Город Юлия Фатхуллина, руководитель тюменского проекта «Наставничество»: «Мы даем детям право жить и совершать ошибки»

Юлия Фатхуллина, руководитель тюменского проекта «Наставничество»: «Мы даем детям право жить и совершать ошибки»

Когда речь заходит о помощи детям из детских домов, то первое возникающее при этом желание – подарить им что-то хорошее, устроить праздник, помочь деньгами. Все это нужно, но главная поддержка таких ребят заключается все-таки не в материальных вложениях и ярких фейерверках, а в умении найти с ними контакт и научить дружить, помогая детдомовцам поверить в то, что они сильные, мудрые и, главное, нужные люди.

Тюменский проект «Наставничество», стартовавший в областном центре в начале мая, предложил тюменцам стать для детдомовского ребенка мудрым взрослым, который смог бы каждому человеку, живущему в детском доме, помочь советом, личным примером, научил бы самостоятельно принимать важные жизненные решения и уметь грамотно справляться с любыми трудностями. Руководит проектом тюменка, юрист Юлия Фатхуллина.

Юлия, расскажите, как родилась идея такого необычного, но нужного социального проекта?

– «Наставничество родилось из другого проекта «Детские сердца», который был реализован в прошлом году на грант благотворительного конкурса «Запсибкомбанка» «Наш регион – 2016» и конкурса проектов «Моя идея», организатором которого является АНО«Агентство современных коммуникаций». Учредитель конкурса – Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области. Проект включал два направления деятельности: блок на работу с эмоциями для самых маленьких и профориентация для выпускников детского дома №66. В течение года мы для ребятишек проводили праздники, мастер-классы, встречи с интересными людьми. Потом я продолжила общаться с ребятами, образовался свой дружеский круг из 15-20 воспитанников, мы ездили зимой кататься на коньках и лыжах, постоянно поддерживали общение. Затем детский дом закрыли, часть детей выпустили в большую жизнь, кто-то обрел свою семью, а некоторые поселились в Борковском детском доме. В общем, наша дружба не оборвалась. Но уже тогда ко мне пришло понимание, что невозможно одному человеку охватить качественным общением такое большое количество ребят, ведь тогда все взаимодействие приобретает формат праздничного и развлекательного.

Тогда ваша команда решила пойти дальше?

– Да, мы решили, что детям нужны отношения наставнического плана, когда можно поговорить, поделиться опытом, посоветовать что-то. А для этого необходимо более тесное и постоянное общение. Да, тогда и появилась идея – у каждого ребенка должен быть свой друг-наставник. Потому что искренне открыться при общении с несколькими людьми одновременно очень трудно, это возможно только при личном контакте, и то не сразу. Но оставались и общие мероприятия – праздники, лекции, встречи с интересными людьми.

1 из 3

А в чем смысл такого наставничества?

– Важно, чтобы дети в любой жизненной ситуации были уверены – у них есть друг, взрослый человек, которому они могут доверить свои проблемы, поделиться радостями, тот, кто постарается им помочь в любом случае. Ведь ребята из детского дома живут в таких условиях, когда они лишены по сути возможности самостоятельно принимать решения, все решается за них. Как же они в таком случае будут учиться правильно расходовать деньги, выбирать будущую профессию, строить взаимоотношения с противоположным полом? На самом деле, несмотря даже на внешнюю материальную обеспеченность, у детдомовских детей много проблем в жизни. Они боятся идти в мир, у них начинается паника и страх. В данном случае роль наставника заключается в том, что он делится с ребенком своим опытом, объясняет ему, как поступить в той или иной ситуации, помогает принять решение, поддерживает и направляет. Старший друг – это человек, к которому можно обратиться в любое время дня и ночи. Например, позвонить.

Каких результатов удалось добиться с момента старта «Наставничества»?

– Уже за три-четыре месяца существования проекта мы увидели существенную динамику, пользу от нашей работы. Так, например, мальчика из Борков летом положили в больницу с ангиной, он тут же пишет своему наставнику: «Я лежу в больнице». Все, мы к нему сразу же съездили, привезли карандаши, альбом. И договорились, что 1 сентября на линейку он пойдет вместе с наставником.

Еще пример – ребят поселили в общежитии при колледже, и они вместе с наставниками обустроили комнату. А это ведь не так просто – нужны такие элементарные вещи, как тазики для мытья пола, стирки, ведро для мусора, вешалки.

И сами дети, чувствуя такую поддержку, охотно нам помогают – раздают листовки к мероприятиям, выполняют поручения. Так и строится общение, на взаимной помощи. Бывают, конечно, и неприятные ситуации, когда наставник должен проявлять по отношению к ребенку строгость, но бывает, напротив, от него требуется забота, внимание. В этом и заключается суть наставничества. Наставник поругает за то, что его подопечный за три дня растратил сумму, предназначенную на месяц. И ребенок даже может обидеться, но потом неизменно все понимает и осознает свой промах. И мы не навязываемся, даем право жить и совершать ошибки. Но и находимся всегда где-то рядом, готовые помочь в любой момент. Так что проект развивается, я вижу в нем силу, энергию.

1 из 4

А как сформировалась команда наставников?

– Как только я стала рассказывать о «Наставничестве» в социальных сетях, принять участие в проекте захотели многие взрослые, сразу же откликнулись позитивно настроенные люди, которые ощущают себя счастливым и готовы поделиться этим ощущением с другими. Возраст наставников – от 25 до 40 лет, все работают по зову сердца, бесплатно. Прежде чем заняться непосредственно наставничеством, они прошли обучение на семинарах, где им рассказывали об особенностях психологии воспитанников детских домов, о необходимости принимать ребенка таким, какой он есть, о многих других секретах общения с подростками. Потом состоялся праздник, где составлялись пары наставников и подопечных. Сейчас в проекте работают 15 наставников, и у них все еще горят глаза! Потому что эти взрослые в отношениях с детьми и себя открывают по-новому.

Какие планы строите на будущее? С какими проблемами уже столкнулись в процессе своей деятельности?

– Проект только набирает обороты. Наша работа системна, кропотлива, терпелива. Она может быть невидима, потому что это жизнь, это не вечный праздник. Возможно будет набор на следующую группу – есть и желающие наставники, и новые дети.

На данный момент проект существует на грантовые средства БФРГТ и «Моя территория». Пока. Как сложится дальше – не могу сказать, но материальная поддержка на текущие расходы нам, конечно, необходима. Также есть проблема с помещением, вернее, с его отсутствием. Если бы у нас был свой дом, куда беспрепятственно могли приходить наши дети, то это открыло бы больше возможностей для проведения различных мероприятий, включая праздники, лекции, встречи с интересными людьми и так далее.

Реквизиты для помощи:
Карта Сбербанка РФ 639 00 267 901 661 1216,
Телефон: +79322001292,
E-mail: yulia106@yandex.ru.

Фото: Фото предоставлены Юлией Фатхуллиной
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем