Самый известный российский блогер и урбанист Илья Варламов выложил вторую часть отчета о своей поездке в Тюмень. В этот раз блогер не только критиковал, но и восхищался памятниками культуры — деревянными домами, которые сохранились в центральной части города.
— Тюмени есть чем гордиться. Это деревянная архитектура, — написал в своем блоге Илья Варламов. — К сожалению, все эти нарядные деревянные дома стоят среди убогих пластиково-кирпичных коробок из девяностых. Представляете, что было бы, если б Тюмени удалось сохранить деревянный центр?! Была непрерывная, цельная историческая ткань! Без пятиэтажек, торговых центров и офисов. Со всего мира сюда приезжали бы люди любоваться красотой.
Не понравилась гостю застройка центра, которая не только заставляет блекнуть на ее фоне деревянные дома, но и сама по себе не радует глаз.
— Оставшиеся деревянные домики исторического центра меркнут на фоне этого кирпичного убожества, — поделился блогер.
Помимо центра, урбанист посетил и спальные районы. Здесь типичная проблема — много парковок, мало деревьев, некачественное зонирование и отсутствие инфраструктуры. А на окраинах города строят комплексы в чистом поле, они напомнили блогеру бетонные мешки, только для тысяч людей. Варламов утверждает, что так на Западе больше не строят, а подобные проекты сносят. Свое недовольство урбанист подкрепляет аргументами:
— Самый главный минус — разряженность застройки при очень высокой плотности населения, а также отсутствие разнообразия набора услуг и досуга. Во-вторых, все эти новые районы, как правило, строятся на отшибе, а потом их жители удивляются, почему это им приходится стоять в огромных пробках, чтобы попасть в город. Проблему маятниковой миграции никто не отменял. В таком районе, как правило, нет инфраструктуры. А инфраструктура — это не только парковки, школы, детские сады и поликлиника. Это в первую очередь разнообразие жизни и социальные связи. В типичном российском спальнике нельзя ни работать, ни отдыхать. Днём здесь можно встретить разве что мам с колясками, потому что им неудобно ехать на прогулку с ребёнком куда-то ещё. Архитектура и вообще городская среда в спальных районах однообразна, и это давит на психику. Обычно строится сразу несколько одинаковых новых домов, и без навигатора среди них очень легко заблудиться.
Илья Варламов не упустил возможность снова напомнить, что город развивается исключительно в направлении автомобилизации населения. Общественный транспорт развит слабо, и пользоваться им неудобно, а электротранспорта нет вовсе — уничтожили в 2009 году. А строя широкие магистрали, в какую превратится Мельникайте, власти делают город несправедливым — они создают удобства для водителей, а об остальных жителях города забывают, еще и добавляют дискомфорта, заставляя ходить по подземным и надземным переходам.
в первую очередь в мире, то по крайней мере в России.— Большинство населения оказывается в ущемлённом положении. Это самые слабые и незащищённые люди — малообеспеченные, дети, пенсионеры. Они не могут гулять по городу, они не могут перейти дорогу, каждая поездка — это боль и унижение, — поясняет Илья Варламов. — Напомню мэру Тюмени самый простой рецепт того, как сделать хороший город. Надо всего лишь сделать его удобным для бабушки. Город, удобный для бабушки (и дедушки), — это город, удобный для всех. В целом Тюмень — очень интересный город. Если городские власти начнут привлекать хороших специалистов, то он будет одним из лучших если не в мире, то по крайней мере в России.
В предыдущем отчете Илья Варламов раскритиковал власти за то, что город застрял в девяностых, хоть на дворе уже и 21-й век. Разгромной критикой он прошелся по тюменским заборам, набережной и Гилевской роще. Блогер неоднократно обвинял наш город в безвкусице, что понравилось далеко не всем. В начале августа он снова высказался по поводу реконструкции улицы Мельникайте в Тюмени. В прошлом году он разнёс проект, но, узнав о том, что переходить городскую магистраль жителям придется по надземным переходам, снова выступил с критикой. Он предрекает, что улица вымрет, поскольку проект отбирает ее у пешеходов. Такие магистрали в жилой зоне делать не рекомендуют.
Согласны ли вы с доводами урбаниста? Расскажите нам, что, по вашему мнению, правдиво, а что нет. Может быть, блогер что-то совсем упустил из виду?