“ранспортные реформы гр€дут: проезд в автобусах уже подорожал
“ранспортные реформы гр€дут: проезд в автобусах уже подорожал

— сегодн€шнего дн€ за одну поездку в автобусе тюменцы плат€т 14 рублей. ѕовышение стоимости проезда в общественном транспорте вполне логично, учитыва€ то, что цена билета не мен€лась уже два года. ¬прочем, по планам чиновников, стоимость услуг автобусов и маршруток в этом году должна повыситьс€ еще раз, и это будет более ощутимо: билет подорожает до 18 рублей. ѕравда, такую сумму будут платить лишь те тюменцы, которые рассчитываютс€ с кондуктором наличными. ƒл€ владельцев транспортных карт сохранитс€ нынешн€€ цена – 14 рублей.

 ак только на официальном сайте администрации по€вилась информаци€ о том, что пассажиров “юмени раздел€т на тех, у кого есть транспортна€ карта, и на всех остальных, на форумах началось бурное обсуждение «ноу-хау» от мэрии. »значально чиновники обещали, что транспортные карты – это лишь альтернатива привычным билетикам. “еперь же получаетс€, нет карты – плати на четверть больше.

ѕрокомментировать ситуацию мы попросили председател€ “юменской областной общественной организации защиты прав потребителей »лью „ернышева. «–ешение дифференцировать плату дл€ тех, кто использует транспортную карту, и тех, кто предпочитает наличный расчет, на мой взгл€д, €вл€етс€ неоднозначным с юридической точки зрени€. — одной стороны, в соответствии с √ражданским кодексом –‘, цена и услови€ предоставлени€ публичных транспортных услуг должны быть одинаковы дл€ всех потребителей. Ќо на практике цены на товары и услуги бывают снижены дл€ определенных категорий потребителей. ѕримерами €вл€ютс€ проездные, дисконтные карты, специальные предложени€ дл€ молодоженов, именинников и прочие. Ёто все привычно дл€ нас и не вызывает возмущени€.

ѕроездные билеты снижают стоимость проезда по сравнению с утвержденным тарифом, и поэтому их охотно используют потребители. ”тверждаемые тарифы должны содержать максимальную стоимость проезда. –ешение о снижении ее в случае использовани€ транспортной карты должны принимать перевозчики по своей инициативе. ѕоэтому администраци€ города несколько вышла за пределы своих полномочий. ƒумаю, это решение св€зано с большим объемом частных перевозок и низкой управл€емостью отрасли по этой причине. ≈сли бы у нас был один муниципальный перевозчик, не пришлось бы закрепл€ть маркетинговую акцию в муниципальных правовых актах. ѕо факту, теперь тарифы на проезд в нашем городе составл€ют 18 рублей. 14 рублей – это только скидка не дл€ всех. — политической точки зрени€ повышение тарифа с 12 до 18 рублей, на 50%, более чем спорно», – уверен юрист „ернышев.

“акже возникает вопрос, как пассажир узнает, что с его карты сн€ли действительно 14 рублей, а не другую сумму, ведь чеков не выдают. –азработчики утверждают, что сн€ть больше этой суммы кондукторы не могут, так как их аппараты запрограммированы. Ќо в данном случае остаетс€ поверить на слово, поскольку документального подтверждени€ не предоставл€ют.

¬прочем, повышение цен на проезд в автобусах – это лишь начало своеобразной транспортной реформы, гр€дущей в “юмени. —о страхом перемен ждут частники – владельцы рейсовых автобусов и маршруток. Ќакануне бизнес-портал 72.ru провел онлайн-конференцию, где на вопросы тюменцев ответил директор департамента транспорта и св€зи администрации города ƒмитрий ¬ойнов. „иновник заверил, что сокращение количества частников в планы мэрии не входит.

«ќбщее количество общественного транспорта, задействованного дл€ перевозки жителей “юмени, не будет уменьшено. ќно, возможно, будет даже увеличено до требуемого постановлением правительства –‘ №112 (где должны быть задействованы дл€ перевозки пассажиров автобус особо большой, большой, средний, малый, особо малый). ¬едь основна€ цель нашей работы – это повышение качества и комфорта предоставл€емых услуг жител€м нашего города. Ѕез проблем можно будет уехать в любую точку нашего города», – по€снил ƒмитрий ¬ойнов.

ћежду тем, предприниматели уверены, что многим частникам просто не удастс€ выжить в услови€х, в которые их ставит администраци€ города. ¬ладелец маршрутного такси №68 јлександр —ухов рассказал, что всех хоз€ев «√азелей» об€зали до конца апрел€ установить навигаторы в машины, а в перспективе, сетует предприниматель, могут вообще попросить и сменить автомобиль.

«Ќавигатор стоит 14-15 тыс€ч рублей. ћой доход в мес€ц – около 40 тыс€ч рублей. »з этой суммы надо вычесть расходы на бензин, мойку и другие текущие затраты. Ќам сказали, что после установки навигаторов нужно будет пройти техосмотр в ѕј“ѕ-1. Ќо на этом расходы частников не заканчиваютс€: до 30 июн€ все маршрутки должны быть оборудованы специальными устройствами, снимающими деньги с транспортных карт. —тоимость аппарата пор€дка 25 тыс€ч рублей. ≈стественно, установка за счет собственных средств», – говорит предприниматель —ухов.

 роме ожидаемых нововведений в кругу частников ходит и масса слухов. Ќапример, €кобы летом 2010 года на линию будут допускатьс€ только маршрутки с двигател€ми стандарта ≈вро-3. Ёто значит, что многим предпринимател€м придетс€ продавать свои «√азели» и строить бизнес с нул€, начина€ с покупки новых машин. ¬прочем, пока этот слух никем не подтвержден.

„ем обернутс€ транспортные реформы в “юмени, станет пон€тно соврем скоро. Ќе исключено, что ноу-хау приживетс€, и тюменцы привыкнут к карманам без мелочи, а частники найдут плюсы в автоматизированной системе оплаты. ќднако, также не стоит игнорировать и возможный неудачный сценарий развити€, при котором владельцы маршруток намерены выходить на забастовку.