Город Эдуард Омаров, председатель Тюменского регионального отделения организации «ОПОРА РОССИИ»: «Чтобы делать хорошо и до конца, нужно терпение»

Эдуард Омаров, председатель Тюменского регионального отделения организации «ОПОРА РОССИИ»: «Чтобы делать хорошо и до конца, нужно терпение»

Заслуги председателя Тюменского регионального отделения общественной организации «ОПОРА РОССИИ» Эдуарда Омарова отмечены губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым. Благодарность он получил за личный вклад в развитие малого и среднего предпринимательства, активную общественную и благотворительную деятельность.

– Эдуард Закирович, в 2010 году вы возглавили Тюменское региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Какие идеи удалось реализовать за это время?

– Прежде всего, во все времена люди объединялись, как правило, в двух случаях: когда была угроза или праздник. Серьезной угрозы для бизнеса нет, хотя и радоваться особо нечему, но есть возможность, объединившись, используя коллективный разум, реализовать какие-то идеи и продолжить развиваться. Я не знаю, какие мысли были у основателей общественного движения «ОПОРА РОССИИ», но могу догадываться. Сермяжная правда, очевидно, лежит где-то в этой плоскости, о которой мы с вами говорили.

Сейчас бизнес-сообщество начинает беречь себя, объединяться и отстаивать свои интересы. Государство уже осознало это, поскольку были прямые указания президента о необходимости пересмотра налоговых ставок. Однако, оказалось все не так просто. Тем не менее, бизнесу надо продолжать объединение для того, чтобы жестче отстаивать свои интересы. Ошибки нам дорого стоят. Если чиновник сделал ошибку – его сместили с должности, а бизнес-единица, закрываясь, оставляет без куска хлеба десятки людей, и это надо понимать.

И об этом нужно правильно говорить, почему мы и против того, чтобы люди выходили на улицы, орали, скандировали и так далее. Для того, чтобы правильно отстаивать свою позицию, нужно расти, поэтому общественные движения необходимы. В этом смысле «ОПОРА РОССИ» сравнима с юношей: уже не ребенок, но еще не муж.

Возвращаясь к истории, отмечу, что начало объединения пришлось на 90-е годы. Далее настало время, когда был пик развития бизнеса – это семилетка с 2002 до 2008 года, когда появились хорошие законы, касающиеся деловой сферы, началось активное движение в сегменте малого и среднего бизнеса. Это было время мощного развития бизнеса, поскольку для этого были созданы все условия. Появилось такое понятие, как «справедливый налог». В течение этих семи лет, благодаря справедливым налогам, пополнялся бюджет страны – с одной стороны, с другой стороны, предприятия имели возможность вкладывать деньги в развитие – покупать основные средства производства, офисы, магазины и так далее.

– И грянул кризис...

– Да, в 2008 году начался кризис, рынки стали сужаться, и тут, по непонятной мне причине, последовало резкое увеличение налогов. Казалось бы, и так трудно, а ставки налогов выросли в два–четыре раза. А в 2012 году, вдобавок ко всему, возросли и отчисления в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей.

– Это оказалось катастрофой для многих представителей малого бизнеса, которые «не потянули» и закрылись.

– Это действительно варварские законы, которые непонятно почему были приняты. На последующих встречах, в Суздале, в Воронеже, где было немало представителей органов власти – Минэкономразвития и других структур, каждый по-своему аргументировал, почему нужно было принять такие законы, однако бизнес-сообщество никто из них так и не убедил. Может, власти посчитали, что бизнес достаточно окреп и можно сдирать с него три шкуры, – не знаю. Практика показала, что, начиная с 2010 года, очень многие талантливые и способные предприниматели просто закрылись. Они не смогли уйти в тень, не смогли переступить через себя, нарушать закон и продолжать работать. Это прискорбно, но факт остается фактом...

А что касается тех «жирных» лет, то, по сути, благоприятные для бизнеса законы были приняты во многом благодаря общественным организациям. Бизнес стал настолько разумным, он вырос, объединился и начал давать дельные советы государству, как нужно пополнять бюджет. При этом стоит отметить, что мы не за себя просили, а за государство, которое имеет социальные обязательства перед своими гражданами. Логика проста: если есть поступления в бюджет, можно развивать малый и средний бизнес и как следствие – успешно выполнять социальные программы. В этой части было немало идей: и ЕНВД, и «упрощенка», и масса других инициатив, которые были предложены общественными объединениями.

– Есть мнение, что войти в общественный совет достаточно престижно, однако реально такое членство ничего не дает, – это просто лишняя звездочка на погонах. Вы являетесь членом общественного совета при губернаторе. Какая от него польза?

– Могу сказать, что вы во многом правы. Есть огромная страна – Российская Федерация, ситуация в которой неоднозначна. В разных регионах, городах или муниципальных образованиях можно наблюдать разную картину. Есть советы, которые действительно существуют «для галочки». Там глава региона в первую очередь не заинтересован, чтобы советы развивались. Для слабого руководителя такие советы представляют угрозу его самостоятельности. Однако тюменский губернатор не из их числа, это сильный руководитель, хозяйственник, и для него общественный совет является мощнейшей опорой.

Я часто рассказываю на встречах российского уровня, о том, как обстоят дела в Тюменской области, на нас всегда с такой завистью смотрят, потому что действительно многое делается. Наш совет работает, поскольку глава региона заинтересован, а бизнес-сообщество – тем более.

Я помню первый список, условно из 50 членов совета, где было только пять предпринимателей, а остальные – замы, главы муниципалитетов, департаментов, представители фискальных органов – словом, все, кроме предпринимателей. Тогда я выступил с предложением о необходимости формирования совета из предпринимателей, поскольку, кто же может говорить от их имени, кроме них самих? У Парето есть принцип 80 на 20, по нему сейчас работает общественный совет при губернаторе, и по этой же формуле мы стремимся формировать все советы в муниципалитетах. Потом эту идею услышал полпред УрФО, и в настоящее время такой принцип соблюдается как в Уральском федеральном округе, так и по всей России.

Однако это только цифры, надо, чтобы совет был содержательно наполнен, в связи с чем через год я высказал другое предложение – делать ротацию. Допустим, пригласили человека поработать в совет, и через год надо проанализировать, на какой результат он работает – на свое хозяйство или на общее дело. Если первое – до свидания, можешь быть свободен. В нынешнем году мы претворим эту схему в жизнь, и уже сейчас мы говорим об этом с главами муниципалитетов.

Не скрою, пока не все слышат, и не все готовы, но начало положено. Хотя, стоит отметить, что это дело небыстрое. Недостаточно собрать державно мыслящих предпринимателей, и хотя люди там серьезные, сам совет – еще ребенок.

– То есть говорить о практической пользе совета пока рано?

– Пожалуй, не стоит говорить о существенной пользе, а практическая как раз уже есть. В торговле есть такое понятие – «продажа с колес», это когда товар, не заезжая на склады, идет сразу к заказчикам. Подобная ситуация сложилась в совете. Поскольку губернатор – лицо заинтересованное, и не потому, что требует Москва, а потому, что хозяин, члены совета – люди знающие, поэтому и идеи начали реализовываться, что называется, с колес.

Что такое практическая польза? Сам совет в таком виде заработал, по моему ощущению предпринимателя, – да, это плюс. То, что мы существенно поменяли формат господдержки, тоже результат. Для сравнения: если три-четыре года тому назад господдержка в основном оказывалась предпринимателям областного центра, то сейчас произошло смещение в сторону муниципалитетов. И речь опять идет о пропорциях 80 на 20. Это, безусловно, пойдет на пользу развитию муниципальных образований. То есть, нам удалось отойти от просто помощи и внедрить другую практику – направлять деньги на развитие.

Сейчас, если посмотреть список предприятий, которым будет оказана господдержка, то из 116 всего несколько из областного центра. Это результат. Есть еще одна идея: да простят меня ветераны бизнеса, но я предлагаю со временем перевести потоки государственной поддержки в пользу начинающего бизнеса, сначала – в муниципалитетах, а затем и в областном центре. Мне представляется, что молодые предприниматели больше нуждаются сегодня в помощи, и вообще, это другой формат людей, с другим набором компетенций, который будет востребован буквально завтра.

– В продолжение темы, как вы оцениваете условия, в которых молодые люди сегодня начинают свой бизнес?

– В 90-е годы было легче начинать бизнес в плане существующих законов, но труднее удержать его. Это было связано с положением дел в стране, вы помните, существовал бандитизм, рэкет и так далее. Сегодня нет угрозы для жизни, но невозможно поднять бизнес из-за драконовских законов. И мы с этим бьемся. Кому сложно и кому легко – вопрос риторический...

Хотя сегодня мы можем повлиять на ситуацию – есть старшее поколение, которое знает цену старта и удержания созданного бизнеса. В сущности, создать бизнес не сложно, он стартует на энергии, на эмоциях, а потом наступает утро, и нужно работать, решать одни и те же проблемы: с законами, которые меняются три раза на дню, с поставщиками, с заказчиками, с персоналом. Это ежедневный труд, и очень мало у кого хватает терпения не просто сохранить, но и развивать бизнес.

– В чем вы завидуете сегодняшней молодежи? В чем они сильнее вас?

– Прежде всего, перспектив у них гораздо больше, нежели у нас.

– В силу возраста или других причин?

– Здесь даже не физический возраст я имею в виду. Старшее поколение предпринимателей основные свои потребности удовлетворило. Почему мне нравится работать с молодежью? Они зажигаются, у них горят глаза, им интересно. А там, где интересно, – другая энергетика. И сегодня, создавая молодежное крыло, я получаю кайф и заряжаюсь от них, и хочу давать им еще больше. Ведь кто такой предприниматель? Это предприимчивый человек, молодой. И мы пытаемся успеть через менторство передать максимум своих знаний. Нужно поставить в приоритет молодого человека, у него перспектив больше. Если это будет реализовано, разве это не результат?

– Чего бы вы хотели пожелать бизнесу в целом и конкретно тюменскому деловому сообществу?

– У Рокфеллера спросили: «Какое самое главное качество бизнесмена?» Он ответил: «Терпение». Необходимо терпеливо ждать результаты, но ждать не пассивно, а активно работая. У нас в семье есть два замечательных правила: «Все, что мы делаем, мы делаем хорошо» и «Все, что мы делаем, делаем до конца». А чтобы делать хорошо и до конца, нужно терпение.

Фото: Фото из личного архива Эдуарда Омарова, видео Юрия БЫБИНА, монтаж Дениса ФИЛИППОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем