Город Галина Шарухо, руководитель Управления Роспотребнадзора по Тюменской области: «Норма потребления сахара у тюменцев превышена на 180%»

Галина Шарухо, руководитель Управления Роспотребнадзора по Тюменской области: «Норма потребления сахара у тюменцев превышена на 180%»

В последнее время в новостных лентах мелькает информация о фальсифицированных продуктах. Подделывают буквально все – от молока до мяса. Как не растеряться в пищевом разнообразии современному человеку? Этот вопрос мы задали главному санитарному врачу по Тюменской области Галине Шарухо. Также руководитель Управления Роспотребнадзора рассказала о том, стоит ли бояться подземной воды и нужно ли показывать справку о здоровье в аэропорту.

Галина Васильевна, что можно считать главной бедой, угрожающей здоровью тюменцев: продукты, воду, болезни?

– Десятилетний мониторинг санитарно-эпидемиологической обстановки в Тюменской области позволяет сделать вывод, что приоритетными по влиянию на здоровье городского населения являются химическое загрязнение атмосферного воздуха, преимущественно от транспорта, качество и безопасность питьевой воды и продуктов питания, уровень шума, условия производственной среды. Для сельских жителей приоритетными факторами, формирующими негативные тенденции в состоянии здоровья, являются социально-экономические.

Тем не менее в Тюменской области отмечаются положительные тенденции в качестве и безопасности среды обитания населения. Так, за последние 10 лет удалось улучшить качество подаваемой питьевой воды, не допустить вспышек инфекционных заболеваний, связанных с водным фактором. Проводится работа по улучшению условий обучения и воспитания, охране здоровья подрастающего поколения. В области достигнут практически полный охват горячим питанием школьников; не снижается достигнутое стопроцентное обеспечение йодированной солью образовательных и оздоровительных учреждений.

Кроме того, растет качество жизни, ее продолжительность, наблюдается положительная динамика по рождаемости, снижению смертности, в том числе смертности от новообразований.

Судя по последним новостям, качество продуктов заметно ухудшилось, стало много фальсификата. Связано ли это с введением эмбарго или просто Роспотребнадзор увеличил количество проверок? Какое соотношение фальсификата в местной и ввозимой продукции было до 2014 года?

– Сейчас в период изобилия и разнообразия продуктов питания, когда у россиян есть огромный выбор, и на прилавке представлен широкий ассортимент, остается вопрос качества, безопасности, соответствия заявленным характеристикам. Наши мониторинги показывают, что ухудшения показателей качества и безопасности не наблюдается. В былые годы удельный вес пищевой продукции, не соответствующей требованиям, составлял до 10%, сейчас этот показатель не превышает 4%. Контроль же за товарами на прилавке начинается с производственного контроля производителем, ведь он в первую очередь заинтересован, чтобы его продукция отвечала требованиям покупателей, была конкурентоспособна на рынке, и потребитель бы вновь делал выбор в его сторону.

Речи об увеличении проверок не идет, напротив, у малого и среднего бизнеса «надзорные каникулы». Органы Роспотребнадзора несколько переориентировали контроль в сторону выявления фальсифицированной продукции, исследования продукции по показателям идентификации (объем исследований увеличился вдвое в сравнении с прошлым годом, и, следовательно, количество находок увеличилось).

Какая продукция отличается худшим качеством: молочка, мясо, хлебобулочные изделия?

– На протяжении 2,5 лет не было выявлено не соответствующей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям мясной, молочной, мукомольно-крупяной и хлебобулочной продукции. В первом полугодии 2016 года по санитарно-химическим показателям в группе «рыба и нерыбные объекты промысла» было исследовано 18 проб, из них одна проба (5,5%) нормам не соответствовала. Это был тот случай, когда пробу брали после паводка в Ишиме.

В текущем периоде 2016 года увеличение удельного веса продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, было выявлено в группах: «кулинарная продукция и изделия нетрадиционного состава» (суши и так далее) – 14,2%; «пиво» – 1,5%. Есть небольшое увеличение в группе «молоко и молочная продукция» – 3,8%.

Есть мнение, что вся курятина в России напичкана антибиотиками, её употребление в итоге опасно для здоровья. Какие рекомендации по этому поводу может дать Роспотребнадзор?

– Устойчивость микроорганизмов к антибиотикам – это реальная глобальная проблема, об этом предупреждает ВОЗ и другие международные организации. Чрезмерное использование антибиотиков в производстве сельхозпродукции не является острой необходимостью и должно быть снижено для предотвращения невосприимчивости микрофлоры к препаратам в будущем. Надо сказать, что Управление Роспотребнадзора по Тюменской области ведет контроль за содержанием антибиотиков в продовольственном сырье и пищевых продуктах, производимых и реализуемых на территории области. Так, за шесть месяцев этого года исследовано 150 проб, но неудовлетворительных проб не регистрировалось. Исследовано 20 проб мяса и мясных продуктов, девять проб птицы, яиц, 119 проб молока и молочных продуктов, две пробы меда.

Местные производители хлеба жалуются на конкурентов, которые производят более дешевый продукт, добавляя различные улучшители. Что это могут быть за добавки? Несут ли они опасность?

– Пищевые добавки – вещества, добавляемые в продукты питания для придания им желаемых свойств, например, определенного аромата (ароматизаторы), цвета (красители), длительности хранения (консерванты), вкуса, консистенции. Производители хлеба и хлебобулочных изделий вправе изготавливать продукцию по своим рецептам, утверждая при этом технические условия самостоятельно, с органами Роспотребнадзора не согласовывая. Перечень пищевых добавок, разрешенных для применения при производстве пищевой продукции, определен нормативами. Производитель должен иметь документ, подтверждающий прохождение процедуры обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Характерна ли для тюменцев проблема ожирения? Принимает ли какие-то меры Роспотребнадзор? Готовы ли тюменцы внимать рекомендациям?

– В Тюменской области отмечаются положительные изменения в структуре питания: выросло потребление мяса, рыбы, овощей, фруктов, молочных продуктов. Так, за последние 10 лет дефицит потребления овощей сократился на 26%, фруктов – на 65%, молочных продуктов – на 30%. Потребление мяса и рыбы у жителей области превысило рекомендуемую норму, тогда как ранее отмечался дефицит этих продуктов в среднем на 10% и 20% соответственно. Одновременно установлена негативная тенденция роста потребления сахара и кондитерских изделий – количество потребления этих продуктов достигло 180% от рекомендуемых норм питания, что может стать причиной нарушения обмена веществ и ожирения, в первую очередь у подростков и детей.

За многолетний период показатель первичной заболеваемости ожирением среди населения Тюменской области не имеет стойкой тенденции к снижению. Напротив, в 2015 году был отмечен резкий рост показателя ожирения среди жителей области – на 146%. Рост произошел среди всех возрастных групп.

Мероприятия по профилактике и снижению заболеваемости, связанной с питанием, заложены в несколько региональных программ. Проводится постоянная работа по охране здоровья подрастающего поколения. Вопросы здорового питания, подготовленные по материалам Управления, заслушиваются на классных часах, родительских собраниях с раздачей наглядного материала.

Вопрос правового характера. Одна из наших читательниц рассказала, что ее с маленьким ребенком не выпустили из аэропорта, поскольку ребенка накануне искусали комары. У нее потребовали справку. Насколько законна ситуация?

– Укус комара у ребенка может стать серьезной воспалительной реакцией на месте укуса, которая имеет аллергический характер. На коже в месте укуса появляется покраснение в виде мелких воспалительных точек, кожный зуд, расчесы, которые сходны с накожными проявлениями при различных инфекционных заболеваниях, таких как корь, краснуха, псевдотуберкулез, скарлатина, менингококковая инфекция, ветряная оспа, аллергические проявления в виде высыпаний при употреблении пищи. Для установления диагноза необходима консультация специалиста или наличие медицинской справки на подтверждение отсутствия у ребенка инфекционной заболеваемости.

Если такая ситуация случается при пересечении границы из дальнего или из ближнего зарубежья, или внутри страны, то это требование обосновано в целях обеспечения санитарной охраны территории РФ и субъекта от завоза инфекционных заболеваний.

Часто ли горожане жалуются на некачественные услуги в сфере авиаперевозок?

– На сегодняшний день в отдел защиты прав потребителей Управления поступило 25 обращений на действия перевозчиков, из них пять обращений касались авиаперевозок. В основном обращения содержали требования возврата денежных средств, например, за то, что пассажир не смог вылететь рейсом авиакомпании, или за то, что опоздал на рейс, с требованием помочь истребовать штраф за задержку рейса, с тем, что не смогли улететь, так как в билетах не было информации о том, что регистрация заканчивается за 40 минут до вылета.

Во всех случаях обратившимся даны разъяснения со ссылками на нормы действующего законодательства, а также о возможностях участия Управления в судебной защите прав потребителей при наличии к тому правовых оснований.

При оформлении провозных документов мы рекомендуем внимательно знакомиться с информацией, предоставляемой перевозчиком, а также с правилами перевозчика, которые в наглядной им доступной форме должны быть доведены до потребителей в месте оформления провозных документов, а также на официальных сайтах перевозчиков.

Часто ли горожане жалуются на некачественные услуги в сфере предоставления турпутевок и так далее?

– В целом ситуация на рынке туристских услуг в Тюменской области является благополучной. За первое полугодие 2016 года в отдел защиты прав потребителей поступило шесть обращений на действия турагентов и туроператоров. При этом обращений касаемо качества оказываемых услуг не было, в основном они сводились к помощи в возврате денежных средств ввиду невозможности потребителя воспользоваться туристским продуктом. Так как в обращениях фигурировали вопросы, связанные с нарушением частных прав потребителя, рассмотрение которых относится к исключительной компетенции судебных органов, гражданам давались разъяснения норм действующего законодательства, регулирующих ситуации с которыми граждане обращались в Управление.

Законна ли такая ситуация, когда провайдер требует оплатить Интернет за месяц или два после того, как абоненту перестали поставлять услугу? Имеет ли право он вносить такое требование в договор?

– В данном случае нужно понимать, что потребитель как участник отношений в области предоставления услуг связи несет определенные обязанности, нарушение которых влечет для него неблагоприятные последствия. Согласно требованиям законодательства в области оказания услуг связи, оператор вправе приостанавливать оказание телематических услуг связи абоненту в случае нарушения им обязательств, предусмотренных договором или законом, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных ему услуг связи, вплоть до устранения нарушения, за исключением случаев, установленных законом. Помимо этого абонент обязан вносить плату за оказанные ему телематические услуги связи и иные предусмотренные договором услуги в полном объеме и в предусмотренный договором срок. При этом оплата оказанных услуг связи может осуществляться по абонентской, повременной или комбинированной системе оплаты, по объему принятой, переданной, отправленной, обработанной, и (или) хранимой информации либо по факту оказания единичной услуги. Тарифы для оплаты телематических услуг связи, а также стоимость неполной единицы тарификации устанавливаются оператором связи, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Соответственно в каждом отдельном случае обращение потребителя рассматривается отдельно.

Абонент вправе потребовать возврата средств, уплаченных авансом за пользование телематическими услугами связи, за период, когда отсутствовала возможность пользования такими телематическими услугами связи не по его вине.

На какие сферы поступает самое большое количество обращений? Если поступает жалоба от частного лица, например, на неправомерные требования компаний связи, может ли Роспотребнадзор организовать масштабную проверку или дело ограничивается частным случаем?

– За первое полугодие 2016 года в Управление поступило более 4000 обращений в письменном виде. Больше всего жалоб было на нарушение прав в сфере розничной торговли – 33% и на жилищно-коммунальные услуги – 30%, также отмечается рост обращений на финансовые услуги -16%. По вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия больше всего обращений, касающихся нарушения условий проживания в жилых помещениях – 33%, а также обращений, затрагивающих вопросы организации питания и качества пищевых продуктов – 24%.

В соответствии с федеральным законодательством основанием для проведения внеплановой проверки является поступление информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинении вреда жизни и здоровью граждан; нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Основанием для проведения масштабных проверок, например, как во время летней оздоровительной кампании, является приказ руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, изданный в соответствии с поручениями президента или прокурора.

Становятся ли тюменцы более подкованными в юридических знаниях? Сложно ли подать жалобу в Роспотребнадзор на какую-либо организацию? Нужно ли для этого располагать временем, знать законы?

– Безусловно, юридическая грамотность людей возрастает. Управление регулярно ведет просветительную работу с населением посредством интернет-ресурсов, тематических лекций и семинаров, через СМИ, в рамках работы общественной приемной. Сложностей и больших временных затрат при направлении обращения нет. Сделать это можно в электронном виде через официальный сайт в разделе «Прием обращений» либо на электронную почту nadzor72@tyumen-service.ru, почтовым отправлением на адрес: Тюмень, улица Рижская, 45а или прийти лично и написать обращение в Общественной приемной Управления.

Прежде чем направить обращение, желательно ознакомиться с нормативно-правовой базой по имеющемуся вопросу, например, на нашем официальном сайте или в любом другом компетентном источнике.

Тем не менее особых знаний законов при направлении обращения не требуется, главное четко и ясно изложить обстоятельства, в результате которых, по мнению гражданина, возникла необходимость проведения контрольно-надзорных мероприятий со стороны Управления. Провести проверку по обращению, не подкрепленному фактами, мы не можем.

Со следующего года обращение потребителя будет являться основанием для проведения внеплановой проверки при условии, что он обращался за защитой или восстановлением своих нарушенных прав к хозяйствующему субъекту, и его требования не были удовлетворены.

Фото: Фото с сайта Управления Роспотребнадзора по Тюменской области
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем