. Сначала 90-х годов у многих жильцов пошатнулось здоровье. Находиться в домах стало небезопасно. Люди замечали, что через два-три часа, проведенных в стенах дома, даже у здорового человека начинает кружиться голова. В указанных домах на улице Октябрьской в общей сложности проживает 120 тюменцев. «В 1992 году комиссия обнаружила в наших квартирах повышенное содержание фенола в воздухе, – рассказывает Виктор Маркелов. – Все пять домов были внесены в список на снос. Даже выделяли квартиры на Луначарского. Несколько домов по той программе успели снести, а затем, в государстве началась неразбериха. И про нас забыли».

За прошедшие годы ситуация к лучшему не изменилась, содержание фенола превышает все допустимые нормы. «Независимые эксперты из Тюменского межрегионального центра охраны труда провели замеры, – отмечает жительница дома №61 Ольга Ионова. – Оказалось, что содержание фенола в нашем воздухе в 6,6 раза превышает ПДК. Причем, исследование проводилось при открытых окнах, на сквозняке. В закрытом помещении этот показатель был бы еще больше. Мнение специалистов: жилье непригодно для проживания!».

Фенол применяют при производстве феноло-формальдегидных смол, клеев, лаков, красителей, пестицидов, лекарств. Добавляют для стабилизации смазочных масел, каучуков, пластмасс, резин, используют в дезинфицирующих средствах. Вещество легко проникают через кожу и желудочно-кишечный тракт, а его пары – через легкие.

При отравлении вызывает вазодилятацию (расширение сосудов), сердечную недостаточность, проблемы с почками, печенью. Симптомы легкого отравления: головокружение, головные боли, слабость, цианоз, одышка. По некоторым исследованиям, фенол относится к веществам, которые могут вызывать злокачественные опухоли кожи и внутренних органов.

Проводил замеры и Роспотребнадзор. Выяснилось, что при закрытых окнах концентрация фенола в домах превышает норму в девять-десять раз! «Результаты этих исследований не отражают действительности, – пояснила главный санитарный врач по Тюменской области Галина Шарухо. – Чтобы провести их правильно, из помещения должны выехать жильцы вместе со всеми вещами. Никто из них на это не согласился. А и мебель, и отделка, и ковры выделяют фенол. Мы, конечно, представили результаты замеров в администрацию. А вопрос о признании домов негодными к проживанию не входит в компетенцию «Роспотребнадзора».

Статистика заболеваемости жителей домов говорит сама за себя: из 120 человек имеют заболевания сердца и сосудов 78. Семи жильцам был поставлен диагноз –злокачественная опухоль. Пятеро из них уже скончались от болезни. «Моей дочке было 30, когда я ее написал, – грустно смотрит на портрет Виктор Маркелов. – У нее был рак кожи. Сгорела буквально за год. Врачи объяснили: виноват фенол. Практически у всех местных заболевания нервной системы. Скорая бывает здесь каждый день, часто – не по разу. Дети рождаются инвалидами».

«Нас можно было бы обвинить в том, что мы пьем, раз в бараках живем, – пытается улыбнуться Ольга Ионова. – Только вот все мы – приличные люди. У нас ни пьяных драк, ничего криминального не случается. Только одна беда – фенол». Люди пытаются обезопасить себя: держат форточки открытыми, клеят прорезиненные обои, обивают стенки пленкой, деревом – ничто не помогает. «Мы обращались во многие инстанции, – сетует Виктор Григорьевич, – в «Роспотребнадзор», к депутатам, в приемную губернатора, к главе города – сначала к Сергею Сметанюку, затем – к Евгению Куйвашеву. К сожалению, нигде нам не дают конкретного ответа. Делают отписки, гоняют по кругу из одной инстанции в другую. Сейчас мы написали письма главному санитарному врачу России Геннадию Онищенко и в Общественную палату России. Ждем ответа от них».

Областные и городские власти не особо торопятся решать вопрос. Один из чиновников, пожелавший остаться неизвестным, сообщил корреспонденту 72.ru: «Мы не знаем, что с ними делать. Они были на балансе у ДОК «Красный Октябрь», потом их перекинули на баланс города. Под программу переселения из ветхого жилья они не подходят. Что делать? Не знаем». К слову, уже в 2006 году администрация города отрапортовала: все «фенольные» дома снесены, правда, про улицу Октябрьскую тогда забыли. Жильцы вредных для жизни и здоровья тюменских домов надеются, что федеральным органам удастся то, чего не решили власти муниципальные, и вопрос переселения сдвинется с мертвой точки.

Сергей ДЕТОЧКИН
Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем