Когда на дороге появляется полицейская машина или виднеются очертания поста ДПС – большинство водителей сразу становятся примерными, снижают скорость и пристегиваются ремнями безопасности. С исчезновением «препятствия» к автомобилисту возвращается его привычный стиль вождения. Поэтому с начала 2017 года сотрудники ГИБДД Тюмени стали все чаще прибегать к практике скрытых патрулей.
За дорожной обстановкой, находясь за рулем гражданских автомобилей без фирменных логотипов госавтоинспекции, они следят не только в городе, но и на трассах. Так, недавно сотрудники ДПС провели мониторинг на федеральной трассе Тюмень – Ханты-Мансийск и проанализировали, какие нарушения чаще всего совершают тюменские автомобилисты. Выяснилось, что чаще всего они через двойную сплошную выезжают на встречку и превышают скорость.
Почему автомобилистам стоит бояться «играть в шашки» на дорогах, пересекать сплошную линию, даже если до поста ДПС еще несколько километров – выяснил корреспондент 72.ru. Утром 2 марта вместе с фотографом, инспекторами тюменского ГИБДД Сергеем Вязьминым и Сергеем Чикиревым мы отправились патрулировать Тобольский тракт на машине без специальной раскраски и спецсигналов.
В обычном гражданском автомобиле установлены специальные камеры видеофиксации. Сотрудники ГИБДД одеты в форму. Инспекторы сразу нас предупреждают – фотографировать госномера нельзя. Почему – догадаться несложно.
Самостоятельно останавливать нарушителей инспекторы не будут. Если нарушение будет зафиксировано, то информацию о нем передадут на ближайший пост ДПС. Там водителя и остановят. А следом подъедут сотрудники ГИБДД на неприметном автомобиле и с видеозаписью, подтверждающей факт нарушения.
Как рассказывают инспекторы, чаще всего они ловят водителей, совершающих обгоны на опасных участках трассы, пересекающих сплошную и двойную сплошную линии. На такие мелочи, как негорящая фара, скрытый патруль внимания не обращает.
– Хозяина такого автомобиля все равно свой наряд ДПС найдет, – шутят инспекторы. – А перед нами стоят другие, более серьезные задачи.
– Скрытые патрули также могут использовать прибор, который будет фиксировать нарушения скоростного режима, – рассказывает старший инспектор полка ДПС ГИБДД по Тюменской области Сергей Вязьмин. – Функции прибора позволяют зафиксировать большую скорость как в попутном, так и во встречном направлении.
Во время разговора с инспекторами мы понимаем, что едем уже больше часа, но нарушителей все нет и нет.
– Как показывает практика, в последнее время автомобилисты стали реже совершать серьезные нарушения. Большинство нарушений приходится на летнее и весеннее время, когда люди возвращаются из отпуска. Едут с моря, спешат поскорее домой, «летят» по трассе, чтобы успеть на работу. Вот тогда-то и происходят серьезные ДТП, – объясняет Сергей Вязьмин.
Еще через полчаса патрулирования, уже на обратном пути, инспекторам все-таки попадается серая иномарка с номерами 86 региона, которая лихо обгоняет попутные автомобили, два раза пересекает сплошную, едет на скорости около 160 километров в час. Инспектор тут же сообщает по рации о нарушителе в ближайший пост ДПС, передавая особые приметы автомобиля.
Через несколько минут мы подъезжаем к посту. Из серой иномарки, остановленной сотрудниками ГИБДД, выходит мужчина, на вид ему больше 30 лет. Он, пока еще не понимая, что произошло, показывает стражам правопорядка все необходимые документы. Но у инспекторов уже есть неопровержимое доказательство правонарушения. И водителю об этом сообщают.
– Конечно не ожидал. А это вообще законно все? – растерянно спрашивает водитель и достает из кармана пачку сигарет. Он не особо разговорчив, волнуется. Позже, при составлении протокола в служебном автомобиле ГИБДД, мужчина признается, что просто устал на вахте и хотел поскорее вернуться домой, поэтому и обгонял попутные авто. Свою вину не отрицает, с полицейскими не спорит.
– В том-то и задача наша – предотвратить возможную аварию. Ведь не дай бог натворит что-нибудь на дороге в таком состоянии. Зато теперь, может, до дома доберется аккуратней, – делится своим мнением инспектор ГИБДД.
Итог: мужчине теперь грозит лишение прав на срок от четырех до шести месяцев.
– Возможно, что на следующую вахту он поедет уже в качестве пассажира, – резюмирует инспектор.
Практика скрытого патрулирования действует в Тюменской области уже не первый год. Но, признаются сотрудники правоохранительных органов, не так часто, как следовало бы. В основном, из-за нехватки кадров. Однако с начала 2017 года скрытые патрули стали чаще появляться на тюменских трассах. Многие автолюбители негативно относятся к таким мерам. Но, все-таки, может оно и лучше, если за лихачами будет постоянно «присматривать» скрытый патруль.