Город Феномен: люди работают, потому что хочется

Феномен: люди работают, потому что хочется

В череде праздников незаметно проскочила дата – 195 лет со дня рождения Карла Маркса. Ага, многим сразу хочется сказать: и дата не круглая, и личность не авторитетная. Но вспомним предыдущую не круглую: 95 лет пришлись на 1913 год. Да ведь это же любимый год советских пропагандистов, все достижения на пути строительства социализма принято было сравнивать с 1913 годом. А потому что это был последний год «стабильности», а затем наступило такое веселье, что уже на 100-летие бородатого классика две крупнейшие страны Европы управлялись революционными правительствами.

Хотя когда в 1993 году разгоняли Советы (тоже юбилей!), казалось, что веселью все-таки конец, недаром в том же году Фукуяма провозгласил конец истории. И портрет Маркса теперь можно было спокойно убрать в пыльную галерею, поближе к Кампанелле с Сен-Симоном, пусть пугает впечатлительных школяров.

И вот – ирония судьбы. 100 лет прошло с 1913 года – а мир снова где-то там же, несмотря на конец истории и даже прошлогодний конец света. В моде слова «кризис», «война», а там – как знать? Жак Аттали, в должности президента ЕБРР в 1991–1993 годах немало потрудившийся ради демонтажа в Европе коммунизма и наступления конца истории, сейчас на всякий случай сделался биографом Маркса (а не Фукуямы). И действительно, не пора ли в нем разобраться? А то ощущение, будто человечество не выучило какой-то урок, поэтому спустя 100 лет пришло на пересдачу.

В учении Маркса существует ряд сильных сторон. Во-первых, он посчитал возможным объяснить историю с помощью метода Гегеля. Я знаком с отдельными практикующими футурологами, которые применяют при составлении своих прогнозов метод диалектики, и достаточно успешно. Во-вторых, Маркс показал влияние технологических изменений на общественную жизнь. В-третьих, он предсказал, что развитие техники скоро дойдет до такого уровня, когда люди станут работать не потому что надо, а потому что хочется.

По двум последним пунктам ему оппонировали. Шпенглер заявил, что в истории любого общества встречается такой этап, который можно назвать социализмом. Как приходит, так и уходит. И я даже с ним соглашался достаточно долгое время. Вебер дал понять, что есть такие общества, которым не до социализма, потому что в них есть правильная протестантская этика. Про Фукуяму молчу.

В принципе, любая умозрительная концепция легко собирает сторонников, ведь в мире идей нет технических ограничений. Поэтому и у Шпенглера, и у Вебера вполне можно найти рациональные зерна. Тем более Маркс сам себя скомпрометировал. Вот возьмем Ньютона. Тоже в Лондоне жил, тем не менее, не стал создавать партию всемирного тяготения. Также нет глупцов создавать партию наступления весны или зимы. К сожалению, Марксу этого вовремя не объяснили. Всего-то требовалась фраза: «Херр, если ваша концепция неизбежности светлого будущего научна, то оно наступит само по себе, без (ваших) политических усилий».

В общем, Маркса вовремя не остановили, последствия как бы известны. И в момент, когда человечество приготовилось забыть об этом неудачнике... то будущее, о котором Маркс предупреждал, внезапно стало наступать. Георгий Малинецкий из Института прикладной математики РАН сосчитал, что на Земле 78 человек из 100 абсолютно не нужны в производстве товаров и услуг, и это уже при существующем уровне развития техники. Как решить эту проблему с точки зрения рыночной экономики?

Допустим, нам предлагают оттянуть возраст выхода молодежи на рынок труда до 30 лет, до этого времени пусть получает образование. В этом и замысел Болонской системы: 12 лет учиться в школе, затем учиться в бакалавриате, затем в магистратуре. То есть в наиболее активный период жизни люди могут поучаствовать в экономике лишь в качестве потребителей – зачем тогда удивляться экономическим проблемам европейских стран?

Предлагают другое решение: а давайте будем больше потреблять? Станем менять мобильные телефоны каждый год, автомобили – каждые три. Чем больше потребление, тем больше рабочих мест, еще Кейнс говорил. Однако здесь тоже тупик: ресурсный, экологический. В конце концов, это путь наращивания издержек, что противоречит естественной тяге людей к изобретательству. Приходится бороться с ней, снижая качество массового образования, а это создает новые проблемы – обслуживания техносферы.

А самое обидное, что сдерживание изобретательства все равно неэффективно. Например, была перспективная идея создавать рабочие места в индустрии нематериальных благ. Песни, фильмы... объем их потребления может быть в принципе бесконечным. Ага! Появился Интернет, а вместе с ним явление «пиратства». То есть люди не против потребления нематериальных благ, но не готовы платить. Слава богу, «пираты» вроде не могут еще скачать из Интернета материальный объект. Ага! Американец Коди Уилсон распечатал на 3D-принтере пистолет и не забыл поделиться чертежом с общественностью. Подождем, пока гражданин дополнительно распечатает себе комиссарскую кожаную куртку и буденовку, или и так все понятно?

Мало того, мы действительно столкнулись с феноменом, когда люди работают, потому что... хочется. «Википедия» – яркий пример! Как и вообще феномен волонтерства. Вдумайтесь: в США в 2009 году волонтерством занимались 27% населения. В самой капиталистической стране на свете, если кто забыл.

Очевидно, что мир становится другим, но вот каким? Самая большая подлость Маркса перед человечеством, что он не объяснил. Много ругал капитализм, но вот что будет вместо – непонятно, больно все расплывчато. Практика социалистических стран не сильно много даст для понимания. Это все были отсталые полуфеодальные государства, которым для начала нужно было в экстренном порядке построить капитализм, пусть даже в государственном варианте, и только затем уже предаваться философии. Поэтому дальше псевдомарксистской схоластики и необходимости погони за капиталистическими странами воображение в них не ушло. Вакуум пытались заполнить писатели, но Ефремов не успел, а Стругацкие к идее охладели.

И вот человечество снова на пороге круглой даты. Понятно, что какое-нибудь будущее все равно наступит. Вопрос лишь в том, сколько еще раз придется вернуться на стартовую отметку.

Предыдущие записи автора:

Дмитрий Кошелев. 35 лет. По образованию юрист, по работе финансист, а в душе историк. Только очень везучий, ведь в отличие от подавляющего большинства историков самому довелось стать свидетелем и где-то даже участником исторических событий. Поэтому любимый исторический период – современность.
Фото: Фото с сайта 2.bp.blogspot.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем