22 сентября среда
СЕЙЧАС +9°С

Про многофункциональные центры

Поделиться

Поделиться

Ходят слухи, что портал городской администрации «Тюмень – наш дом», появившийся как ответ популярному в свое время народному проекту «Новая Тюмень», работавшему с обращениями граждан, был «чуть больше, чем полностью» копией портала «Москва – наш город» (недоверчивым предлагаю сравнить☺). Представители администрации города в свое время отрицали эту взаимосвязь, но людям, вовлеченным в проект «Новая Тюмень», она представлялась более или менее очевидной. Так или иначе, но московский проект в Тюмени прижился.

Почти тот же путь мы проделали и в случае с едиными центрами оказания госуслуг или МФЦ (сейчас этот проект называется «Мои документы»). Сначала обкатали в Москве, затем внедрили везде. Проект – общенациональный, но реализация региональная. В этом легко убедиться, зайдя на сайт МФЦ Тюменской области.

Вопрос действительно важный, как должно быть организовано общение людей и институтов/госорганов в XXI веке? Ответ нам подсказывает не только коммерческий сектор в лице «Сбербанк Онлайн», «Альфа-Клик», но и само государство своим сервисом «Госуслуги», или сайтом ФНС Nalog.ru с очень удобным функционалом. Все эти сервисы существуют, чтобы повысить скорость обслуживания клиентов, отменить необходимость приходить куда-либо, сократить количество служащих, занятых совершением примитивных операций, сократить очереди, сократить количество традиционных офисов. Еще интереснее вопрос можно поставить, если вспомнить, что в России не один год работают банки, не имеющие отделений как таковых. Итак, уже лет 10 как тренд очевиден: услуги рядовому гражданину удобнее всего заказывать самостоятельно через Интернет, планшет, смартфон.

Казалось бы, новый формат предоставления муниципальных услуг (МФЦ) должен соответствовать этому тренду. Должна исчезнуть необходимость приходить куда-либо (в отдельных случаях), процесс заказа услуги должен стать простым и быстрым, время в очередях и количество визитов в учреждения снизиться, как и количество чиновников, занятых перекладыванием бумажек. Недавно мне представился случай проверить, так ли обстоит дело в случае с нашими МФЦ.

Часть первая. Собственный опыт

Поделюсь своим опытом получения транспортной карты для моего сына. На мой взгляд, процесс заказа транспортной карты (примитивнейшая услуга) должен был бы выглядеть так.

Я должен зайти на сайт «Мои документы» с помощью уже имеющейся учетной записи на портале «Госуслуги». Выбираю вид услуги: «Получение ТК». Мои данные заполнятся автоматически, данные своего ребенка я введу самостоятельно. Далее я прикреплю фотографию ребенка для печати на транспортной карте и нажимаю кнопку «Отправить». По другую сторону, у государства, вся информация про меня и моего отпрыска уже есть. Все базы данных специальных ведомств (ФМС, МВД, ФСБ и т.д.), все в их распоряжении.

На следующий день работник на той стороне должен проверить, действительно ли я существую, действительно ли существует мой ребенок, все ли поля заполнены, качество фотографии и нажать кнопку «Подтвердить». Где-то в почтовом отделении из аппарата, который печатает карты, вылезает карта, она попадает в конверт, а дня через два, получив на e-mail уведомление, я приду за ней на почту. Никто никуда не ездил, бумагу, бензин не тратил, в очередях не сидел, талоны не получал, СМС не отправлял.

А теперь расскажу, как было на самом деле.

Часть вторая. Гора рождает мышь

Я зашел на сайт «Мои документы» и с удивлением обнаружил, что электронным образом заказать услугу невозможно. Но можно записаться. С помощью многоходовой процедуры с регистрацией, поиском услуги я добился того, что мне на телефон пришла СМС со специальным кодом. СМС нужно было сохранить, ибо она должна была мне пригодиться. Теперь мне была назначена дата приема.

Первый визит. В назначенную дату я должен был не ранее чем за 15 минут до времени приема ввести этот секретный код в специальный аппарат (любители квестов, оцените!).

С некоторыми усилиями и прибегнув к помощи (!) специального человека, я смог это сделать и получил специальный талон. Мы вместе с моим сыном, ибо я наивно полагал, что это посещение будет первым и последним, подождали минут 10 и попали к нужному окошку. В помещении в это время кишели люди, кипели страсти, специальный человек ходил по залу и громко призывал людей не ходить в это отделение, а ходить в другое, а тех, кто пришел без записи, просил покинуть помещение.

Итак, мы у окошка. Девушка, еле живая от переносимого ОРЗ, взяла мои документы и принялась переносить их данные в компьютер! Делать копии документов! Распечатывать какие-то заявления и согласия на обработку моих данных! Ошибаться и снова распечатывать, проверять и просить меня проверить. Минут 30 мы расходовали бумагу, воздух, чернила и электричество на то, что я мог бы сделать дома за пять минут. Не понимая сакрального смысла происходящего, но почувствовав неладное, я осведомился, сфотографируют ли сегодня сына, и был удивлен, получив отрицательный ответ.

Через 10 (!) дней нам была назначена дата следующего приема.

Второй визит. Который должен был стать последним. На который я снова взял сына, но, конечно, уже не взял свидетельство о его рождении, потому что его копия, как и копия моего паспорта, была сделана в первый раз. И что вы думаете!? Ну, конечно, без свидетельства о его рождении иметь дело с нами отказались.

Забыл упомянуть. Через два дня после первого визита я обнаружил другое отделение МФЦ в непосредственной близости от своего дома, сходил туда и попросил перевести получение карты в это отделение, на что, само собой, получил отказ.

Третий визит. Итак, следуя старой русской традиции, поехали мы в МФЦ в третий и последний раз. Зачем-то снова откопировав свидетельство о рождении сына, нам напечатали пару-тройку документов, его сфотографировали и выдали карту.

Можно ли представить более «кривой» и сложный процесс получения государственных услуг? Я не могу.

Я не могу понять, что в головах у людей, проектировавших эти процессы. Знают ли они о существовании Интернета, сайта Госуслуги, электронного документооборота? Понимают ли они, что они не справились с задачей и должны уйти?!

Почему мы все за счет своих налогов оплачиваем аренду помещений, зарплату этих несчастных специалистов в окошках, их руководителей и служебные машины этих руководителей, их компьютеры, электричество, отопление и современный ремонт всех этих центров.

Вы можете возразить, что получение какой-то там транспортной карты – это еще не повод делать скоропалительные выводы.

Если честно, я тоже утешался мыслью, что в первый раз мне просто не повезло. Я почти сумел обмануть сам себя, но на днях мне довелось посетить МФЦ еще раз с целью заменить полис ОМС старого образца на новый.

Час… Час, Карл! Девушка оформляла замену полиса, который будет мне выдан через 41 день. А поскольку мне нужно было заменить два полиса, эта процедура заняла два (!) часа. Я совершенно без всякой очереди получил прекрасную возможность просидеть два часа, наблюдая, как распечатываются и перекладываются бумажки.

Часть третья. Режим максимального распила

Создавать эффективно работающую электронную систему предоставления услуг нашим чиновникам неинтересно по многим причинам.

Для ее функционирования не нужны большие бюджеты.

Не нужно много сотрудников, не нужны главные и ведущие специалисты, начальники отделов, руководители департаментов, первые заместители и их секретарши.

Нельзя проводить закупки и тендеры, где будет только один участник, не с кем заключать многомиллионные договоры. Да и вообще, никаких «серьезных» вопросов «решать» не придется. Ни вишенки тебе, ни торта.

Нужно только место в региональном ЦОД (центре обработки данных), десятка три программистов и внедренцев, ну и пару руководителей проекта.

Где будем разрезать ленточки? Что будем показывать в новостях? Неужели никто так и не отчитается о миллионах тюменцев, посетивших этот красивый офис? А должность самого главного и важного директора крупной государственной структуры, который ходит на совещания и многозначительно отчитывается о выполнении поручений, так и не будет создана?!

Ну что вы! Никто не допустит подобного безобразия. Если есть повод осваивать бюджетные деньги, им обязательно нужно воспользоваться.

Как вы думаете, была ли сокращена численность чиновников в ведомствах, которые больше не принимают граждан, стекающихся в МФЦ?

Сократилось ли время ожидания человека в очередях? Время получения госуслуги?

Несмотря на то, что много лет технологии позволяют организовать получение любого вида услуг и справок удаленно (ведь вся информация о нас у государства уже есть!), наши непуганые чиновники все еще живут в мире бумаг, ксерокопий и заявлений от руки.

Вместо того, чтобы снижать нагрузку на бюджет, уменьшать количество чиновников, наши власти доблестно добиваются противоположных результатов.

Интересно, сколько новых директоров, замов, водителей и служебных машин с секретаршами появилось для управления 42 МФЦ, этими скоплениями новых государственных служащих, зарплату которым платим мы с вами.

Пару лет назад около 17% городского бюджета Тюмени, как мне известно, уходило на содержание чиновников мэрии, выплату им повышенных пенсий, премий, оплату проезда к местам отдыха, проведение различных банкетов, освещения их деятельности в СМИ, спартакиад и прочих прелестей. Как вы думаете, сколько процентов нашего с вами бюджета чиновники потратят на себя в 2016 году?

Предыдущие записи автора:

Поделиться

Александр Куниловский. Житель Тюмени, экономист, воспитывает троих детей, по мере сил участвует в общественной жизни.

Александр Куниловский
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Тюмени? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...