Город Ты что, самый умный?

Ты что, самый умный?

Несмотря на то что к подросткам я не отношусь уже довольно давно, я люблю смотреть современные мультсериалы. Кроме того, что это просто весело, там порой можно почерпнуть пищу для интересных размышлений. Ведь часто они создаются талантливыми людьми, котор

Я могу добавить вескости своим аргументам,
процитировав эксперта, который со мной согласен,
но если эксперт считает иначе, я могу отмахнуться от него со словами
«Да что он понимает!» или «Я вправе иметь свое мнение».

Эон Скобл, один из авторов книги «Симпсоны и философия»

Несмотря на то что к подросткам я не отношусь уже довольно давно, я люблю смотреть современные мультсериалы. Кроме того, что это просто весело, там порой можно почерпнуть пищу для интересных размышлений. Ведь часто они создаются талантливыми людьми, которые понимают, что к чему.

Один из моих любимых – «Симпсоны». Довольно интеллектуальный мультфильм. Не менее интересным он показался сотрудникам американских университетов, которые несколько лет назад выпустили сборник философских эссе «Симпсоны и философия» (у нас он появлялся в продаже под неправильно переведенным заглавием – «Симпсоны как философия»). Персонажи мультика и коллизии их жизней послужили примерами, иллюстрациями для размышлений над общими вопросами, непосредственно к «Симпсонам» не относящихся.

Одно эссе было посвящено антиинтеллектуализму. Это явление, при котором массы с недоверием относятся к интеллектуальной работе и ее представителям. Все это так и есть – относятся. Повсеместно. Не только в США, но и в России. И, надо полагать, много где еще.

Мартин Лютер Кинг, Лех Валенса и множество других достойных людей боролись за равные права для всех. Но осознание равенства обернулось мнением, что отныне можно никого не слушать. Если у меня сломался автомобиль, я поеду в автосервис. Если я умею чинить машину сам, но мне необходимо организовать отчетность моей фирмы, я привлеку бухгалтера. Но никому не позволено учить меня, как писать по-русски! Тот, кто учит меня – русский, я тоже. Мы оба с детства говорим на этом языке, так почему это он знает его лучше меня? Язык – сфера всеобщей компетенции.

Это и есть антиинтеллектуализм. Хотя я согласен, иногда люди начинают давать свои советы, совершенно не имея на то оснований (отчасти на эту тему мы говорили в одном из предыдущих текстов). Более того, даже если они имеют формальные основания, их тон порой никак не располагает к общению.

Но дело не ограничивается пренебрежением к специалистам в сферах, в которых, как некоторым кажется, специалистов быть не может («никто не знает больше других о том, как нужно жить и что есть справедливость»). Допустим, я выступаю в телепередаче или публикую печатный материал. Я привлекаю мнение эксперта только как подтверждение собственных слов. В этом случае роль играет громкое имя, которое может привлечь на мою сторону поклонников этого эксперта, полагающих, что уж их-то любимец ерунды не посоветует.

А он и не советовал. Я просто использовал его в своих целях. Но если высказывание эксперта противоречит моим словам, я запросто могу от него отказаться и даже заявить, что он ничего не понимает в предмете разговора – куда ему разобраться в наших, людских делах, когда он сидит в своей башне из слоновой кости на верхнем этаже.

Человек нечасто представляет себе, как взаимодействуют элементарные частицы, поэтому физика он все-таки может и выслушать. А как пишутся буквы, он все-таки представляет, поэтому гуманитарий всегда может получить на орехи по полной программе. Но и физик может получить свое, если на исследование элементарных частиц выделяются бюджетные деньги, а «выхлопа» от исследований человек не видит (по крайней мере, он так думает).

Эон Скобл говорит, что об этой проблеме размышляли еще во времена Платона. Что ж, если ей и не две с лишним тысячи лет, то уж несколько сотен лет – точно. И, честно говоря, я не знаю, что с этим делать. Наверное, придется оставить все как есть, хотя антиинтеллектуализм, конечно, не помогает человечеству двигаться вперед.

В своих «настроениях» я обычно стараюсь поддержать читателя, и хотя я не способен указать ему путь к счастью и гармонии, я могу предложить свой вариант того, «что обычному человеку делать с утра», как говорил кто-то из великих. Но в случае с проблемой антиинтеллектуализма корни уходят слишком глубоко.

Мне просто кажется, что это нехорошо. И, как всегда, лично я вижу один путь – начать с самого себя. Если я заметил за собой пренебрежительное отношение к разумным доводам – только лишь потому, что они мне не нравятся или опровергают мою позицию – я задумаюсь и в другой раз постараюсь не горячиться.

Группа «Крематорий» поет: «Не верь никому – думай своей головой». Думать своей головой – одно из величайших достижений, которого может добиться каждый из нас. Но все мысли в одиночку не передумаешь, поэтому умных людей иногда послушать все-таки стоит. А уважать их уж точно следует, ибо любой труд достоин уважения. Даже интеллектуальный.

Предыдущие записи автора:

Виталий Комиссаров родился, вырос, живет и, видимо, помрет в Тюмени. Интересуется эстетической стороной вещей. Коротает вечера, глядя в потолок. Учитель русского языка и литературы, не выучивший пока ни единого человека. В качестве своей жизненной цели называет «вспомнить свою жизненную цель». Любит читать надписи в подъездах и слушать, как падает снег. Жизненное кредо выбрал из крылатых выражений табасаранского языка, примерно оно может звучать как «Престидижитатору – престидижитаторово». Однажды видел огромного жука.
Фото: Фото с сайта Columbia.edu
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем