Город Пусть пищит, авось пронесет

Пусть пищит, авось пронесет

Правительство России беспокоится далеко не о безопасности своих граждан, а о репутации страны на международной арене, что подтверждает последняя директива Росавиации.

Трагические события на железнодорожном вокзале Волгограда и взрыв в троллейбусе пришлись как нельзя кстати под конец действия комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, которая была рассчитана на 2010–2013 годы, и объем ее финансирования составлял более 47 миллиардов рублей. Именно в рамках этого проекта повсеместно появились рамки металлодетекторов, которые якобы и помогли избежать большего количества жертв при подрыве смертника на вокзале.

Многие блогеры очень вовремя вспомнили о том, что в стране давненько не было терактов, а программа безопасности на транспорте уже подходит к концу и повода продлять ее нет. Можно долго строить различные теории заговора, но факт остается фактом. Вопрос только в том, будут ли предприниматься какие-то реально действенные меры или все ограничится теми же рамками при входе?

Не буду далеко ходить за примером. На том же железнодорожном вокзале в Тюмени при входе установлены металлодетекторы, а рядом посажен специально обученный охранник – то ли сотрудник полиции, то ли чоповец какой, Бог его разберет, но он есть. Правда, рамка может захлебнуться в собственном писке, а приставленный к ней «правоохранительный орган» и бровью не поведет. Действительно, всех, что ли, входящих на вокзал с огромными баулами досматривать? Пусть пищит, авось пронесет. Проносит, но не везде. И вот только после того как гром грянет, начинается имитация бурной деятельности: досмотр всех и вся, чуть ли не километровые очереди на входах, где взрывайся не хочу. Успокаивается это все после того, как стихает общественный резонанс после, к сожалению, очередного террористического акта.

Почему я называю все это «имитацией бурной деятельности»? Да потому, что не работает эта схема – досматривают чисто формально, зато появляются нереальные очереди на радость смертникам. Какая разница, где взрываться – перед вокзалом или внутри, если и там, и там толпы народа? Шахиду все равно, а спецслужбам нет: взрыв в зоне досмотра позволяет говорить о том, что меры безопасности работают и теракт предотвращен на подходе к вокзалу. Значит, миллиарды потрачены не зря. Ну а тот факт, что в том же «Шереметьево» перед пунктами досмотра скапливаются сотни пассажиров, приехавших на одном «Аэроэкспрессе» и ждущих очереди перед двумя работающими из пяти установленных сканеров и металлодетектеров, то это нормально…

«Комплексная программа по обеспечению транспортной безопасности реализовывалась под эгидой Минтранса в 2010-2013 годах. С 2014 года действие этой программы прекращено ввиду отсутствия ее финансирования. Несмотря на это, особенно с учетом тех угроз, которые существуют сегодня и распространяются в том числе на объекты транспортной инфраструктуры, председателем правительства Дмитрием Анатольевичем было предложено в оперативном порядке рассмотреть возможность продолжения этой программы на период 2014-2016 годов. Речь идет о сумме примерно в несколько десятков миллиардов рублей», – заявил министр транспорта России Максим Соколов.

Впрочем, верхом цинизма можно считать недавнее распоряжение Росавиации о запрещении проносить на борт самолета любые жидкости в любом объеме. Ранее можно было проносить суммарно не более литра, чтобы объем отдельной емкости не превышал сто миллилитров. И оставим в стороне тот факт, что за рубежом уже приняли как данность отсутствие угрозы террористического акта в наличии жидкостей в ручной клади пассажиров, главное в другом.

Официальный сайт Росавиации гласит: «На воздушном транспорте сохраняется угроза совершения террористических актов с использованием самодельных взрывных устройств. Наибольшую уязвимость представляют собой воздушные суда, так как на их бортах нанесены государственные регистрационные и опознавательные знаки Российской Федерации. Таким образом в случае совершения террористического акта террористы демонстрируют возможность нанесения ущерба не только отдельным гражданам или организациям, а всему государству». Понимаете, дорогие сограждане, наши власти переживают не за безопасность россиян, а за имидж государства! При этом срок действия запрета на перевозку любого объема жидкостей первоначально распространяется на период практически с начала 2014 года и до конца зимних Олимпийских игр в Сочи. То есть до и после Олимпиады – взрывайте самолеты на здоровье, это будут проблемы тех неудачников, кто летел этим рейсом, а уж теракт во время Игр – беда национального масштаба, потому что о России плохо в мире подумают…

Если уж и вводить подобный запрет, то без таких нелепых формулировок, просто прикрываясь защитой жизней и здоровья своих граждан. Конечно, и это выглядело бы глупо, но хотя бы не так явно.

Да, кто-то скажет, что разрешено брать в ручную кладь «медикаменты, которые требуются пассажирам на постоянной основе, а также предметы и средства личной гигиены, обеспечивающие жизнедеятельность пассажиров во время полета». Да, они «не запрещены и допускаются к провозу в ручной клади после их идентификации службами авиационной безопасности аэропорта и прохождения проверки безопасности с использованием технических средств досмотра и обнаружения взрывчатых веществ», но как сотрудники служб авиационной безопасности будут досматривать все емкости?!

Это стоит понимать, как выделение еще нескольких миллиардов рублей на оснащение аэропортов дополнительными «техническими средствами досмотра», которые будут способны определять состав жидкостей? Допустим, что так. Есть, правда, оговорка, что приказом предусмотрена возможность для САБ, убедившись в безопасности провозимого вещества, идентифицировав его как детское питание или лекарство, разрешить его провоз в ручной клади. Вопрос только в том, как это будут делать – пробовать на вкус содержимое баночек, ковыряться пальцем во флакончиках, делать себе инъекции, нюхать, лизать и делать что-то еще с другими жидкостями? Да бред собачий.

Нелепо выглядит и попытка сгладить ситуацию заявлением о том, что принимать решение о допуске жидкостей в ручную кладь будет конкретный сотрудник службы авиационной безопасности, но если сотрудник сомневается, он не допустит к полету эту жидкость. Уверен, никто из САБ не возьмет на себя такую ответственность – случись что, пропустившего на борт взрывчатку сделают козлом отпущения, так что рисковать не будет никто.

Готовьтесь, дорогие россияне, к очередям на вокзалах, процедурам досмотра в аэропортах и при этом не забывайте, что во всем цивилизованном мире такой паранойи не наблюдается. Существуют куда более современные средства и методики выявления террористов и предотвращения терактов, доставляющие минимальные неудобства простым гражданам. И только Россия идет по собственному пути.

Предыдущие записи автора:

Максим Вершинин. Согласно диплому – журналист, по жизни – автомобилист до мозга костей. Побывал по все стороны баррикад местной автомобильной и автоспортивной жизни, что позволяет достаточно объективно оценивать эту часть нашей действительности. Не удивляйтесь, если большая часть записей будет связана с автомобилями или около того.
Фото: Фото Марата Нигматулина
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем