Город Сотрудник ОРЧ по экономической безопасности, противодействию коррупции УМВД по Тюменской области: «Наши люди не считают взятку уголовным преступлением»

Сотрудник ОРЧ по экономической безопасности, противодействию коррупции УМВД по Тюменской области: «Наши люди не считают взятку уголовным преступлением»

Коррупция во всех сферах жизни как одна из главных бед сегодняшней российской действительности многие годы беспокоит наше общество не меньше, чем, например, сегодня вопрос, кто будет следующим президентом. К слову, эти проблемы неразрывно связаны друг с другом, но не будем уходить от темы.

Общество устало от коррумпированности всевозможных структур власти и прочих органов, где сотрудники наделены какими-либо полномочиями, в итоге народный гнев изливается либо на тех, кто, по мнению обычных граждан обогащается таким образом больше всего (как правило, имеются ввиду чиновники), либо на «нерасторопных» сотрудников следственных органов, которые «не могут никого поймать за руку».

Однако, как отмечают эксперты по борьбе с коррупцией, проблема коррупционных преступлений во многом связана с высокой сложностью их доказуемости. Допустим, как говорят специалисты следственных органов, если речь идет об убийстве, то, например, найденное оружие или даже предмет со следами крови уже могут служить основанием для возбуждения уголовного дела. Здесь же речь идет о деянии, факт которого в большинстве случаев пытаются скрыть оба участника, и которое, как правило, не оставляет никаких следов.

И если даже один из фигурантов сознается, пойдет на сотрудничество со следствием, поймать второго с поличным еще надо суметь. А потом доказать, что он получил именно взятку, а не деньги за пару мешков картошки на зиму или комплект зимней резины. Так что не надо быть большим специалистом в этой области, чтобы предположить: большинство таких преступлений по вполне объективным причинам остается за пределами внимания общественности и следственных органов.

О том, почему сегодня так сложно бороться с коррупцией, мы говорим с одним из сотрудников оперативно-розыскной части по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции УМВД по Тюменской области, который попросил не называть его имени.

– Давайте начнем с определения. Коррупция – социальное явление, которое заключается в злоупотреблениях государственными или иными полномочиями чиновниками или иными должностными лицами для получения выгоды в личных целях или в интересах третьих лиц, основанных на незаконных сделках двух сторон. Эти стороны мы знаем как взяткодатель и взяткополучатель. Коррупция демонстрирует полное безразличие государственных должностных лиц к общественной пользе, к закону, к народу.

А теперь простыми словами: все, что можно сделать в обход неких официальных мероприятий, закона за определенную мзду, – это и называется коррупция. В УК эти действия регламентируются статьями 290 («Получение взятки должностным лицом») и 291 («Дача взятки должностному лицу»). В одном случае субъектом является тот, кто берет денежные средства, в другом, соответственно, – тот, кто берет для получения какого-либо результата.

А еще прошлом году в результате внесения изменений в Уголовный кодекс появилась статья 291.1 «За посредничество...». Впрочем, у нас и раньше посредничество при даче и получении взятки каралось, но теперь это выделено в отдельную статью, по которой предусмотрена уголовная ответственность, более строгая, чем прежде. Это вполне оправданное решение. Как показывает практика, всегда, во все времена между теми, кто дает, и теми, кто берет взятку, были посредники. Это своего рода подстраховка коррумпированных должностных лиц, чтобы не попасться.

Есть в Уголовном кодексе и еще одна статья, относящаяся к нашей теме, – коммерческий подкуп. Только здесь речь идет о даче взятки уже не должностному лицу, а представителю коммерческих структур, но принцип тот же – получение выгоды в обход неких установленных норм.

– По официальной статистике, озвученной прокуратурой области, наиболее часто преступления коррупционного характера выявляются в образовании, медицине и полиции.

– Действительно, чаще факты взяточничества сегодня выявляются в учебных заведениях. Затем следуют медицинские учреждения, далее идут чиновники различных муниципальных образований. Что касается коррумпированных сотрудников полиции, то их выявлением, как известно, занимается служба собственной безопасности УМВД.

– А может ли ваша структура привлечь к ответственности коррумпированного судью или сотрудника судебных органов?

– Мы занимаемся расследованием дел о коррупции во всех государственных органах, то есть работаем по всем должностным лицам, в том числе судьям. Но в борьбе с коррупцией в судебных органах при проведении оперативных мероприятий есть определенные нюансы. Судьи относятся к категории спецсубъектов, в отношении которых следственные мероприятия производятся в соответствии со специальными инструкциями, подробности которых я разглашать не буду.

– Каким образом вы получаете информацию о том, что кто-то получил, дал взятку или собирается это сделать?

– Такие преступления выявляются либо гласным путем, то есть когда есть заявитель, либо негласным. В первом случае у нас есть непосредственный источник информации – человек, который, допустим, не согласен с преступными требованиями взяткополучателя. Предположим, студент не желает платить за экзамен пять тысяч рублей. Он идет в полицию, пишет заявление. Мы, зарегистрировав его заявление, обязаны провести соответствующие мероприятия, то есть выявить факт вымогательства взятки.

В соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» всего прописано 14 оперативно-розыскных мероприятий по выявлению коррупционных преступлений. Один из них – оперативный эксперимент, к которому мы прибегаем наиболее часто. Это всем известный прием: заявителю вручаются меченые купюры, после чего с помощью аудио и видео аппаратуры контролируется процесс передачи денежных средств взяткополучателю. Естественно, перед этим мы проводим предварительную проверку, чтобы зафиксировать, когда вымогатель проговорит в беседе с заявителем некие незаконные требования. Результаты оперативного эксперимента мы передаем в следственные органы, которые решают вопрос о возбуждении уголовного дела.

Негласный способ выявления, само собой, более сложный. Это когда мы из своих источников получаем оперативную информацию, по которой проводим проверку в рамках закона. Задача здесь та же: зафиксировать процесс выдвижения противоправных требований, передачи денежных средств. Но эти действия регламентированы законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и рядом ведомственных нормативных актов, в том числе под грифом «секретно», соответственно, имеют множество законных ограничений. Суть их в том, чтобы наши действия не нарушали конституционные права гражданина, поскольку на момент проведения проверки не доказано, что гражданин является преступником, и важно, чтобы от наших действий ему не был нанесен какой-то ущерб – моральный, репутационный и так далее. При этом ряд мероприятий могут быть проведены только с разрешения суда.

– Если так сложно выявлять такие преступления, то, наверное, более дальновидно направить усилия на профилактику коррупции. Каким образом это можно сделать?

– Если опять же говорить языком определений, то, как правило, коррупция возникает в процессе взаимодействия должностного лица и лица, которое на основании неких законодательных актов, документов пытается получить возможность реализовать какие-то права. Предположим, речь идет о получении земельного участка для ведения подсобного хозяйства либо для строительства торгового павильона, магазина. Тогда это лицо обращается в разрешительный орган, пишет заявление, оно проходит по ряду инстанций. Сегодня все нормативно-правовые акты, законы, документы, регламентирующие порядок получения тех или иных прав, на этапе написания проверяются на коррупционные предпосылки. То есть специалисты, изучая документ, моделируют ситуацию, в которой он применяется, чтобы определить, как должностное лицо может использовать его для коррупционных действий.

Кроме того, согласитесь, что зачастую граждане передачу взятки, например, сотруднику медицинского учреждения (за некие незаконные услуги) и так далее, просто не считают уголовным преступлением. Необходимо так или иначе доносить до граждан информацию, что за дачу взятки предусмотрено наказание до пяти лет колонии или штраф в 10-кратном размере от суммы предложенной мзды. Профилактика заключается также и в том, что человек должен обладать точной информацией, куда можно сообщить о готовящемся или совершенном коррупционном преступлении. В какой орган, по какому телефону, какому должностному лицу.

Далее гражданин должен иметь представление, как будет построена работа по его заявлению. Он не должен бояться, что его, прошу прощение за такой неюридический термин, затаскают по проверяющим инстанциям. Человек имеет право передать информацию анонимно, хотя в таком случае работа по выявлению фактов противоправных действий, само собой, усложняется, поскольку от информатора может понадобиться дополнительная информация о месте и времени предполагаемого преступления и так далее.

Ну и, наконец, как бы банально это ни звучало, предпосылки к коррупционному поведению заложены в воспитании, в уровне морали в обществе в целом. Ведь если мы говорим о чиновниках или педагогах как о вымогателях, то точно также немало и среди граждан тех, кто с готовностью провоцирует должностных лиц на преступление в собственных интересах. Коррупция – одно из проявлений, напрямую влияющих на развитие государства. С детства нужно давать человеку установку: если он желает жить в своей стране успешно, комфортно, то надо жить честно. А если чиновник будет понимать, что о любой его попытке вымогательства немедленно станет известно правоохранительным органам, он скорее всего не будет этого делать. Звучит, вроде бы очень просто, но...

– О каких-нибудь любопытных случаях расскажете?

– Показательная история произошла в 2008 году: сотрудники БЭП ГУВД Тюменской области получили информацию о том, что одно из должностных лиц службы заказчика по капитальному ремонту и реконструкции объектов городского хозяйства при администрации города вымогает взятку у руководителя строительной организации за подписание акта выполненных работ на ряде объектов. При этом оснований отказать в подписании документов у него не было. В ходе проверки информации мы убедили вторую сторону сотрудничать со следствием. И 26 декабря 2008 года при получении взятки в сумме 300 тысяч рублей ведущий инженер службы заказчика Иван Макаров, в обязанности которого входила сверка фактически выполненных работ на объектах, был задержан.

Расследование длилось около года. И в 2009 году он получил три года колонии строгого режима. Вообще, судя по сложившейся практике, чаще подозреваемым в коррупционных преступлениях присуждают условные сроки, но обычно это относится как раз к упомянутым уже педагогам, врачам и так далее. Конечно, как правило суд вместе с тем запрещает этим лицам в течение определенного периода занимать должности, связанные с административными полномочиями. То есть преподаватель уже не может принимать зачеты и экзамены, врач – выписывать больничные и так далее. Но в этом случае речь шла о чиновнике, крупной сумме взятки, к тому же имел место факт вымогательства. Поэтому коррупционер получил реальный срок колонии.

Фото: Коллаж Ивана СИДОРЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем