Город Дмитрий Захаров, заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта ТГНГУ: «Выделенные полосы надо создавать с умом»

Дмитрий Захаров, заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта ТГНГУ: «Выделенные полосы надо создавать с умом»

Новость о создании выделенных полос для автобусов на улицах Широтной и Пермякова вызвала волну негодования со стороны автомобилистов. С изменением разметки водителям личного авто придется несладко: в утренние часы пробки обещают еще длиннее. Однако приоритет общественного транспорта перед личным – это единственно правильный путь, по которому движутся все европейские страны. Об этом рассказал руководитель кафедры эксплуатации автомобильного транспорта ТГНГУ Дмитрий Захаров, побывав в редакции сайта 72.ru.

– Дмитрий Александрович, по вашему мнению, насколько целесообразно устройство «выделенки» на Пермякова и Широтной?

– Начнем с того, что наша кафедра изучала этот вопрос. Очень важно было не просто ответить «да» или «нет» насчет их эффективности, а дать количественную оценку на основе данных собственной лаборатории, а также учитывая уже имеющуюся информацию «Тюменьгортранса» и департамента дорожной инфраструктуры и транспорта. Выделенные полосы надо создавать с умом, только там, где в этом есть острая необходимость. Потому что в Москве, например, на одном из участков на демонтаж выделенных полос потратили 50 миллионов рублей. Только на демонтаж! Поэтому перед тем, как менять схему движения на улице, нужно провести исследование.

– И к какому выводу вы пришли? На этих дорогах станет лучше?

– Практически всегда, улучшая что-то одно, мы ухудшаем что-то другое. Самый простой пример: вы увеличиваете грузоподъемность автомобиля – увеличивается расход топлива. Ремонтируем дорогу, делаем ее очень хорошего качества – увеличивается скорость движения, повышается вероятность дорожно-транспортных происшествий. В данном случае при создании выделенных полос для общественного транспорта без реконструкции улично-дорожной сети наблюдается двойной эффект.

Для пассажиров автобусов, конечно, произойдут существенные улучшения. В часы пик показатели движения общественного транспорта улучшатся минимум на 50 процентов. Характеристики движения личного транспорта, конечно же, ухудшатся. Части автомобилистов придется искать пути объезда. У тех же, кто останется на данном маршруте, показатели снизятся примерно на 10 процентов. Но, на наш взгляд, создание выделенных полос – необходимо. Во всем мире в крупных городах идут по этому пути. Личным транспортом подвижность населения не обеспечить никогда. Дорожной инфраструктуры, парковок никогда не построить столько, сколько нужно.

– В других городах тоже улучшают работу общественного транспорта за счет автомобилистов, изменяя разметку без расширения дороги?

– По-разному. Это зависит от участка земли, градостроительных особенностей. Чаще всего в тех же европейских странах создание приоритета для общественного транспорта сопровождается очень непопулярными для автомобилистов мерами. Для них практически нет бесплатных парковок. В отдельных городах существует плата за въезд в центр города. Во Франции парковочные места наоборот не создают, а убирают, чтобы демотивировать жителей для поездки в центр на личном транспорте.

Но забирая что-то, что-то нужно и отдавать. То есть – возможность быстро и комфортно доехать в пункт назначения по приемлемой цене. Выделенные полосы созданию этих условий способствуют. Ведь если средняя скорость автобусов увеличивается с 11 до 19 км/ч, то на поездку я потрачу не 40, а 20 минут. Если это мотивирует часть людей перейти на общественный транспорт, увеличится наполняемость, повысятся доходы предприятия.

Благодаря этому можно либо уменьшить число дотаций из бюджета, либо снизить тариф. Выделенные полосы способствуют также снижению аварий на общественном транспорте, он становится более безопасным. Кроме этого, увеличивается ресурс автобусов, ведь им не приходится постоянно разгоняться и тормозить.

– Можно ли снижением тарифа побудить людей отказаться от автомобиля? Ведь многие используют машину в течение дня по работе, чтобы отвезти детей на занятия и так далее.

– Конечно, если в течение дня мне нужно на работу, в детский сад, различные секции и еще пару мест, на автобусе, конечно, не наездишься. Эту проблему тоже можно было бы решить, если бы социальная сфера у нас была хорошо развита. Это, может быть, что-то на уровне фантастики, но если бы все школы и детские сады были одинаково хорошего высокого уровня, родителям не приходилось бы ездить на другой конец города с детьми, и количество поездок тоже бы сократилось.

Но в то же время у нас очень много случаев, когда из спального района человек приезжает на работу, восемь часов его автомобиль стоит под окном, потом он едет домой. В эти часы и создаются транспортные заторы. На этих людей, в первую очередь, и направлено развитие общественного транспорта.

– На количество поездок, наверное, может повлиять и грамотная застройка?

– Конечно. Общемировая практика какая? Создается транспортный каркас, и под будущую дорогу планируется застройка территорий. У нас подход государственный немного другой: выделяют участки застройщикам, они строят красивые дома, торговые центры, иногда школы и детские сады. Но транспортная составляющая при этом не учитывается. Нам нужно менять законодательство. Должно быть согласование и резервирование отдельных участков для транспортной инфраструктуры.

В прошлом году правила застройки ужесточили, но это уже слишком поздно. Это нужно было сделать несколько лет назад.

– Многие не соглашаются с тем, что в Тюмени вообще возможно применить европейский опыт. Хотя бы потому, что зимы у нас намного холоднее, и даже 10 минут ожидания на остановке навевают на мысли о покупке автомобиля.

– Я слышал такое мнение, и правда в нем есть. Но для этого и нужно развивать общественный транспорт, чтобы интервалы между автобусами были не 15–20 минут, а пять или семь. А для этого нужна хорошая транспортная инфраструктура. Человек должен знать, во сколько придет нужный ему автобус. Уже сейчас у «Тюменьгортранса» есть такое приложение, но можно было бы сделать информационное табло прямо на остановках. Согласен, что и автобусы должны быть другими. Сейчас летом жарко, зимой холодно. Но автопарк постепенно меняется, мы выгодно отличаемся от других муниципальных образований.

Нужно рассматривать и вариант дифференцированного тарифа – с учетом протяженности маршрута. Опыт Европы показывает, что таким образом людей можно мотивировать. Зачем мне идти две остановки пешком, если можно за 10 рублей проехать на автобусе?

В любом городе нужна серьезная комплексная программа по улучшению транспортного обслуживания населения. Нужно изучить потребность в транспортных перемещениях, существующий пассажиропоток, характеристику улично-дорожной сети, нужно рассматривать систему интеллектуальных транспортных систем. В Дрездене, который по размеру примерно такой же, как Тюмень, вообще нет пробок. Им этого удалось добиться за счет комплексного решения проблемы. Во-первых, протяженность дорожной сети у них в два раза больше, чем у нас, а значит, обеспечивается связанность территорий. А во-вторых, они разработали интеллектуальную систему управления движением транспорта, которая за очень быстрое время предлагает идеальный вариант проезда, если где-то произошла авария.

– Можно ли сделать общественный транспорт удобным только на основе автобусов? Ведь у нас нет метро и трамваев?

– Таких же условий, как в Европе, нам, конечно, не создать. Но существенно повысить качество работы общественного транспорта можно. Опять же сейчас рассматривается вопрос создания городской электрички. Но почему об ее эффективности сейчас рано говорить? Потому что нужна инфраструктура, а ее за один день не создать.

Надо увязать расписание электрички с расписанием автобусов, чтобы приехав с Войновки, человек мог тут же пересесть в автобус и уехать в центр города или в другой район. И в идеале, конечно, пассажир должен воспользоваться одним билетом. Если все это будет так удобно, то вот тогда я подумаю, отказаться ли мне от личного транспорта.

– Но ведь для многих автомобиль – это не просто средство передвижения, это мечта...

– Да, и в этом смысле, нас, конечно, нельзя сравнивать с Европой. Там у людей другой менталитет. В Германии чиновники, банковские служащие ездят на велосипедах. В костюмах, в юбках... Я не призываю всех пересесть на велосипеды. Понятно, что в минус 30 на нем не поедешь, но разве можно представить у нас велостоянку у парламента? А у депутатов франкфуртского парламента она есть.

Конечно, автомобилисты будут недовольны изменениями. Но другого выхода нет. В центре развязок и парковок не построить для каждого, поэтому остается только ограничивать количество автомобилей для въезда. Мы не можем постоянно учиться на собственных ошибках, надо использовать чужой опыт.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем