Город Наталья Лужанская, участник общественного движения за раздельный сбор отходов: «Я понимаю людей, которым лень сортировать мусор»

Наталья Лужанская, участник общественного движения за раздельный сбор отходов: «Я понимаю людей, которым лень сортировать мусор»

Вот уже десять месяцев в Тюмени существует проект «Круговорот». Группа энтузиастов собирает у горожан отсортированный мусор и увозит его на переработку. «Круговорот» позволяет сторонникам экологического образа жизни экономить время и создавать свободное пространство в доме. Одним из инициаторов создания серьезного проекта стала хрупкая девушка Наталья Лужанская. В гостях в редакции сайта 72.ru она рассказала, какие шаги могут сделать тюменцы уже сейчас, чтобы сделать планету чище.

Наталья, по профессии вы юрист. Что заставилось вас взяться за проблему переработки мусора?

– Если бы этим у нас в городе занимался кто-то другой, я бы, конечно, не стала! (Смеется.). Я просто хотела решить свою проблему. В какой-то момент стало понятно, что мусор, который я выбрасываю из дома, никуда не исчезает, он лежит где-то на природе. Мы с мужем начали сортировать отходы, и поняли, что делать это в одиночку достаточно проблематично. Все предприятия, которые занимаются переработкой, в основном нацелены на крупные компании, с населением же никто не работает. Все они находятся за городом, в выходные не работают. То есть, чтобы сдать отходы, надо накопить их в достаточно большом объеме, выделить время на неделе, съездить за город. В общем, все это достаточно утомительно. Поэтому мы и решили найти единомышленников.

Вы сами всегда были активной защитницей экологии или какой-то случай подтолкнул к этому занятию?

– Я очень долго к этому шла, как и все, думала, что классно было бы когда-нибудь раздельно собирать отходы, но все откладывала на потом. А потом в какой-то момент поняла, что пора прекратить откладывать.

Кстати, одно время мы с мужем уносили мусор в баки для раздельного сбора у Драмтеатра (сейчас этих баков уже нет. – Прим. авт.). Когда у людей есть условия, больше вероятности, что они будут действовать. Потому что тех, кто считает, что сортировать мусор – это объективно плохо, не так много. В основном люди уверены, что это хорошо, но до дела руки не доходят.

Почему именно мусор? Вы считаете эту экологическую проблему самой важной?

– Что касается других глобальных проблем, то их сложнее решить на местном уровне. Проблема отходов и создается на уровне простого человека, и решается. Ведь это я покупаю кучу разных пакетиков, а значит, я же могу сдать отходы на переработку. Это доступно простому человеку. Не надо быть экологом или представителем власти для того, чтобы вносить свой вклад в решение этой проблемы. В идеале (конечно, вряд ли такое когда-то произойдет) – чтобы каждый человек сдавал все отходы на переработку. Тогда проблема решилась бы и без участия власти.

Не раз приходилось слышать мнение, что такая схема сдачи отходов никуда не годится, в частности, потому что на мытье бутылок и банок расходуется вода, а это ведь тоже природный ресурс. Что вы можете на это возразить?

– Я нормально отношусь к людям, которые не хотят заниматься раздельным сбором мусора, потому что это их выбор, значит, они еще не пришли к этому. А вот отговорки – это смешно. Бумагу и батарейки мыть не надо. PET-бутылки, в которых была вода, тоже можно просто смять и положить в контейнер. Да и на помывку пакетов или бутылок воды тратится немного. А вред, который той же самой воде наносит пластик, попадая в окружающую среду и разлагаясь, гораздо выше, чем от затрат на мойку.

В этом смысле мне больше нравится, когда люди честно признают, что им неудобно и лень. Ведь причина, как правило, такая. Человеку кажется, что раздельный сбор связан с непреодолимыми трудностями, хотя трудности эти зачастую надуманные.

Как вы оцениваете успешность проекта? Он ведь реализовался немного не так, как планировалось?

– Я бы не сказала, что проект не удался. Изначально мы думали, что год поработаем, покажем населению возможности, всех поблагодарим и закончим. Хотелось еще получить ответ, насколько люди в нашей работе заинтересованы, насколько администрация города или области готовы нас поддержать. В итоге мы поняли, что власти хотят пойти по другому пути, но у нашего проекта появилось много сторонников. Поэтому решили какое-то время еще поработать.

Из позитивных результатов можно назвать привлечение внимания к нашей теме бизнес-сообщества. Когда мы начинали, компании, занимающиеся переработкой, были нацелены на работу только с крупными поставщиками и не верили, что можно взаимодействовать с населением. Сейчас ситуация поменялась, и со стороны бизнеса чувствуется интерес. Появились новые игроки. Например, компания «НОВЭК» раньше работала только на юге области, сейчас же пришла и в Тюмень.

Что касается того, что мы изменили схему приема (сначала планировали объезжать квартиры, а потом мы перешли на стационарные точки приема отходов), то это тоже «плюс». Приходить к каждому человеку домой – очень дорого. Самим людям тоже удобнее подойти в определенное место, оставить свой мусор и уйти, чем ждать, когда тебе позвонят, выбегать из квартиры и так далее.

Аудитория проекта увеличилась или уменьшилась со времени запуска проекта?

– Такой статистики мы не ведем. Знаю, что есть люди, которые сдают отходы с самого начала, но сколько их, не могу сказать. Когда появилась схема с точками, стало еще труднее считать. Но судя по наполняемости машины, летом сдающих больше. Это понятно, зимой вообще никуда не хочется идти.

Какие у вас планы на будущее?

– Мы планируем поставить несколько новых баков для приема отходов в ТюмГУ. Сейчас в некоторых корпусах стоят баки для бумаги и пластика, весной планируем установить еще несколько контейнеров для батареек. Мы хотим больше сосредоточиться не на увеличении точек, а на информационной работе. Планируем обучать тюменцев сокращать потребление в принципе. Продвигаем идею обмена вещами, книгами... У человека всегда есть выбор: пойти в магазин с сумкой или приобрести очередной пакет, купить молоко в PET-бутылке, которую легко переработать, или в упаковке из полипропилена, которая потом отправится на свалку.

Еще мы начали составлять советы о том, как уменьшить количество потребляемой упаковки. Сейчас проводим конкурс на лучший информационный плакат. Мы поняли, что нужно больше уделять внимания тому, чтобы учить людей, что можно сдавать. Потому что часто граждане вроде бы и хотят, но не знают, что и как делать. Также планируем усовершенствовать работу со школьниками.

В итоге вы хотите полностью перейти на работу со стационарными точками и отказаться от экомобиля?

– Конечно. Ведь экомобиль – мало того, что затратно. Это требует огромного труда волонтеров. А их у нас не так много. И стационарные точки удобнее для людей, которые не любят делать заявки, ждать машину. Для них лучше принести и оставить. Поэтому мы хотим увеличить количество точек и полностью отказаться от самостоятельного вывоза, передать эти функции поставщикам. Сейчас люди приносят отходы не к экомобилю, а к инициативным соседям, которые потом потом уже сдают за всех.

Удается ли в данный момент окупать затраты на вывоз мусора на предприятия?

– Частично. Вообще отходы делятся на выгодные и на невыгодные. К первым относятся бумага и PET-бутылки. Дешево или бесплатно можно сдать полиэтилен. Что касается стекла, то это вообще отдельная история. Его принимает только один завод и только в больших объемах – от тонны. Мы принимаем от населения стекло, но сами его еще ни разу не сдавали. Бутылки пока копятся на складе. Белое и коричневое стекло бьем, поэтому принимаем тару различной формы, а зеленое сдаем в компанию, которая принимает целые бутылки, но только из-под алкогольной продукции и только определенной формы.

За утилизацию батареек нам приходится платить. Их перерабатывает один единственный завод, который находится в Челябинске. Сначала, когда мы начали принимать батарейки, я или коллеги из «Круговорота» увозили их туда сами. Сейчас нам помогают ребята из проекта «Сдать-батарейки.рф». По договору мы собираем батарейки у тюменцев и оплачиваем транспортировку, а они оплачивают переработку за счет спонсоров.

То есть частично оплачивать расходы на транспорт приходится самостоятельно. В Тюмени спонсоров не нашлось?

– Финансовые возможности время от времени появляются. В прошлом году мы выиграли два гранта, но направить деньги на транспортные расходы нам не разрешили. Поэтому на эти средства мы оборудовали баками стационарные точки приема.

И организации, и люди часто помогают нам какими-то ресурсами. К примеру, у нас есть постоянный партнер, который дает нам скидку на использование экомобиля. Еще одна организация предоставляет нам складские площади. Люди помогают нам печатать и распространять листовки.

Кто охотнее помогает? Люди или организации?

– Конечно, люди, которые заинтересованы в работе нашего проекта. Но есть отклики и от организаций. Например, мы договорились с ТюмГУ. Как я уже говорила, в некоторых корпусах уже стоят контейнеры для приема макулатуры, полиэтилена, PHD, HDPE и PET-бутылок. Список всех этих баков есть у нас в группе в социальной сети. С университетом мы применяем новую схему работы, которую потом, если получится, распространим на все остальные точки. Вывозом этих баков мы не занимаемся. Их увозит приемщик.

Власть не идет вам навстречу?

– Власть хочет решить проблему глобально. Они не видят перспективы в том, чтобы заниматься воспитанием населения, и направляют свои усилия на строительство мусороперерабатывающего завода. Мы считаем, что идеально было бы, если бы была сортировка и дома, и на заводе. Будем привлекать к нашему проекту бизнес.

То есть вы считаете, что и локальное решение проблемы не менее важно, чем глобальное?

– Я считаю, что делать что-то в любом случае лучше, чем просто ждать. Понятно, что глобальное решение лучше, чем локальное, но если глобальное не наступает, то лучше вносить хотя бы какой-то вклад. Что я вижу сейчас на примере «Круговорота»: если один человек начинает чем-то заниматься, а потом к нему подключаются двое-трое, то этот импульс не затухает, и можно ждать результата.

В эмоциональном плане что вам дает эта деятельность? Выслушивая жалобы от скептиков, не хочется все бросить?

– Конечно, хочется! (Смеется.). В этом вопросе очень важно понимать, зачем ты это делаешь, и самому быть убежденным в том, что это нужно. Все люди, которые работают у нас в команде, искренне хотят, чтобы раздельный сбор был. В самые сложные времена, когда мне хотелось все бросить, на помощь приходило осознание своей ответственности перед людьми. Мы понимаем, что если оставить этот проект, очень многие расстроятся. Это видно даже по тому, как реагируют тюменцы, если мы отменяем выезд или прекращаем прием какого-либо вида отходов. Они начинают возмущаться. С одной стороны, это возмущение неприятно, с другой – показывает, что наш труд действительно важен.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем