Все новости
Все новости

О лечении – нельзя, о волосатых ногах – можно

Поделиться

Изменения в законодательстве о рекламе, в частности, о рекламе медицинских услуг, привели к противоречию: медучреждениям отныне запрещено рассказывать о предоставляемых ими услугах, однако они обязаны объяснять потенциальным пациентам, какую помощь те могут получить в стенах лечебного заведения. О том, как найти золотую середину и есть ли она, шла речь на проходившем вчера в стенах Тюменской государственной медицинской академии мероприятии, которое организовала компания «Реал Медиа Тюмень».

«В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация с рекламой медицинских услуг, – рассказала директор Студии права «Версия», юридического партнера организатора мероприятия, Анастасия Балаганина. – С одной стороны, с 1 января 2014 года запрещено рекламировать медицинские услуги вообще. С другой стороны, в соответствии с законом о защите прав потребителей, обязанность по полному предоставлению информации об оказываемых услугах никто не отменял. Пока еще Федеральная антимонопольная служба никого не привлекала к административной ответственности в связи с нарушением нововведений. Но ведь никто и не хочет становиться первым, кто понесет наказание».

Итак, с 1 января 2014 года в соответствии с законом «О рекламе» не допускается реклама никаких медицинских услуг, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка. Единственное исключение – места проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и прочих подобных мероприятий, а также специализированные печатные издания. По данному поводу существует два официальных мнения, говорит Анастасия Балаганина.

Так, Министерство здравоохранения полагает, что рекламирование медицинских услуг допустимо, но со значительными ограничениями. Федеральная антимонопольная служба полагает, что допустима исключительно имиджевая реклама и продвижение с помощью рекламы любых медицинских услуг в полном объеме запрещено. «Можно придерживаться любой точки зрения, но необходимо помнить, что к административной ответственности, которая в настоящее время для юридических лиц составляет от 200 до 500 тысяч рублей, привлекает ФАС», – заключает юрист.

«Следует отметить, что в разъяснениях ФАС также подробно говорится о том, что медицинская деятельность и медицинская услуга – это понятия не равнозначные. Первое – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, второе – непосредственное вмешательство или их комплекс. Соответственно медицинскую деятельность рекламировать не запрещается, а медуслугу – запрещено», – дополняет специалист.

Понятия и перечень медицинских услуг определены соответствующей номенклатурой, утвержденной приказом Минздрава РФ. Если в указанном перечне какая-либо услуга отсутствует, но по содержанию и объему она все-таки ею является, то в случае возникновения спора или возможного привлечения к административной ответственности ее признают таковой. Таким образом, в рекламе можно использовать слова терапия, хирургия, гинекология, урология и так далее, нельзя – массаж, лазерная эпиляция и прочие.

Поделиться

Кроме того, в рекламных плакатах следует избегать слова «лечение», так как это прямое указание на то, что услуга является медицинской. Не следует упоминать методы профилактики, называть медицинское оборудование. Можно использовать, например, фразы: «помощь при заболевании», «помощь специалиста», «решение проблем» и так далее. Так, словосочетание «лазерная эпиляция использовать запрещено, но можно сказать «помощь при волосатых ногах». Разрешено использовать название методов диагностики в том случае, если они являются частью названия клиники: УЗИ-клиника, МРТ-диагностика и так далее. Пока еще можно упоминать название заболеваний: артрит, инфаркт, катаракта и прочие. Но нельзя называть какой-либо вид анализа, а вот использовать фразу «все виды анализов» – вполне допустимо.

Отдельное внимание юрист уделил рекламе биологически активных добавок: она не должна создавать впечатление о том БАД обладает лечебными свойствами и способна заменить лекарство, упоминать случаи излечения людей с помощью БАД, побуждать к отказу от здорового питания. ФАС в декабре прошлого года также пояснила, что реклама методов народной медицины не должна создавать впечатление ненужности обращения к врачу, содержать ссылки на конкретные случаи излечения заболеваний, улучшение состояния здоровья.

Антимонопольная служба в Тюменской области действует намного жестче, чем в других регионах, поэтому надеяться на то, что информирование об услугах не сочтут за рекламу, не стоит. Тем более, что рассматриваться каждый случай нарушения будет отдельно и многое зависит от субъективной оценки специалиста, который им занимается. Хороший выход из положения, по мнению юриста, – развитие собственного, специализированного сайта. «При наличии фантазии и разумных маркетологов реклама медицинских услуг очень сильно не пострадает», – считает Анастасия Балаганина.

Фото: Фото предоставлено компанией «Реал Медиа Тюмень»

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter