Город О любви вслух не говорят

О любви вслух не говорят

Знаете, чему я откровенно рада? Тому, что мои размышления вызывают живую реакцию читателей. И неважно, какая она, – положительная или отрицательная, неважно – поддерживают мою позицию или говорят гадости… Главное – прочитали, услышали, может быть, что-то поняли, а, может быть, однажды поймут, оглянувшись и немного другим взглядом окинув мир вокруг себя. Вот и губернатор прочитал… Обиделся, правда, – за критику в адрес музея… А чего обижаться на правду? (здесь должен стоять смайлик).

Два дня назад я первый раз побывала в Перми. Город, как вы понимаете, немаленький, все-таки миллионник. Грязный, мокрый, заснеженный, ветреный… А чего еще ждать от мартовского города? Меня провезли по его улицам, показали драмтеатр – нашему не чета, перекопанную набережную – нашей не чета, городские памятники – нашим не чета, областной музей… Фразу продолжите сами… Причем я говорю это без тени иронии! Город в сравнении с Тюменью – сер и уныл (сейчас прибегут пермяки, проживающие в Тюмени, и обольют меня грязью). Но! Знаете, он гармоничен. В нем выдержан стиль. В нем нет выскакивающих из общего ряда ярких, бьющих по глазам помпезных зданий, уродующих исторический облик. Может быть, они есть в других районах города, но не на центральных улицах! Он не противоречив. В нем нет назойливости и кричащей пошлости. Такой основательный город с 300-летней историей, которая ощущается. Ощущается! Понимаете, о чем я? В нем есть индивидуальность, которой давно уже нет в Тюмени, потому что ее разрушили, уничтожили на корню.

И не говорите мне, что в Перми нет таких денег, как в Тюмени. Таких – нет. Но те, что есть, они до последнего времени предпочитали тратить на социально-культурные проекты, решив завоевать статус культурной столицы России. А мы? Мы – какая столица?

В начале 2000-х годов Газпром начал возводить в центре Тюмени свое офисное здание. Красивое, ничего не скажу. Но… Одновременно с этим был закрыт ведомственный детский сад. Сотня детей и десяток воспитателей оказались на улице в полном смысле этого слова. Я лично встречалась с заместителем гендиректора Запсибгазпрома по социальным вопросам и обсуждала с ним этот вопрос. По итогам нашей встречи в газете «Ямская слобода» была опубликована большая статья, которую потом высокий чиновник комментировал примерно в таком же духе и теми же словами, как наши уважаемые читатели сегодня – мои заметки. Воспитание за высокой должностью не спрячешь. Так вот: на мой вполне закономерный вопрос, на каком основании закрыт детский сад, этот господин ответил: зато какое здание мы городу подарим! Финиш!

Скажите, кому нужен был этот памятник архитектуры такой ценой?! Мне – нет! И тем детям и их родителям, и другим детям, и другим родителям… Вам нужен?! Кстати, после той статьи высокий чиновник стал просто чиновником… Как говорил Достоевский: ни одна революция не стоит слезы ребенка. Никакой шедевр архитектуры не стоит украденного детства.

Все очень просто: вопрос цены. Когда я вижу нашу новую набережную, первое, что приходит мне в голову: сколько миллионов закопано в землю!!! И зачем?! И на какие благие цели их можно было бы потратить? Для тех, кто сейчас сорвется с цепи и начнет рвать меня на клочки, скажу: да, набережная городу нужна. Но почему такая?! Неужели нельзя было сделать скромно, сэкономив энную и очень приличную сумму денег, но со вкусом?! Кому нужна эта роскошь?! При том, что у нас достаточно дыр, куда можно было бы направить эти средства. Детские больницы, например… На которые всегда не хватает денег… Вот скажите честно, положа руку на сердце: если вас поставят перед выбором – новая детская больница, бесплатные лекарства для ваших стариков – родителей или еще один километр облицованной красным гранитом набережной, вы за что проголосуете? За красный гранит?

Возвращаясь к Екатеринбургу, Петербургу, Москве и так далее. Там нет таких набережных. Стали ли эти города менее значимы с исторической, социальной и даже политической точки зрения?

Для меня на первом месте всегда стоял, стоит и будет стоять принцип экономической, социальной и культурной целесообразности, идет ли речь о памятнике, набережной, здании или о чем-то еще. Согласитесь, вы же не будете ставить золотой унитаз в хрущевке, если, конечно, там не сделан евроремонт? Но не станете же вы делать евроремонт в хрущевке? Уж лучше тогда купить новую квартиру, взять кредит, если не хватает, и сделать евроремонт. После этого вопрос о золотом унитазе отпадет сам собой.

300 миллионов рублей закачивается в строительство нового музейного комплекса ежегодно! – эту цифру называет губернатор и тут же оговаривается: я не понимаю, зачем нам такой музейный комплекс… Немая сцена! Хотя ответ яснее ясного: чтобы был! Потому что он станет крупнейшим музейным комплексом в России, которым мы начнем активно гордиться! Опять впереди России всей! Ура! А что будет внутри? И когда мы это увидим?.. Доживу ли я?.. Что-то уже слабо верится…

Построили лучшую в России областную научную библиотеку. И что? За красивым фасадом есть только куча супер-современной техники, которая практически не используется по назначению, красивые интерьеры и пустые залы. В библиотеке нет читателей. И писателей там тоже нет.

Ну, и немного о любви. Когда я писала свою первую заметку под названием «Я не люблю Тюмень», то по наивности своей думала, что имею дело с людьми, которые продолжат мою фразу словами «за то, что…». Увы, ошиблась. Хотя и не во всех. Радует, что у нас все-таки есть люди, которые умеют вести разговор не на уровне «сам дурак». Спасибо им!

Я не верю людям, которые говорят: «Нельзя любить за что-то. По-настоящему любят просто так!» Фигня это все! Даже если мы говорим о людях, всегда есть что-то, за что мы их любим или, наоборот, не любим. А если нет – значит, они нам безразличны. То же самое и с городами. Мне безразлична Пермь – мне не за что ее любить, потому что я ее не знаю. Мне безразличен Екатеринбург – потому что я его уже не знаю. А вот Тюмень не безразлична, потому что я тут живу, потому что прекрасно знаю, за что не люблю… А вот за что люблю – это уже мое личное дело! О любви вслух не говорят.

Предыдущие записи автора:

Ольга Ожгибесова Родилась и училась в Екатеринбурге. По образованию и образу мыслей – философ. По профессиональной принадлежности – журналист и писатель. Дважды мама и дважды начинающая бабушка. Попутно – автор восьми книг, в том числе двух поэтических сборников. Хобби – пудели. В наличии – также две особи. И как говорил кот Матроскин: «… я еще и крестиком вышивать умею».
Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем