Город Школа, верни мне зрение!

Школа, верни мне зрение!

Современная школа преподносит учащимся массу проблем, ведь меняется привычный образ жизни ребенка. Под воздействием множества трудностей и негативных факторов (трудная программа, гиподинамия, необходимость соблюдения сложных правил, несвоевременное питани

Современная школа преподносит учащимся массу проблем, ведь меняется привычный образ жизни ребенка. Под воздействием множества трудностей и негативных факторов (трудная программа, гиподинамия, необходимость соблюдения сложных правил, несвоевременное питание) у школьников возникает стресс, который из психологического быстро становится соматическим. Например, ежегодный прирост детей с близорукостью составляет 5,3 процента. Рост количества школьников с миопией идет преимущественно в начальной школе, а в более старших классах патология начинает уже «тяжелеть».

О том, как сохранить и улучшить зрение детей в современных условиях, шла речь на традиционном заседании пресс-клуба «Академии здоровья» Тюменской государственной медицинской академии. «По данным еще 2000 года у детей до шести лет зарегистрировано 6,7 процента близорукости слабой степени, у 3,3 процента – средней степени, а у 1,3 процента ребятишек – высокой степени», – рассказала заведующая кафедрой офтальмологии ФПК и ППС ТюмГМА, доктор медицинских наук, профессор, академик Европейской академии естественных наук Наталья Коновалова.

Картина меняется к школе – слабая степень близорукости отмечается у более чем 40 процентов школьников, почти 20 процентов имеют среднюю степень миопии, у 2,5 процентов – слабая степень. Еще сильнее картина меняется у детей с 15 до 18 лет: слабая степень миопии остается на том же уровне, а вот количество школьников со средней и высокой степенью значительно возрастает до 29,4 и 4,7 процента соответственно. А ведь такие печальные данные – это прямое ограничение в дальнейшем выборе профессии.

Давно доказана тесная связь близорукости с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, с ожирением и вегето-сосудистой дистонией, а также с нарушениями иммунитета, аллергиями и так далее, добавляет кандидат медицинских наук, ассистент кафедры офтальмологии ФПК и ППС ТюмГМА Калина Чочева. Среди факторов, способствующих развитию миопии, можно выделить несколько: большие зрительные нагрузки, бесконтрольное использование компьютера, гиподинамия, нерациональное питание, нездоровый образ жизни и наследственный фактор.

Еще в конце XIX – начале XX веков российские ученые заявили о влиянии больших зрительных нагрузок во время школьного обучения. Именно тогда ученый Федор Эрисман предложил пересадить школьников за специальные столы – удобные парты с наклонной столешницей и подставкой для ног. В России с 1904 года стали применять технологии обучения здоровому образу жизни, потому что стали наблюдать, что зрение действительно снижается в процессе длительного обучения.

И до 1980 года в Советском союзе здорвьесберегающие технологии складывались из нескольких направлений – ориентация обучающихся на здоровый образ жизни, физкультура, раннее выявление заболеваний офтальмологами, которые даже обязаны были знать, какая освещенность в школах их района. Педагоги вместе с врачами проверяли зрение у детей, применяли методики для расслабления глаз.

В 1990 году в Страсбурге состоялась научная конференция, на которой Всемирная организация здравоохранения освещала вопросы здоровья. И всеми было одобрена советская концепция сохранения здоровья. Она легла в основу модели здоровьесберегающих технологий, апробированных в 500 школах 40 стран мира.

Модель содержит следующие положения: проведение занятий по физическому воспитанию школьников, организация рационального питания и формирование в школах службы здоровья. «Причем ответственность в равной степени лежала как на школе, так и на родителях. На данный момент рациональное питание в школах контролируется, занятия по физкультуре проводятся. А вот ответственность родителей за состояние здоровья своих детей – большая проблема. У нас много неполных семей, мама зарабатывает деньги, а о здоровье ребенка порой забывает», – объясняет Наталья Коновалова.

Что же делать? По мнению Натальи Александровны, необходимо создать мотивацию к здоровому образу жизни. Это очень сложно, если в семье не приняты элементарные правила заботы о своем организме, сохранения психического здоровья. Важно, чтобы скрининг зрения ребенка обязательно заканчивался походом на прием к врачу, что тоже соблюдают далеко не все мамы и папы. На данный момент обратной связи с семьей у врача после профосмотров нет.

В 1991 году профессор Лисицын определил уровни ответственности за состояние здоровья ребенка. В результате оказалось, что ровно половина ответственности лежит именно на семье, это главное, и даже маленький ребенок должен знать, что делать можно, а что вредит его здоровью. 36 процентов – государственный уровень ответственности за состояние здоровья граждан, а 14 процентов – уровень ответственности системы здравоохранения и медицины в целом. Как ни странно, но здоровому образу жизни семьи необходимо учить, так как у многих сейчас нет старшего поколения, которое передавало бы традиции такого воспитания.

«Для решения этой проблемы, в общем-то, открывать ничего нового не надо, в специальной литературе все уже давно сказано. Наша задача заключается в том, чтобы знания врачей-офтальмологов перенести на бытовой уровень общения с аудиторией. Проводить эту работу необходимо, так как, по данным исследований, к 2040 году уже каждый ребенок до 15 лет будет страдать каким-либо заболеванием», – делает заключение Наталья Коновалова.

Фото: Фото с сайтов Web-local.rudn.ru, Be.sci-lib.com, Deto4ka.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем