Город репортаж Отдельная Тюмень. Как живут люди в домах у Затюменского, про которые никто не знает

Отдельная Тюмень. Как живут люди в домах у Затюменского, про которые никто не знает

Они умудряются сохранять свою маленькую деревню в большом городе

Анна Харькова живет в этом районе почти 30 лет и считает его замечательным

В теплые дни в Затюменском парке в Тюмени не протолкнуться. Немногие знают, что сбежать от толпы можно в массив у дома отдыха Оловянникова, к заросшему пруду, где тропинки еще не закатаны в асфальт. Еще меньше людей в курсе, что там, в лесу, стоит несколько жилых домов. К трем многоквартирным зданиям с собственными огородами мы вышли случайно, но потом узнали их историю и теперь рассказываем вам.

Дома для рабочих


Один дом на улице Оловянникова — деревянный, темный, двухэтажный — расселен. Он нежилой и кажется замершим во времени. Вот крыльцо с блюдцем для окурков, вот одернутые шторы в окне первого этажа, вот следы от авто на тропинке. А вдоль дома бежит черная кошка, очень надеемся, что она чья-то, а не оставленная хозяевами.

Соседний дом еще десять лет будет ждать сноса. На покосившихся крылечках стоят массивные кресла — в них по вечерам проводят время местные жители. По двору бегает громкая собака, которая лаем встречает зашедших случайно гостей.

Два деревянных дома появились в 80-х годах

Владелица квартиры на верхнем этаже Анна рассказывает, что жилье в этих домах много лет назад выдали работником санатория Оловянникова, который находился поблизости. Здесь до сих пор живут дети и внуки тех, кто ежедневно принимал на лечение и отдых работников тюменских предприятий. Большинство квартир — муниципальные.

— Надеемся, что и мы переедем отсюда. Дом построен в 1984 году, но в плохом состоянии. Есть плюсы и минусы жизни здесь. Парк рядом и небольшие участки под окнами — это хорошо. Вообще, красота: лес, свежий воздух... Но состояние дома — плохое, — говорит девушка, чья мама работала в санатории Оловянникова.

Сам дом отдыха, что находится в 600 метрах, перестал работать в 1995 году. Сейчас он разрушен и заброшен.

А вот и кошка, которую бросили хозяева, когда съехали из дома

Профилакторий для летчиков


Чуть дальше — ближе к улице Ямской — стоит кирпичный двухэтажный дом. В нем всего один подъезд и девять квартир. Дом окружен небольшими огородами с посадками. Одни жители решили выращивать зелень, картошку и помидоры, другие — поставили небольшие террасы и по выходным собираются с родными.

Анну Харькову соседи называют главной по дому: она «пробила» дорожки до остановки и заставила управляющую компанию чинить крышу

Когда подходишь к дому, то кажется, что он стоит не в городе, а в небольшой деревне: безлюдно, сплошного проезда для машин нет, вокруг — гаражи и хозяйственные постройки. Главная в доме — Анна Харькова. В начале 90-х она вместе с семьей получила здесь квартиру.

— Ну как квартиру. Помещение. Это был профилакторий для летчиков, который принадлежал аэропорту Плеханово. Здание три года было заброшенным. В 1991 году нам с мужем предложили перестроить его и заселиться. У дома были только крыша и стены, остальное делали сами с помощью бригад, — вспоминает Анна Харькова. — Тогда же время такое было — разруха. Нам сказали, что это будет последнее жилье, которое можно получить. Мы до этого жили в общежитии, нам квартира не светила, вот мы и согласились.

Жителям дома предоставили штукатуров и сантехников, которые и помогли восстановить дом. Позже благоустраивать стали и дворы — установили заборчики, засыпали проезд. Когда жители заехали — не было дорог. Анна Харькова признается, что добиваться бетонной дорожки до остановки, а она находится в километре от дома, пришлось несколько лет. Правда, свет до сих пор есть лишь на участке у Затюменского парка. Дальше — темнота.

Снаружи дом неприметный, но внутри — очень аккуратный

— Я квартальному надоела. Это вроде бы не их работа, но мы ведь тут живем. До этого был ужас, — говорит женщина. И вспоминает, как в магазинчике у дороги держала дежурную пару сапог: приезжала с работы в туфельках и переобувалась — такая грязь была.

Чужих нет


С заселения и до сегодняшних дней в доме в основном живут семьи, которые работали в аэропорту Плеханово. Лишь одну квартиру хозяева продали. Здесь все друг друга знают, поэтому и за порядком жильцы следят сами: в подъезде чисто, вместо железной входной двери — полотно со стеклом, на подоконниках — цветы, лестничные марши и коридор — как после ремонта.

А вот и пес, который живет у Анны Харьковой. Владельцы обещали, что из щенка вырастет пекинес. Но получилась дворняжка

— Вот они, мои миленькие (к дому приехали сотрудники управляющей компании. — Прим. ред.). Давно прошу их подремонтировать крышу — никак не сделают. Вообще, не очень хорошо дом содержат, но мы всё равно счастливы, нам нравится здесь жить, — делится Анна Харькова. — Домом сначала управлял аэропорт, а потом передали городу.

Чужих здесь не бывает, лишь иногда посетители Затюменского путают дорогу и приезжают к домам.

— Нас «закладчики» (которые раскладывают наркотики по тайникам. — Прим. ред.) мучают, никак не можем от них отделаться. А так — тихо и спокойно. Пока парка не было, то здесь вообще была глухомань, — говорят жители.

В доме всего девять квартир. Планировки нестандартные, но жителям нравится

Огороды в ряд


Если смотреть из окон второго этажа на улицу — до леса тянутся маленькие участки.

— Мы когда заехали — рядом с домом был строительный мусор. Мы навезли земли, взяли несколько грядок. Оборудовали сначала перед домом участки, а потом аппетиты выросли. Кто хотел — взял землю. Конечно, у нас самозахват. Мы просили в аренду землю, хотели платить налоги, но нам не дали. Поэтому пока можем — держим огородики, — делится женщина.

Подруге Анны Харьковой Клавдии больше 80 лет. Она переехала в дом в 90-х вслед за мужем, которому выдали квартиру от аэропорта.

С виду — деревня, частный сектор или какое-нибудь садовое товарищество. Но нет, эти дома с огородами находятся неподалеку от Затюменского

— Раньше жила в центре, но всю жизнь мечтала жить на природе. Мне тут ой как нравится. Безумно. Но что вы хотите: огород, палисадник, слежу за ними. У нас и уголок для отдыха есть. Так люблю это место, — говорит женщина. — Представляете, мы живем в городе, а ощущение, что в деревне. Своей. Мы очень счастливы.

Что еще почитать про интересные дома и районы Тюмени

Недавно мы рассказывали про жителей дома-конюшни: в районе городища на улице Самарской, 15 во дворе купеческого дома Козловой стоит двухэтажное кирпичное здание. Сначала кажется, что это какая-то промышленная постройка. Лишь заглянув внутрь, можно понять, что в доме живут люди: на площадке первого этажа по три квартиры, узкие деревянные лестницы ведут на второй. Официально дом построен в 1918 году, но владельцы квартир утверждают, что появился он здесь в конце XIX века. За это время в краснокирпичном доме размещались конюшня, фабрика и коммуна. Рассказываем историю неприметного здания до того, как оно будет снесено.

Также загляните в нашу еженедельную рубрику «Районы-кварталы». Каждую неделю журналист 72.RU рассказывает про прошлое, настоящее и будущее городских кварталов. Например, жители ДОКа до сих пор помнят наводнение 1979 года и даже показывают фотографии, как их тогда затопило (смотрите сами). А во время прогулки по Суходолью возникли ассоциации с фильмом «Ирония судьбы» — читайте, причем тут синдром Жени Лукашина и почему для таксистов Суходолье — страшный сон.

Больше всего, конечно, читателей 72.RU удивил «обитаемый остров»: элитный тюменский поселок, обнесенный рвом. Мы заглянули туда и вот что увидели: репортаж с «Петровского острова».

Вы живете в доме с интересной судьбой? Расскажите об этом нам. Свяжитесь с дежурным журналистом 72.RU по телефону +7 982 781-74-07 (можно СМС, Viber, Telegram, WhatsApp).

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем