Все новости
Все новости

Физкультура в школе: лайт-версия

Здоровье современных детей существенно отличается от здоровья их сверстников в 80-х годов прошлого века. Врачи в одни голос говорят, что они стали чаще болеть, причем болезни у многих первоклассников уже имеют хроническую форму...

Поделиться

Поделиться

Здоровье современных детей существенно отличается от здоровья их сверстников в 80-х годов прошлого века. Врачи в одни голос говорят, что они стали чаще болеть, причем болезни у многих первоклассников уже имеют хроническую форму. Бронхиты, проблемы с сердцем, с ЖКТ, с позвоночником и со зрением – вот далеко не полный список причин, по которым ученики начальных классов получают освобождение от уроков физкультуры. При этом количество занятий физкультурой в учебную неделю возросло. Могут ли они оздоровить наших детей или только усугубят ситуацию?

«В одном из начальных классов, где я преподаю, учится 28 детей, из них 12 имеют справки о том, что им противопоказаны физические нагрузки, – рассказывает учитель физкультуры начальной школы Ирина Кусаева. – Как педагог я заинтересована, чтобы эти дети тоже принимали участие в уроке, а не скучали 45 минут. Мне приходится выстраивать занятие таким образом, чтобы ученики, имеющие освобождение, тоже были задействованы. Это очень непросто, потому что программа для детей, находящихся в спецмедгруппе, отличается от программы для здоровых школьников. Я убеждена, что детей надо развивать физически, вопрос лишь в том, какую нагрузку им давать».

Виноваты родители

Исследование, проведенное в Москве и Подмосковье в 2008 году, показало, что 95% родителей учеников начальной школы считают, что их дети должны быть физически активными, но при этом только 14% сами занимаются со своими чадами спортом или вместе активно проводят выходные. Еще 22% сами спортом не занимаются, но детей водят в спортивные секции, приобретают им коньки и велосипеды для катания во дворе, а также приветствуют участие детей в спортивных соревнованиях, проводимых школой. Остальные же полагают, что их отпрыскам хватит той нагрузки, что дают школьные уроки физкультуры. При этом мамы и папы, чьи дети имеют проблемы со здоровьем, уверены, что освобождение от этих уроков не скажется негативно на здоровье их малыша. Напротив, они уверены, что школьная физкультура повредит и без того хрупкому здоровью младшеклассника.

«Ребенок должен быть подвижным и должен физически развиваться, – уверена педиатр Наталья Дубинкина. – Отлучение от физкультуры в начальной школе – неправильный шаг, но медики зачастую идут на него сознательно. Программ для физического развития детей с отклонением в здоровье не так много, и не все учителя о них знают. При этом очень часто физкультуру преподают люди и без педагогического, и без специального образования, поэтому велик риск, что такие занятия могут навредить ребенку».

Получив справку от врача, что их сыну или дочке нельзя посещать уроки физкультуры, родители часто ставят на своем ребенке крест и собственноручно гробят его здоровье, запрещая любую активность.

«Почему, став взрослыми, мы так неохотно начинаем заниматься спортом и так быстро бросаем, как только появляется благовидный предлог? Потому что к этому нас приучили наши родители, – поясняет психолог Ираида Шувалова. – С детства мы слышим: «Не бегай, у тебя больное сердце!», «В бассейн нельзя: у тебя печень!» «Какие лыжи? Опять бронхит обострится!» В результате ребенок привыкает к мысли, что спорт – это нечто вредоносное, и, повзрослев, будет внушать то же самое своим детям».

К спорту – мелкими шажками

Однако разорвать замкнутый круг все же можно. «Мы освобождены от физкультуры в школе, потому что дочь в младенчестве перенесла две операции на сердце и теперь является инвалидом детства, – говорит мама шестиклассницы Алины Шевцовой. – Но девочка у нас росла очень подвижной. Поначалу мы одергивали ее, чтобы не бегала, не прыгала, не поднимала тяжести, но потом поняли: надо не запрещать ребенку быть подвижным, а просто подготовить его к нагрузкам, которые с возрастом все увеличивались. И в пять лет мы стали ходить на детскую йогу. Под наблюдением инструктора выполняли все упражнения, постепенно увеличивали нагрузку». Сейчас Алина занимается еще и танцем живота, по выходным ходит с родителями в бассейн. Врачи не отмечают никаких тревожных симптомов или ухудшения в состоянии здоровья ребенка.

«Если родители боятся, что уроки физкультуры в школе могут нанести вред здоровью ребенка, это не значит, что нужно вовсе отлучить его от спорта, – считает детский тренер Ольга Литовченко. – У каждого заболевания есть свои противопоказания, но есть и виды спорта, которые не навредят, если разумно подойти к нагрузкам. Например, если у вашего ребенка проблемы с осанкой – займитесь с ним плаваньем. Оно отлично развивает мышцы спины и плечевого пояса, дает нагрузку на сердце, тренирует легкие. Если у ребенка проблемы с сердцем, то с ним можно заняться чем-нибудь спокойным, например, йогой. Проблемы с легкими помогут решить виды спорта, требующие активного дыхания, – бег, плавание (только не в зимнее время, чтобы избежать простуды), велосипед, любой кардиотренажер».

«Снять напряжение, накопленное за учебный день, ребенку помогают танцы, – делится секретом Ирина Кусаева. – В свои уроки я обязательно включаю танцевальную десятиминутку. Для здоровых детей подбираю движения с элементами силовой гимнастики, для спецмедгруппы – облегченный вариант, простые движения. Я вообще считаю, что танец может заменить спорт, и, кроме этого, он дает ребенку возможность насладиться гармонией музыки, почувствовать свое тело и научиться им грамотно управлять».

Получается, что проблемы со здоровьем – не повод отлучать ребенка от спорта. Главное – проконсультироваться со специалистом и грамотно подобрать нагрузку. И тогда ребенок будет развиваться гармонично.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter