В центре Тюмени сносят остатки станкостроительного завода. В конце ноября мы сделали несколько снимков зачищенной территории и написали о демонтаже бывшего заводоуправления. Публикация вызвала большой отклик у читателей 72.RU. Давайте вспомним, когда появился этот завод и как он изменил город.
«Механик»
Станкостроительный завод — одно из старейших действующих предприятий Тюмени. Оно появилось на рубеже ХIХ–ХХ веков. Завод основал известный тюменец Николай Машаров, в честь которого назван скверик около бывшего административного корпуса на Станкостроителей, 1. Об этом в своей книге «Четыре века Тюмени» пишет краевед Александр Иваненко.
— В 1900 году Николай Дмитриевич Машаров учредил торгово-промышленное «Товарищество Н. Д. Машаров и Ко». Купил небольшую чугунолитейную мастерскую и основал завод по изготовлению сельхозмашин, запасных частей к ним. Завод быстро рос и развивался, появились цеха: чугунолитейный, гвоздарный, кузнечный, эмалировочный, токарно-слесарный, имелась котельная с паровым котлом, паровой молот. Завод освещался электричеством, станки работали на электроприводе. Через 10 лет завод выпускал не только различные хозяйственные изделия из чугуна, эмалированную посуду и всевозможные гвозди, но и принимал заказы на изготовление по чертежам и рисункам любых литых из чугуна и меди и кованых деталей к всевозможным машинам, что указывало на высокий уровень технических возможностей предприятия, — рассказывает Иваненко.
Завод работал на окраине Тюмени, а вокруг него быстро разрослась слободка — деревянные домики, в которых жили рабочие (кое-где около нынешнего ТЦ «Калинка» они сохранились до сих пор). Новые улицы, не особо заморачиваясь, называли Машаровскими (прибавляя порядковый номер). Кстати, неподалеку были знаменитые Сараи — кирпичные заводы, возле которых тоже строились кварталы деревянных домов. Сейчас здесь деловой центр Тюмени, но сто с лишним лет назад этот район по праву можно было назвать пролетарским.
После Февральской революции и Октябрьского переворота завод Машарова национализировали, он получил название «Механик». Владелец завода Николай Машаров ушел из Тюмени вместе с армией Колчака, добрался до Томска, а там, уже после разгрома белых, в 1922 году умер — его расстреляли. По словам историка и краеведа Станислава Белова, тюменские власти хотели вернуть Машарова в город как ценного кадра, но не успели.
В 1922 году все Машаровские улицы заводской слободки переименовали. Почти все новые названия дожили до наших времен.
— К пятилетию революции переименовали все четыре Машаровские улицы. 1-я стала Механической и сохранилась до сих пор, а вот остальным повезло меньше. Сперва они получили имена местных большевиков, затем были переименованы в Механические (при этом 1-я стала 2-й), потом вновь сменили названия. В итоге одна из них (Чапаева, она же 3-я Механическая) совершенно исчезла, другая известна лишь заядлым следопытам (Станкостроителей, она же Стахановская, она же 1-я) и только Фабричной (4-я) посчастливилось выжить и даже стать центром современного элитного строительства, — рассказывает Белов.
В 20-х годах на «Механике» выпускали маслобойки, шерстобитные машины, лесопильные рамы, а в 30-х предприятие уже начало специализироваться на выпуске деревообрабатывающих станков, в частности «шпалорезок», которые, как сообщает официальный сайт завода, поставлялись в основном в уральские регионы.
Тюменский станкостроительный завод
В военные годы предприятию, как и всем другим в Тюмени, пришлось срочно осваивать производство оружия, в основном минометов, мин, в том числе химических для дымовых завес. Кроме того, как рассказывают на заводе, в 1944 году в цехах собрали два фуговальных станка, которые власти заказали для лаборатории академика Курчатова. Позднее она превратилась в Институт атомной энергетики.
На заводе по понятным причинам в основном работали женщины. Непродолжительное время среди работниц числилась Марите Мельникайте. Она недолго прожила в Тюмени, ушла на фронт и стала участницей партизанского движения. Мельникайте попала в плен, где ее пытали и убили. В послевоенные годы одну из центральных улиц Тюмени назвали ее именем.
К 60-м годам ХХ века от старого названия «Механик» отказались, и появился Тюменский станкостроительный завод. Таким мы его и запомнили, хотя до 70-х в городских автобусах остановку иногда объявляли по старинке. Об этом рассказывает историк и журналист Игорь Ермаков.
— Что такое завод «Механик», тогда (в послевоенные десятилетия. — Прим. ред.) знали все. В 60-х годах остановку в автобусах называли то «Механик», то «Станкостроительный». Я тогда учился в школе, спрашивал у дедушки, это один и тот же завод? Он мне объяснял, что старые люди называют его «Механик», а молодые — станкостроительным. Кстати, тогда еще паровоз, черный с красными колесами, ходил по узкоколейке в сторону завода через улицу Республики. Так было до конца 70-х годов. По железной дороге на «Механик» таскали платформы с лесом. Зимой 1968 года на такой платформе в город приехала рысь и прыгнула на постового милиционера, который дежурил в большом тулупе. Он смог ее сбросить и застрелить, а иначе она бы его загрызла. Тулуп спас, — вспоминает Ермаков.
Заводские рабочие жили в деревянных бараках, которые простояли вплоть до начала 70-х годов. Во второй половине 60-х людей начали переселять в хрущевки. В 1967 году в честь 50-летия октябрьских событий появилась одноименная улица, на которой возводили благоустроенное жилье, в том числе и для рабочих станкостроительного завода.
90-е, как и для всей страны, стали тяжелым временем для станкостроительного завода. Правда, в отличие от многих промышленных предприятий Тюмени, он выжил. В 1994 году завод акционировался, а в середине 2000-х выехал на окраину города, поскольку, как сообщали в то время СМИ, аренда земли в центре города заводу выходила очень дорого.
Историк и журналист Игорь Ермаков говорит, что завод выселяли под предлогом заботы об экологии, поскольку производственные мощности загрязняли воздух. В начале 2000-х у россиян было не так много машин, поэтому в основном промышленные предприятия отравляли атмосферу выбросами. Сейчас за это в Тюмени по большей части отвечают сотни тысяч автомобилей.
Примечательно, что только в середине 90-х достроили последний пролет механосборочного цеха. А сейчас на территории завода ничего не осталось.
Сейчас станкостроительный завод работает в районе Букино, на окраине Тюмени. На сайте предприятия указано, что он всё так же производит деревообрабатывающие станки и околостаночное оборудование. В центре города — на огромной пустой территории — развернется жилое строительство. По данным телеграм-канала «Повестка», новый квартал назовут именем основателя завода Николая Машарова.
Это не первый завод, на месте которого появится жилой комплекс. Высотки уже начали строить на территории бывшего КСК — промышленного гиганта советской Тюмени. В 70-е и 80-е годы жилье в Тюмени строили болгары. До сих пор малосемейные пансионаты называют болгарскими. Почитайте большой материал 72.RU о том, как жили в Тюмени рабочие из Болгарии.
В Тюмени закрываются не только знаменитые советские предприятия, но и кафе. Например, около года назад прекратила существование легендарная «Блинная» на Первомайской — Ленина.