Город Вернулись домой спустя 70 лет

Вернулись домой спустя 70 лет

Закончился мой очередной отпуск. Для меня он по недавно сложившейся традиции проходил в лесах. Я в очередной раз побывала на международной Вахте Памяти вместе с отрядом «Поиск» из Петропавловска. По приглашению Юрия Галактионова из поискового объединения «Красное Знамя» и майора ВДВ Ильи Докучинова мы отправились в Белевский район Тульской области.

В этот раз нас было аж 19 человек. Добирались до места за свой счет (я-то понятно почему, ведь территориально я чужой человек в отряде, а вот ребятам моим почему их власти не помогают - не понятно). Лагерь располагался неподалеку от деревни Будоговищи. Когда мы приехали в лес, там лежал снег и было довольно зябко (только маме моей не говорите, по телефону приходилось об этом умалчивать, чтобы не давать ей поводов для беспокойства). Расстелили баннеры, на них поставили палатки и улеглись спать, потому как прибыли на место уже в темноте и свои дома возводили в свете фонарей. Утром погода мало отличалась, но в течение дня немного потеплело. Правда, на следующий день мы снова проснулись в занесенных снегом палатках.

Я попыталась найти в этом плюсы и слепила снеговичка. Но ребята уже начинали покашливать и шмыгать носами. В ход пошли таблетки от горла и противопростудные порошки. Это немного омрачало нашу поездку. Но скоро снег исчез, а погода установилась хоть и пасмурно-ветренная, но все же более приятная. Однажды было очень солнечно. Я даже умудрилась загореть. Жили мы со всеми удобствами – мальчики обустроили санузел для себя и для нас с Настей и Полиной (из 19 человек в отряде было целых три девочки), сделали душ. Мы даже чай, вскипяченный на костре, пили из сервиза. Но этот сервиз – уже совсем другая история.

Трудно оказывалось в те дни, когда не было работы. Проведя пару дней в лагере без дела, я уже начинала нервничать. А дел не было по многим причинам. Иногда в силу нехватки мест в транспорте, иногда в виду того, что полученная от местных информация не подтверждалась. Например, в указанном кем-нибудь из деревенских месте не удавалось найти ничего. А часто бывало так, что останки, на которые мы натыкались, принадлежали не бойцам, а каким-нибудь животным. Вообще я поняла, что разведка – дело очень непростое. Гораздо легче вести поиск там, где она уже проведена. Но в этот раз мне удалось принять участие и в этом нелегком деле.

Многие мои знакомые интересуются, как поисковики узнают, где копать. Так вот один из способов получения такой информации – беседы с местным населением. В силу того, что мужчины в камуфляже доверия у пожилых дам не вызывают, разговаривать с бабулями отправляли меня. Старушки охотно шли на контакт и рассказывали, а иногда и показывали, где они когда-то видели братские могилы, одиночные захоронения или просто холмики, по рассказам, скрывающие под собой тела красноармейцев, павших на поле битвы.

Одна из местных бабулек – поразительно резвая для своих 80 с хвостиком баба Нюра – в течение двух с половиной часов кружила по лесу в поисках братской могилки, к которой больше 30 лет назад ходила вместе с подругами. Я, удивляясь ее прыти, еле успевала продираться сквозь кусты и перелезать через стволы упавших деревьев, чтобы не отставать от нее. Бабушка же передвигалась по лесу со скоростью и ловкостью героев фильма «Ямакаси», перемахивая через преграды, спускаясь на дно оврага и взбираясь наверх. Благодаря ее помощи, мы обнаружили в этом лесу и подняли семерых бойцов. Когда мы возвращались из продолжительной прогулки, я собирала с себя клещей (об этом моей маме лучше тоже не знать), а баба Нюра рассказывала истории из своей молодости. Распрощавшись, она сказала нам спасибо...

Отзывчивость пожилой женщины, согласившейся отправиться с нами в лес, поразила не меньше, чем поведение многих местных жителей. Так, Света и Ваня из деревни Араны, расположенной неподалеку от того места, где мы разбили лагерь, принимали активное участие в нашей жизни. Они помогали нам лекарствами, транспортом, договорились с экскаватором, возили нас в душ и снабжали конфетами (за это от меня – человека с серьезной шоколадозависимостью – отдельный низкий поклон). А дядя Юра из Будоговищ с его женой и дочерью и вовсе устроили нам настоящий праздник, пригласив к себе в баню и приготовив кучу всяких вкусностей. С негативным отношением местных столкнулись только однажды. Меня отправили к бабуле, у которой в огороде, по словам многих местных жителей, было крупное захоронение. Старушка уже прослыла вредной и несговорчивой, поэтому, отправляясь на встречу с ней, я очень боялась, что договориться не получится и копать она нам не позволит. Получилось. Бабушка согласилась, и наши ребята отправились к ней. Но через час она всех их с криками и угрозами прогнала. Я попыталась наладить контакт снова, но ничего не вышло. Видимо, дипломат из меня так себе. Тряся кулаком нам вслед, бабулька кричала, что никаких бойцов у нее нет и потребовала, чтобы мы убирались.

Мы убрались, но позже (я на тот момент уже уехала, потому что мой отпуск заканчивался, а остальные пробыли еще неделю) ребята вернулись к ней с представителями местной администрации и нашли в этой яме останки 54 красноармейцев и 10 медальонов. Бабуля и все ее родственники, которые противились поисковым работам и угрожали, все это время сидели на лавочке у дома и пристально следили за раскопками. Как только были подняты первые останки, их как ветром сдуло. Люди, утверждавшие, что в бывшей силосной яме никого нет и чинили препятствия нашему отряду, скрылись в своем доме и больше не показались. Лично я не понимаю, с чем было связано их поведение.

Ну да ладно, это уже вопросы совсем другого характера. Кто-то будет бегать по лесам часами, чтобы найти могилку, от которой уже нет и следа, а кто-то будет врать, что бойцов нет, потому что не хочет, чтобы перерыли его огород (для тех, кто захочет защитить бабульку – на этом месте у нее ничего не росло, просто яма, поросшая травой, в которую она сбрасывала мусор). Это уже личное дело каждого, совесть ведь у всех своя.

Итог нашей международной Вахты Памяти – 61 боец, 10 медальонов, два (пока что, есть вероятность, что их будет гораздо больше) установленных имени - лейтенант Белов 1920 года рождения и рядовой Самарин 1903 года рождения - и разысканные родственники Самарина, которые даже прислали его фото. В среду, 7 мая, поднятых красноармейцев с почестями перезахоронили в Белеве. После 70 лет эти парни, которым наверняка не было и 20, вернулись домой.

Итог моей личной Вахты – огромная благодарность людям, которые там были. Товарищу майору Илье Докучинову, командиру отряда Андрею Кошелеву и Ивану Одинцову – за оказанное доверие, прекрасные эмоции и всяческую поддержку, Насте и Полине – за вкусную еду, Артему – за песни, заботу и шерстяные носки (Тяпа, ты просто спас меня), Асхату и Кадру – за уроки казахского, Леше – за братство, Сереже – за терпение, а всем остальным – за отличный отпуск. Очень жаль, что пришлось уехать раньше остальных. Особенно грустно было после того, как командир позвонил мне и сообщил о найденных в яме бойцах. Теперь буду ждать новых Вахт и скучать по своим ребятам.

Предыдущие записи автора:

Наталья Гордеюк, корреспондент сайта 72.ru. Хотела стать хирургом, стала филологом. Любит петь и рисовать. Не умеет ни то, ни другое.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем