Город Валерий Фальков, ректор Тюменского государственного университета: «Диплом сегодня называют документом, подтверждающим социальную нормальность»

Валерий Фальков, ректор Тюменского государственного университета: «Диплом сегодня называют документом, подтверждающим социальную нормальность»

Весной Валерия Фалькова назначили ректором ведущего вуза области, а уже в конце октября ему пришлось столкнуться с непростыми задачами. Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова и Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева были признаны неэффективными и вошли в состав ТюмГУ.

Легко ли руководить крупнейшим университетом региона, почему слияние вузов было неизбежным, что изменится в ТюмГУ в недалеком будущем, какие специальности стоит избрать тем, кто желает достичь успеха, – об этом и многом другом Валерий Фальков рассказал корреспонденту 72.ru.

– Валерий Николаевич, какие реформы вы планировали провести на момент вашего назначения? Удалось ли осуществить эти планы?

– Первое, что я обещал коллективу, – усовершенствовать систему приема в вуз. Нам удалось ввести конкурс на платные места на самых востребованных направлениях подготовки – юриспруденции и экономике. Мы впервые ограничили количество желающих обучаться на платных местах, установив проходной балл на юриспруденции 170 и на экономике - 160. Это серьезный шаг, ведь вуз, по сути, отказался от дополнительных доходов в угоду повышения качества образования.

– С чем связано второе направление, которым вы планировали заниматься?

– С кадрами. Мы стремимся к тому, чтобы университет стал для своих выпускников самым привлекательным местом трудоустройства. Сейчас ведется работа, в результате которой внутри вуза будут выстроены четкие и понятные социальные лифты. Хочется, чтобы молодые специалисты были материально обеспечены и знали, какие карьерные перспективы ждут их при выполнении определенных показателей.

– А стоит ли готовиться к приятным переменам тем, кто уже работает в ТюмГУ?

– Конечно. Мы уделяем большое внимание системе повышения квалификации, в том числе созданию и развитию постдокторантуры. Для нас принципиально важно, чтобы доктора продолжали развивать свой научный и личностный потенциал, а кандидаты защищали докторские диссертации. У них очень большая преподавательская нагрузка, и времени на научную работу зачастую нет. Мы стремимся к тому, чтобы дать сотрудникам возможность проходить различные стажировки и предоставить им полугодовой оплачиваемый отпуск для научной деятельности. К примеру, заведующая кафедрой русского языка недавно ушла в такой отпуск для работы над двумя монографиями.

– Что еще входит в число ваших приоритетов?

– Работа с одаренными детьми. Совсем скоро начнет работу «Школа одаренных». Аналогов этому проекту в регионе нет.

– В чем его суть?

– Проект направлен на раскрытие одаренности детей за рамками школы, где обучение часто ведется по стандартным схемам. Эта площадка будет способствовать личностному развитию ребенка и его последующей подготовке к олимпиадам. Мы протестировали шесть с половиной тысяч школьников и отобрали сотню лучших.

– Будут ли эти занятия платными?

– Да, но я отмечу, что это не коммерческий для университета проект. Плата нужна, чтобы покрыть расходы на коммунальные услуги и оплату труда преподавателей. И, разумеется, она будет адекватна качеству образования, которое получат дети.

– Вы стали ректором в достаточно молодом возрасте. Как вы оцениваете этот факт?

– Наверное, любой человек на моем месте оценивал бы этот факт положительно. Я не являюсь каким-то исключением: подобные процессы происходят и в других вузах, и во всей системе образования в целом. Помолодела вся жизнь, в том числе и управленческое звено.

– Какие плюсы и минусы имеет управление вузом в вашем возрасте?

– Мой взгляд приближен к взгляду самих студентов, и это, несомненно, плюс. Минус молодости – отсутствие опыта, а плюс – готовность к преобразованиям. Но я окружен большим количеством умудренных опытом людей, и перед тем, как принять некое неоднозначное решение, я стараюсь выслушать их мнение. Конечно, иногда хочется провести какие-либо реформы более решительно и быстро, но я не тороплюсь. Я руководствуюсь, может быть, консервативным, но бережным принципом врачей «Не навреди!».

– Недавнее слияние трех вузов не прошло незамеченным общественностью. Каковы его истинные причины и можно ли было избежать изменений?

– Эти процессы продиктованы, в первую очередь, требованиями государственной политики. Одной из причин является вполне оправданное сокращение количества вузов. Оно не соответствует ни количеству абитуриентов, ни количеству преподавателей. Бюджетных мест на тысячу выпускников у нас больше, чем в советское время. Это парадокс. Скоро оно сравняется с количеством выпускников школ, 80–85 процентов которых поступают в вузы. Заметим, что в Советском Союзе эта цифра не превышала 30–35 процентов.

Такая ситуация отчасти аномальна. Вузов стало больше, и цена, которую мы заплатили за это, – девальвация диплома. Сегодня можно услышать упреки скептиков в том, что диплом – это документ о социальной нормальности, и они справедливы. Диплом говорит о том, что человек социализирован и может жить в обществе. Его отсутствие рассматривается, к сожалению, как признак неудачи, хотя это не так. В любом случае, надо отделять зерна от плевел, отделять вузы, которые не могут дать качественного образования. Часто раздается критика в адрес вузов, которая тоже бывает справедливой. Но, по моему мнению, гораздо конструктивнее говорить не о том, какие проблемы у нас есть, а о том, как их можно исправить.

– Известно, как сложно стать учеником академической гимназии ТюмГУ. Чем объясняется наличие такой высокой планки?

– Главная причина, по которой это учебное заведение считается престижным, – тот факт, что его выпускники имеют совершенно другие стартовые возможности. Многие из них поступают в ведущие столичные и даже зарубежные вузы. Они – победители олимпиад, стобалльники, одаренные личности.

– Благодаря чему ученики гимназии достигают этих высот?

– Я назову три слагаемые успеха: жесткий отбор, очень высокие стандарты, которые им задают, и высококвалифицированные преподаватели.

– Много ли в ТюмГУ талантливых студентов? Как они проявляют себя?

– Как и в других вузах, таких студентов у нас много. Деятельность большинства из них связана с наукой, хотя доля тех, кто отличился в спорте и в сфере творчества, также велика. Они побеждают в престижных интеллектуальных конкурсах, в том числе проводимых за рубежом. Два наших аспиранта получили стипендии президента на обучение за границей. Таких людей в УрФО можно пересчитать по пальцам. Имена тех, кому принадлежат выдающиеся достижения, можно перечислять очень долго.

– В ТюмГУ в последнее время наблюдается тенденция к увеличению бюджетных мест на педагогических специальностях. Почему на остальных специальностях их число снижается? К примеру, на журналистике в этом году нет ни одного бюджетного места.

– Все, что касается бюджетных мест, тоже связано с государственной политикой. В прошлом году нам действительно не дали мест на журналистику, хотя мы просили об этом. По мнению Министерства образования и науки, гораздо важнее набирать на естественно-научные и технические направления подготовки.

Число бюджетных мест на педагогических направлениях подготовки увеличилось потому, что сокращается количество выпускников, но резко увеличивается число тех, кто пошел в детские сады и школы. Если не предпринять никаких мер, детей вскоре будет просто некому учить. Я думаю, что в ближайшие годы в регионе педагогическое образование будет очень популярно. Государство вкладывает в его развитие немалые ресурсы, и престиж профессии учителя растет.

– Какие еще специальности вы считаете востребованными на данный период?

– Несмотря на то, что предпочтения абитуриентов формируются модой, востребованными будут химики в связи с развитием нефтехимического кластера в Тобольске. Практика показывает, что специалисты, имеющие фундаментальное физическое образование, легко устраиваются на предприятия топливно-энергетического комплекса, а также в нефтегазовые компании. Плюс ко всему у нас есть крупный завод «УГМК-Сталь», а также мелкое производство. Физикам там тоже будут очень рады.

Студенты направления «Информационные технологии» востребованы уже на третьем–четвертом курсе и претендуют на заработную плату от 50 тысяч рублей. Будет актуально и все, что связано с биологией, биоинформатикой и биотехнологиями, потому что в Ишиме строится завод по производству лизины. Кроме того, выпускники института биологии и института наук о Земле могут работать и учителями в школе, и экологами. Весьма популярными становятся как классическая география, так и геоэкология, геоинформатика, картография – все, что связано с ГИС-системами.

Что касается направлений, которые очень любят критиковать (юриспруденции, государственного и муниципального управления, менеджмента, экономики), я не знаю ни одного выпускника, который бы не нашел работу. Юриспруденция и экономика по-прежнему будут пользоваться спросом.

– Можно ли говорить о том, что востребованность специальности и ее престижность – синонимы?

– Минимум на 60 процентов востребованная специальность престижна. Но так бывает не всегда. Есть востребованные специальности, которые почему-то не престижны, – скажем, химия.

– Что должен иметь в виду школьник, подавая документы именно в ТюмГУ?

– Поступая к нам, нужно знать, что мы будем безжалостно отчислять, что мы рассчитываем на серьезную отдачу, и помнить, что ТюмГУ – если не залог, то важный компонент успеха. Единственное условие – желание учиться и развиваться, таким студентам университет подарит массу ценных возможностей. Еще нужно учитывать, что мы даем хорошую теоретическую базу – классическое фундаментальное образование. А если человек стал, к примеру, классическим физиком, он легко станет специалистом в более узкой предметной области.

– Какие советы вы хотели бы дать тем, кто собирается поступать в ТюмГУ?

– Нужно прислушаться к велению своего сердца. Только оно подскажет, кем вы должны стать. Вы будете профессионалом только тогда, когда вам будет нравиться работа. Именно поэтому крайне важно не ошибиться в выборе специальности. А дальше все очень просто: 24 часа в сутки, семь дней в неделю – и успех не за горами.

Фото: Фото Марата НИГМАТУЛИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем