Город Главный русский вопрос: «Ну и чо?»

Главный русский вопрос: «Ну и чо?»

А знает ли читатель, что когда-то давно ворота сборной Бразилии по футболу защищала огромная горилла? Столь успешно защищала, что никто не мог забить ей гол. И длилось это до тех пор, пока советский форвард Виктор Понедельник мощным ударом по мячу… не зашиб гориллу насмерть.

Если читателю в детстве доводилось посещать футбольную секцию, то про гориллу-вратаря ему наверняка рассказывали старшие товарищи. Взрослея, человек перестает верить в историю с гориллой. Равно как и в Деда Мороза, конечно. Однако детские мифы уступают место мифам взрослым. Сколько людей из нас уверено в том, что Аляску продала американцам Екатерина II? Или вот: все помнят ленинскую фразу про кухарку, которая может управлять государством. А ведь на самом деле Ильич сказал: «Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка НЕ способны сейчас же вступить в управление государством».

Тюменский историк Константин Мстиславович Гурьев объявил войну еще одному, по его утверждению, мифу: что царскую семью расстреляли большевики в подвале Ипатьевского дома. Рассуждения свои Гурьев облек в форму авантюрного романа «Тень императора», вышедшего в этом году в московским издательстве «Вече».

Далеко не каждому тюменцу удается потрафить вкусу столичного издателя. Если не ошибаюсь, четыре книги было напечатано в первопрестольной у Алексея Кунгурова (переиздания – не в счет), да у Евгения Осинцева в 2010 году появилась «Завтра была война» в соавторстве с Максимом Калашниковым. Каюсь, совсем забыл разуваевский «Маркетинг за МКАДом», а может, и еще кого, и тем не менее каждый новый автор из Тюмени, издающийся в национальном масштабе, достоин места в Красной книге. Да, я так считаю.

Оказалось, что у Гурьева также вышло уже четыре книги внутри МКАДа, как и у Кунгурова. Причем «Тень императора» должна была стать первой, а оказалась по времени последней. Автор объясняет данный казус тем, что легенда о судьбе Романовых до сих пор является важной частью нашей политической жизни и способна повлиять даже на решения издателя. Вспомним, что изданная за рубежом в 1976 году книга А. Саммерса и Т. Мангольда, которые также усомнились в версии с ипатьевским убийством, была переведена на русский только в 2011 году. Ну, что же, значит, это и в самом деле актуальная тема.

Сюжет «Тени императора» таков. До одного западного интеллектуала, в котором без труда угадывается Збигнев Бжезинский, дошла история о том, что Романовы не были расстреляны в подвале в центре Екатеринбурга. Что почти все они погибли по дороге в Пермь, кроме царевича Алексея, ставшего впоследствии затворником. Что единственный сын царевича якобы живет и здравствует в России. А главное – неважно, правдива история или нет. Важно, что из легенды можно придумать интригу, направленную против нашей страны. Достаточно подбросить некие доказательства известному московскому журналисту, используемому втемную, который «найдет» по ним последнего Романова. А чтобы у журналиста не было времени усомниться в доказательствах и передумать, идущие по его следу бандиты своевременно уберут журналиста вместе с найденным «потомком» Романовых (возможно, настоящим). После чего западные СМИ поднимут лай о том, что Россия прошляпила единственного наследника царской семьи.

Надо сказать, что у Гурьева много козырей в рукаве, которые он методично достает, убеждая читателя в том, что Романовы не были в ипатьевском подвале. Как вам, например, такой: в разгар репрессий конца 1930-х годов НКВД расследовало в отношении видного чекиста Кирилла Фомича Позднякова дело о фальсификации расстрела царской семьи. Ах, да, осталось уточнить: правда это или нет? Ведь дело-то пропало – из стола в закрытом кабинете, откуда следователь отлучился всего на пять минут. И здесь автор прикрывается известной фразой Юрия Тынянова: мол, я работаю там, где заканчивается документ. Ответ надо понимать как «хотите – верьте, хотите – нет».

И хочешь – не хочешь, а веришь. Потому что мозг по ходу чтения занят другим совершенно: какие тут Романовы, успеть бы за перипетиями в судьбе Кузнецова и Корсакова уследить… так, а это кто еще такой? Небольсин… А, ну да, встречался уже в первой части. Плюс повествование постоянно проваливается в прошлое, как в «Мастере и Маргарите». Не до критического осмысления, в общем. И так до самого конца.

А после чтения, когда появляется возможность отдышаться, и мозг позволяет себе переключиться на детали… После чтения возникает главный вопрос русской интеллигенции. В интерпретации автора это вовсе не «Кто виноват?» или «Что делать?». По Гурьеву, главный вопрос современной русской интеллигенции – «Ну и чо?». Позволю себе и я спросить: ну и чо?

Да, различные страны любят строить против нашей страны козни. Например, как сейчас в ситуации с Украиной. Ну, так позвольте, а за счет кого им еще самоутверждаться, как не за счет самой большой страны в мире? Даже сама постановка вопроса нелепа. И даже ответ очевиден: дело не в чужой подлости, а в нашей слабости. Если раньше на чужие козни у нас имелся Штирлиц, а сейчас только Анна Чапман, то чья это вина? Вот вы попробуйте сформулировать претензию большевику из двадцатых годов: мол, что это вы, душегубы, государя нашего умучали до смерти? Что ответит большевик?

Сливеют губы с холода,

но губы шепчут в лад:

«Через четыре года

здесь будет город-сад!»

И все, вот и весь ответ: хорош копаться в прошлом, давайте строить будущее! И этот ответ – исчерпывающий.

Вот бы и нынешней власти использовать этот прием. Зачем спилили деревья вдоль разделительной полосы на Мельникайте? Так через четыре года здесь будет город-сад! А зачем устроили это пластмассовое безобразие на площади Борцов революции? Зато через четыре года здесь будет город-сад! А зачем сносите последние исторические здания? Какая разница, через четыре года здесь будет город-сад!

Только не возникает город-сад. В этом году в школе № 65, что на МЖК, будет девять (!) первых классов. Вот это – легко, выполняем нацпроект «Жилье». А с городом-садом не складывается. Поэтому и приходится современной власти все время отбиваться да оправдываться: то им расстрел царской семьи предъявляют, то Катынь, то Молотова-Риббентропа, то коррупцию. Раз уж разговор о литературе, вспомним еще одного классика:

- Куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть?

- А мне все равно, только бы попасть куда-нибудь.

- Тогда все равно, куда идти. Куда-нибудь ты обязательно попадешь.

Вот и попадаем.

Предыдущие записи автора:

Дмитрий Кошелев. 36 лет. По образованию юрист, по работе финансист, а в душе историк. Только очень везучий, ведь в отличие от подавляющего большинства историков самому довелось стать свидетелем и где-то даже участником исторических событий. Поэтому любимый исторический период – современность.
Фото: Фото с сайта Forum.esilnet.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем