Город Виктор Новакаускас, директор департамента культуры Тюменской области: «В этом году выступлю с оркестром»

Виктор Новакаускас, директор департамента культуры Тюменской области: «В этом году выступлю с оркестром»

Виктор Новакаускас, недавно занявший пост директора регионального департамента культуры, до этого успел поработать концертмейстером, преподавателем фортепиано, музыкальным руководителем детского музыкального театра, руководителем ансамбля Crooning jazz, директором колледжа искусств, основать клубное джазовое движения в Тюмени и дать творческий старт ансамблю курсантов Новосибирского военного училища, в дальнейшем ансамбль «Голубые береты» при Министерстве обороны. Как ему все это удалось, на каком уровне находится тюменская культура и когда город ждет культурный скачок, Виктор Новакаускас рассказал в интервью корреспонденту 72.ru.

До того, как занять пост директора департамента культуры Тюменской области, вы прошли большой творческий путь, начиная от концертмейстера. Что вам дал этот опыт?

– Да, я начал работать с должности концертмейстера в 1979 году. Концертмейстер – это человек, который сопровождает выступление какого-либо исполнителя, музыканта или коллектива игрой на музыкальном инструменте, в данном случае – рояле. Это был мой первый опыт знакомства с коллективами. Мы работали вместе с Михаилом Бирманом концертмейстерами при известном, областном Тюменском академическом хоре под руководством Льва Либермана и Леонида Новакаускаса. Вообще у меня все складывалось так, как будто жизнь мне говорила: «Учись общаться с людьми, руководить, чтобы реализоваться в качестве музыканта».

Это был поворотный момент? Или все-таки на вас больше повлияла служба в армии? Ведь именно там вы встретились с ребятами-курсантами военного училища, которые в дальнейшем стали ансамблем «Голубые береты».

– Я попал в армию по необычному стечению обстоятельств. В 1980 году заканчивал колледж искусств, должен был получить диплом и буквально через неделю ехать поступать в Уральскую консерваторию. После вручения диплома я пришел домой и увидел на столе повестку в военкомат. На следующее утро взял направление в консерваторию и отправился в военкомат. Там мне сказали: «Вы знаете, такое у нас в первый раз. На ваше имя пришла персональная заявка. И к тому же, если вы в консерваторию не поступите, осенью вас могут призвать. Но только уже не по этой именной заявке, а в стройбат». Я был в растерянности. Решил, что надо ехать, раз вызвали именно меня. В повестке было написано, что призывают в штаб Новосибирского высшего военного общевойскового командного училища «Имени 60-летия ВЛКСМ». Думал, что всех призывников соберут, погрузят в поезд. Пришел в военкомат, а там никого нет. На дворе июль, 1980-й год – на носу Олимпиада в Москве. Мне выдали пакет с документами, сказали, чтобы я отправлялся на вокзал, взял билет на поезд (в общем вагоне должны были посадить бесплатно). Получилось так, что я поехал в армию один и самостоятельно. Конечно же, взял билет в купе. На восток поезда шли полупустые, потому что все спешили на Олимпиаду.

И куда же вас в итоге определили?

– В прекрасное политучилище, тогда оно называлось «Имени 60-летия ВЛКСМ» в академгородке в Новосибирске. При нем был свой духовой оркестр, вот к нему меня и приписали. На тот момент это было одно из самых лучших в стране военных училищ. Там был шикарный клуб офицеров, хорошие условия проживания и техническая база. Я зашел в зал, мест на 800, увидел сцену, на ней красный рояль. Больше ничего мне уже было не надо. Так началась моя служба в армии. Там я занимался творчеством с утра до вечера: делал джазовые аранжировки для военного оркестра. В политотделе занимался хоровыми строевыми песнями с курсантами. Успел поработать и в музыкальной школе при доме офицеров. Услышав мою игру в зале за роялем, ко мне подошли курсанты, предложили создать ансамбль и в нем играть. В дальнейшем наш ансамбль с песней «Замполиты 80-х» взял первое место на всесоюзном телевизионном конкурсе политической песни. Музыку написал я, а слова – один из курсантов нашего училища. В дальнейшем ребята ансамбля по окончанию училища стали профессиональными музыкантами и назвали свой коллектив «Голубые береты».

А кто все-таки вызвал вас в армию, удалось узнать?

– Да, заявку написал начальник оркестровой службы Министерства обороны. Во время призывной компании он просматривал личные дела будущих военнослужащих и увидел мою фамилию, заинтересовался. Из штаба Сибирского военного округа, отвечающего за оркестровую службу, специально приезжал человек, который послушал мое выступление на одном из экзаменов. После этого я и получил повестку.

Не жалеете, что пришлось сделать этот выбор?

– Мне кажется, все сложилось, как должно было. Каждая встреча оставляет какой-то след. Я считаю, что по жизни нужно быть просто порядочным, честным человеком и профессионалом в своем деле, тогда все сложится, как надо. Когда «Голубые береты» приезжали в Тюмень, я с ними встречался. Из того коллектива тогда уже осталось двое – басист и гитарист – остальные разъехались, и ансамбль обновился новыми музыкантами.

Тогда появился ваш коллектив Crooning jazz, который стоял у истоков клубного движения в городе?

– Сначала я организовал джазовое трио. После армии стал преподавать в училище искусств. Там мне понравилось, как играют два молодых студента, с ними и создал коллектив. Crooning jazz появился позже, в 1987 году. Он и сейчас существует, просто по ряду причин выступает довольно редко. В те времена мы были первыми. Базировались при ДК «Геолог». Как раз в 90-е годы дом культуры начал предлагать дополнительные услуги, так можно было зарабатывать. Тогда мы вернулись с международного джазового фестиваля в Риге, где увидели, как в клубах выступают музыканты, и тоже решили попробовать у себя. Я вышел с предложением к директору «Геолога» Александру Монастырскому, он поддержал. Так появился ночной «Джаз-клуб», который работал по пятницам и субботам с 12 часов ночи. Все рестораны закрывались в 23 часа, и посетители оттуда шли к нам. Но мы не просто исполняли произведения, а приглашали разных музыкантов. Например, начинали играть какую-нибудь тему, потом к нам присоединились музыканты, и получалась спонтанная импровизация. Музыканты подсаживались прямо во время выступления со своим инструментом и импровизировали. Это прижилось. Так мы отыграли года два, к нам заходили Даниил Крамер, Сосо Павлиашвили, Ирина Понаровская. Они приезжали в Тюмень на гастроли, выступали, а потом шли в клуб.

Все так хорошо развивалось, почему вы прекратили выступления?

– Ночная работа – опасная. Однажды к нам пришли нехорошие люди и устроили между собой разборки. Стало страшно, и мы закрылись. Это ведь были времена лихих 90-х. И это не единственный такой случай. Мы выступали в первом в городе казино, оно находилось на площади железнодорожного вокзала. Очень солидное заведение. Но атмосфера в нем была – сразу вспоминается фильм «Чикаго» (1936 года) и фраза «не стреляйте в пианиста, он играет, как может». Разборки были, и стреляли, и прочее. После этого я в ночные заведения больше с коллективом старался не попадать. Было опасно и рискованно, тем более инструменты и оборудование покупали за свои деньги. Они очень дорого стоили – пуля в них прилетит и выбрасывай. Тогда один синтезатор стоил, как новая «Волга».

Не скучаете по сцене? Как удается оставаться музыкантом и руководить департаментом?

– Если один раз ощутил успех на сцене, то это никогда не забудешь и не променяешь. Сцена останется святым местом. Это как глоток свежего воздуха, когда ты чувствуешь, что тебя распирает от счастья. Когда я был директором колледжа искусств и играл со своим ансамблем, студенты валом шли посмотреть, потому что для них это пример. Может быть, сыграю с биг-бэндом «Золотая труба» или с Crooning jazz.

Вы всегда тянулись к искусству? Кем мечтали быть в детстве?

– Я начал выступать будучи воспитанником детского сада: пел воспитателям песни, которые транслировались по радио и телевидению. Они собирались в медицинском кабинете или у заведующей, я вставал на табуреточку и пел «А я стою на краюшке земли». У них текли слезы, а я понимал, что вот она – моя публика. Чем становился старше, тем сильнее хотелось понять, увидеть, как создается музыка. Мелодическое построение, гармония – это все захватывало меня изнутри. Было ощущение, что сердце останавливается. Я должен это был услышать до самого конца. Когда появился телевизор, то с восторженными глазами все время смотрел на музыкантов. Особенно всегда манил оркестр.

У вас вся семья музыкальная?

– Да, кроме мамы. Она работала в садике заместителем по хозяйственной части. Она держала весь быт, потому что остальные были музыкантами. Папа – дирижер, хоровик, сестра – пианистка. Меня пятилетним мальчиком отдали в музыкальную школу. Потом мне купили духовую гармонику, и мы вместе с сестрой устраивали дома концерты. Мы жили в доме построенном для работников культуры на улице Рижской. Там были актеры из театров, художники, преподаватели из музыкального училища. К нам часто приходили гости. И я уже тогда исполнял популярные песни.

Как же мама справлялась со всеми вами?

– Конечно, быт держался на ней. Хотя честно скажу, что мне забить гвоздь, отремонтировать электричество, постелить ламинат или линолеум, построить дом не составляет никакого труда. Я прошел у папы эту школу. Могу выложить погреб, кирпичную кладку. Этому всему научила жизнь. Раньше же не было таких условий, когда вызываешь фирму, и тебе все делают. Еще я прекрасно готовлю. Очень люблю импровизировать на кухне. Причем не по рецепту, а из тех продуктов, что есть в холодильнике. Нужно почувствовать аромат и вкус тех продуктов, которые в нем есть для того, чтобы их потом приготовить. Выходные и праздничные дни, когда у меня есть время, я балую свою семью.

Расскажите о своих увлечениях. Чем занимаетесь в свободное от работы время?

– Мое хобби – рыбалка. Правда, в последние два-три года выбираюсь на нее очень редко. У меня супруга из Ишима, и когда мы приезжаем к ней на родину, я с удовольствием достаю спиннинг, он у меня всегда в машине. Сейчас все больше нравится уехать куда-нибудь с супругой, где нет цивилизации. Природа нашего края очень красивая, особенно там, где есть водоемы. Дачи у нас нет, поэтому мы выезжаем в красивое место и просто сидим вместе в обнимку. Сейчас вокруг стало очень много звуков, поэтому мне очень нравится тишина. Я стал ловить себя на том, что тишина тоже звучит. Только не в ушах, а где-то в груди. Это и называется отдых. Посидим полчаса-час, и становится намного легче, как будто зарядился, отдохнул душой. И не надо никаких праздников и прочего, хотя мы очень любим, когда к нам гости приходят.

Как проходят ваши семейные праздники?

– У меня семья очень любит юмор. Я сам импровизатор, розыгрыши для меня – уже жизненная необходимость. Мой сын перенял у меня это чувство, теперь уже и я попадаюсь к нему на удочку. Нам нравится посидеть, повспоминать, посмеяться за хорошим семейным столом. А уж если мы в Питере собираемся (там сейчас живет мой папа и родная сестра с моей племянницей) все вместе, то просто праздник – поем и танцуем. Особенно когда приходят гости из Мариинского театра – друзья племянницы. Можем просидеть чуть ли не до утра.

Вы, как человек искусства, как оцениваете культурную жизнь в нашем регионе?

– В Тюмени очень интересная, насыщенная жизнь. Стоит посмотреть на концертно-театральную афишу, она говорит о том, что нам есть, куда сходить и что посмотреть. И самое главное – на любой вкус. Мы не занимаемся конъектурной деятельностью, дабы просто заработать деньги. И детские мероприятия есть, и в театрах интересные постановки проходят, отчетные концерты дают творческие коллективы (например, «Золотая труба», «Санрайз»). Конечно, в любом деле можно найти какие-то изъяны, что-то доработать и улучшить. Если сравнивать, допустим, работу нашего театра с лучшими столичными, то, конечно, можно говорить, что у нас чего-то не хватает. Но хочу отметить, что у нас очень хороший театр! С хорошей актерской традицией!

К каким крупным культурным событиям нам готовиться в этом году?

– У нас 22-27 апреля стартует грандиозный проект – Дельфийские игры. Ровно через месяц, 24 мая, будет День славянской письменности и культуры. На этот раз участвовать в нем будут не только областные столицы, но и муниципальные образования. В Тюмени этот праздник пройдет на Цветном бульваре в связи с тем, что площадь 400-летия закроется на реконструкцию. Впервые на улицу выйдет наш симфонический оркестр. Затем традиционно пройдет музыкальный фестиваль искусства «Лето в Тобольском кремле» также с участием нашего оркестра. Интересную концертную программу к Дню Победы готовим совместно с ТВВИКУ. На этот раз тюменцев ждет не только парад, но и культурная программа. Она начнется с 12:00 на площади 400-летия Тюмени. В программе: выступление оркестра ТВВИКУ, хора курсантов, демонстрация рукопашного боя, дефиле техники и оружия, мини-бой, полевая кухня, концертные номера творческих коллективов города. В ноябре состоится фестиваль «Алябьевская музыкальная осень».

Какое значение для Тюмени имеют Дельфийские игры?

– Мероприятий такого масштаба в сфере культуры мы еще в Тюменской области не принимали. Представьте, 29 площадок будут работать в городе одновременно. Это как Олимпийские игры, только культурного плана. Я уверен, будет интересно. Те, кто придут на площадки, и те, кто увидят уровень исполнителей, которые приедут – а представят свои команды здесь более 70 регионов страны – у многих возникнет желание совершенствоваться. И, наверное, результат мы получим. Не на следующий год, ни через два. В искусстве для этого нужно около пяти лет. Но та волна, которая пойдет, результат даст однозначно очень позитивный. И самое главное, с учетом тех обстоятельств, которые у нас уже существуют – симфонический оркестр появился и очень много в культуре меняется, то, конечно, скачок именно в профессиональном исполнительском искусстве будет. У нас более 400 участников заявлено в этом году. В нашу сборную вошли и представители муниципальных образований. Так что нужно всем обязательно прийти и болеть за наших участников.

Фото: Фото Зинаиды Полосухер
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем