22 сентября среда
СЕЙЧАС +2°С

Когда промывают мозги

В настоящее время известно много способов, как заставить человека «совершить новое поведение». Можно начать платить человеку именно за эти действия. Можно обязать действовать под угрозой наказания...

Поделиться

Поделиться

В настоящее время известно много способов, как заставить человека «совершить новое  поведение». Можно начать платить человеку именно за эти действия. Можно обязать действовать под угрозой наказания. Можно долго и упорно приводить аргументы в пользу новшества. А можно убедить его, что старое поведение уже никуда не годится.

Интернет поистине творит чудеса. На днях благодаря Интернету я посмотрел фильм «Москва 2017». Заметил я его, благодаря всемирной паутине.  Но суть не в этом.

Мне понятно, когда выходят фильмы о рекламе, типа: «99 франков» или «Здесь курят». Общество негативно относится к рекламе – давайте снизим эту напряженность.

Например, давайте выпустим фильм о том, какая реклама хитрая, а рекламщики – те еще кадры. Задача понятна. Сценарий есть. Фильм вышел. Все посмеялись или прониклись.  Напряженность упала. Доходы от рекламы возросли. Все довольны.

Но здесь – «Москва 2017». Фильм не о рекламе и ее «многоумных» создателях. Фильм – о пропаганде. О ее приоритетной роли в технологиях управления массовым сознанием. Но зачем? Ведь на тему пропаганды есть негласное табу. Пропаганда – это то, что не обсуждают, это то, что только осуждают. Пропаганда – это зло, это манипулятивная технология, это доктор Геббельс, это коммунистический прессинг и прочее, прочее. Однако этот фильм вышел, и этот фильм – о влиянии пропаганды. А раз вышел фильм, это захотелось обсудить. Разумеется, захотелось обсудить не фильм, захотелось порассуждать на тему пропаганды.

Вероятно, каждый человек знает, что прежде чем подпрыгнуть, необходимо присесть, прежде чем построить дом, нужно приготовить для него место. Принципы, которые кажутся естественными в материальном мире, также часто применимы и для мира информации.

Новое мнение не останется в голове у человека, если старое его вполне устраивает. Чтобы человек купил обновленную модель телефона, иногда бывает мало доказать ему, что новая модель хороша,  его еще надо убедить в том, что старая уже не соответствует его образу жизни, даже если она прекрасно работает.

Именно таким образом происходит классическое разделение информации на пропагандистскую и рекламную. Пропаганда разрушает старое, привычное, а  реклама задает новое. Можно сказать, что пропаганда отвечает на философский вопрос – «кто виноват», а реклама –  «что делать».

Пропаганда как бы говорит человеку: «Ты делаешь не то, живешь не в той стране, тебе промывают мозги не той пропагандой, зря завел семью, дети – это обуза, они тебе не нужны; ты зря куришь сигареты, ну или зря их не куришь». Реклама же говорит:  «Езжай в Европу, рожай детей или кури "Мальборо"».

Часто говорят, что реклама и пропаганда – два обязательных атрибута информационного воздействия, а те «охотники за головами», которые уделяют внимание только чему-то одному, никогда не добьются результата. Наверное, с этим можно согласиться, особенно когда видишь, как некоторые рекламные агентства проедают бюджет рекламодателя, вбухивая все деньги только в рекламу, а роста клиентов как нет, так и нет. То есть получается, что реклама, которая пытается навязать человеку новое, не стерев старое, скорее всего,  бессмысленна.   

С пропагандой, возможно, ситуация другая. Пропаганда может достигать определенных результатов сама по себе. Например, пропаганда, разрушая устоявшееся мнение у человека, может  сделать его психологическое состояние неустойчивым. Чем более важные аспекты человеческой жизни затрагивает пропаганда, тем менее стабилен человек. Например, пропаганда, которая ставит под сомнение основы инстинкта самосохранения, легко делает из обычного человека смертника, ну а при небольшом целевом дополнении – и террориста-смертника. Потому общество, в котором присутствует слишком много различной пропаганды, как правило, депрессивное и нестабильное. Таким образом, если задачей, стоящей перед специалистом, предусмотрен результат дестабилизации общества или даже его уничтожения, то пропаганда без каких-либо дополнений легко справляется с этой задачей.

Кроме того, есть еще один важный атрибут пропаганды, придающий ей самостоятельность: она никогда явно не выводит на конечную цель, она предполагает скрытое воздействие. Потому нередко задачу пропаганды камуфлируют, подают в виде социально значимых или коммерческих проектов. То есть  внешне как бы социальная реклама, а в подтексте – пропаганда и уже совсем другая реклама.

К примерам реализации такого подхода можно отнести таблички на дверях и кассах продуктовых магазинов: «Мы не продаем сигареты лицам, моложе 18 лет». Для некоторых детей такой посыл на табличках будет запускать конкретную поведенческую установку: «Группа детей является ущербной – им многое не продают. Потому надо быстрее взрослеть. Ну а чтобы стать взрослым, необходимо приобрести симптом взрослого человека, например, начать курить».

Потому, если кто-то из родителей желает поберечь слабую психику своего ребенка, то, возможно, ему стоит начать присматриваться к пропаганде. И, может быть, уже начать заниматься пропагандой против пропаганды. Смотреть, когда она действительно полезна и разрушает то, что уже давно пора разрушить, а когда она пытается разрушить то, что сохранить просто необходимо.

Тем более что борьба с пропагандой крайне проста. Принцип борьбы был описан уже давно:  «Пропаганда утрачивает силу, как только становится явной». То есть, чтобы разрушить влияние пропаганды, достаточно  рассказать о конкретной пропаганде детям, на что она направлена, как она работает  и какие у нее цели. И тогда  ее скрытое влияние ослабнет, ну а вы сможете подольше сохранить порядок в голове вашего ребенка.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Тюмени? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...