Бизнес Город Сергей Мальцев, председатель Западно-Сибирского банка Сбербанка России: «Работа в Сбербанке приносит драйв и удовольствие от перемен»

Сергей Мальцев, председатель Западно-Сибирского банка Сбербанка России: «Работа в Сбербанке приносит драйв и удовольствие от перемен»

В июне Игоря Артамонова, который назначен заместителем председателя правления Сбербанка России, на посту председателя Западно-Сибирского банка ОАО «Сбербанк России» сменил Сергей Мальцев. Перед новым руководителем стоит непростая и амбициозная задача сохранить лидерские позиции банка, который два года подряд (2009 и 2010 годы) возглавляет рейтинг территориальных структур главного кредитного учреждения страны.

– Сергей Александрович, про вас можно сказать, что вы старый новый человек в Сбербанке. Что изменилось за год, пока вы работали в Омске?

– Глобальных изменений не чувствую, я работал в той же системе, над теми же вопросами. Сейчас их просто больше, но суть не поменялась. Я вернулся не из другого банка, и все изменения, которые были в Сбербанке, транслировались и в Омске. Единственное, на чем могу сделать акцент, – наша филиальная сеть в Тюмени, на Ямале и в Югре значительно отстает от той, которую мы сделали в Омске. В ближайший год наверняка произведем серьезные изменения. В Тюмени в филиальной сети перемены начинались около трех лет назад, еще со старым брендом, сегодня офисы должны стать более современными и технологичными.

– В первом полугодии банк побил очередные рекорды бизнес-плана, но с фондовых рынков приходят тревожные новости: насколько это серьезно?

– Надеяться, что мы будем вечно жить на растущем рынке, – это иллюзия. Кризис – часть нашей жизни, нашего бизнеса. Не так давно мы все прошли через непростую ситуацию на финансовых рынках, память жива, и большинство предпринимателей и банков изменили свои подходы к ведению бизнеса, к риск-менеджменту, последние два года вели более консервативную политику. Поэтому, если говорить о готовности российской банковской системы, то она сейчас устойчивей, чем была в 2009 году, однозначно. И, на мой взгляд, на сегодняшний день гораздо стабильнее банковской системы Старого Света. Мы видим сейчас высокую долговую нагрузку на европейские страны, в России этого нет.

– Обоснованы ли предчувствия о скором наступлении второй волны кризиса?

– Дать точный прогноз нереально. Возможны разные варианты развития событий, но, как мне кажется, в краткосрочном промежутке времени никаких потрясений не произойдет.

– Как вести себя гражданам – тратить деньги или копить, брать кредиты или подождать?

– Я всегда исхожу из того, что и в кризис жизнь не заканчивается, после каждого спада бывает подъем. Многие состояния делаются в кризис. Сейчас мы говорим о некоторой волатильности рынка, не о кризисе, поэтому есть возможность разного развития событий. Если вашей семье нужна квартира, надо ее приобретать. Если вы хотите совершить покупку, ваши доходы стабильны, и вы можете выплачивать кредит, то надо его брать.

На данный момент условия для кредитования, особенно ипотечные, очень хорошие. Низкие ставки, нормальные цены на рынке недвижимости, ниже максимума, который мы видели. Для сохранения сбережений универсального совета нет, есть общий подход: не надо все складывать в одну корзину, какая-то часть накоплений должна быть в валюте, если вы собираетесь делать покупки в евро или долларах или ехать отдыхать. Часть сбережений может находиться на фондовом рынке, часть на счетах в банке, в облигациях, ОМС или в других инструментах. Но если вы непрофессиональный участник финансового рынка, не занимаетесь профессионально инвестициями, вероятность того, что вы заработаете в кризис, примерно такая же, как в казино.

– Вы говорили, что развитию банка на северных территориях будет уделено значительное внимание, а что ждет областной центр и юг области?

– Сбербанк реализует масштабную программу переформатирования филиальной сети до 2014 года, мы понимаем, какими должны стать наши офисы. Сейчас в Западно-Сибирском банке закрыто 22 филиала, и до конца года изменения ждут еще 18 филиалов. Всего 58 филиалов мы переформатируем в 2011 году, часть этой работы уже сделана. Это временное неудобство для наших клиентов, но у нас нет другого пути, если мы хотим предоставить им качественный сервис. Просим с пониманием отнестись к этой ситуации. Есть отделения, которые мы закрываем в одной точке и переносим в другую. Избавляемся от слишком маленьких неудобных помещений. На юге области, в Исетском районе, тестируем вариант, когда автобус ездит по селам и привозит в районный офис клиентов, желающих получить банковские услуги.

– Моим коллегам зарплатные карты оформляют очень долго, три месяца и месяц. Почему?

– Дело в том, что мы выпускаем карту примерно месяц, ее изготовление происходит в Москве, это занимает время. Сейчас мы готовы делать карты в Тюмени и сроки сократим.

– Как вы оцениваете квалификацию сотрудников Сбербанка?

– Качественный уровень нашего сервиса изменился в лучшую сторону, мы стали более дружелюбны, в офисах начали работать консультанты, которые встречают клиентов и отвечают на первые вопросы, подсказывают, куда обратиться. Мы набираем более ста человек промоутеров – это люди, которые помогут совершить платежи через устройства самообслуживания. Спросите у любого руководителя, доволен ли он сервисом своей компании, и он скажет «нет». Невозможно быть всегда довольным собой, мы постоянно над собой работаем, так как считаем, что можем быть лучше.

– У вас есть потребность в специалистах?

– Да, у нас существует постоянная потребность в качественном персонале. Практически во всех линиях есть вакансии. От руководителей, в том числе в автономных округах, до операционистов в кассовых залах.

– Набираете ли вы персонал собственными силами или предпочитаете пользоваться услугами кадровых агентств?

– Мы используем все пути рекрута, а также работаем со студентами, с нашими клиентами, партнерами.

– Есть решение о сокращении кадрового состава Сбербанка. В Западно-Сибирском банке разработан план оптимизации числа сотрудников?

– Мы сокращаем, но это не значит, что мы не ищем людей, которые могут принести пользу банку. Сотрудникам, которые высвобождаются, предлагаются другие варианты. Мы стараемся сохранить наших людей, чтобы они могли развиваться и продолжать карьеру в Сбербанке. Тюмени в этом плане повезло, так как здесь мы создаем Центр сопровождения клиентских операций (ЦСКО), в это подразделение идет набор персонала.

В менеджменте банка много специалистов, которые были заметны по работе в других финансово-инвестиционных учреждениях Тюмени. Как удалось привлечь их?

– Мои личная стратегия: в банке должны работать профессионалы, и мы стараемся брать с рынка лучших специалистов, но в последнее время ощущаем большой интерес со стороны именно «топов», людей, которые уже сделали карьеру, заработали имя. Объективности ради надо сказать, что Сбербанк – это сейчас самый интересный проект в области финансов и один из самых интересных вообще в сфере развития бизнеса. Все изменения в деятельности банка ориентированы на международный и инвестиционный бизнес. Мы придерживаемся новой политики по предоставлению сервиса частному и корпоративному клиенту. Люди, которым интересно движение вперед, хотят работать с нами. И не все идут за деньгами, хотя мы предлагаем очень достойные финансовые условия.

– Вы лично работаете с клиентами банка?

– Я ежедневно провожу встречи с клиентами. Наши управляющие, их заместители, руководители розничных и корпоративных направлений имеют достаточно полномочий, чтобы принимать решения и оказывать весь комплекс услуг для наших клиентов.

– Вы 16 лет работаете в одном банке. Это сложно?

– Сложно ответить на этот вопрос, мне не с чем сравнивать. Когда я устраивался на работу в Сбербанк, мне казалось, что это на один год. Думал, поработаю, а потом пойду в коммерческое учреждение, но наш банк постоянно менялся, ощущения рутины не было. Я начал работать в одном Сбербанке – а сегодня это уже совершенной другой Сбербанк. Работа дает мне драйв и удовольствие от перемен.

– Какой момент вы могли бы назвать самым сложным для себя и для банка?

– Для меня лично непростым был первый кризис 1998 года – тяжело было терять деньги. Я потерял тогда все накопления, как, наверное, и половина страны. Вообще, для банковской системы и для всех нас это был тяжелый период.

– Помимо диплома Пермского государственного технического университета у вас есть еще диплом Открытого британского университета, диплом МВА в Международном институте менеджмента ЛИНК (г. Москва). И сейчас вы обучаетесь в London Business School. Чем объясняется столь сильная тяга к знаниям?

– Мне это интересно, мне нравится. Сегодня настолько быстро все меняется, в деловой сфере появляются новые практики, подходы, инструменты. Нельзя, получив одно образование, стать умным на всю жизнь, постоянно нужно обновлять свои знания. Как только ты останавливаешься, замедляется профессиональное развитие.

– Вы уверенно себя чувствуете, общаясь с западными коллегами?

– Нам есть чему поучиться у них, но мы и сами можем многое. Мы сделали колоссальный скачок за последние лет 20, за последние десять лет – особенно. Сбербанк входит в 17 крупнейших банков мира. Цель – войти в десятку, а это значит, что мы подтягиваемся по технологиям и подходам к нашим европейским партнерам. Когда будем открывать ЦСКО, планируется приезд итальянских коллег, они хотят посмотреть, как мы за такой короткий период совершили такие масштабные изменения в бэк-офисе, в технологиях, в системе риск-менеджмента. Не надо стесняться, что вы чего-то не знаете, надо просто заполнять этот вакуум, не надо думать, что ты все знаешь, это самый плохой вариант. Нужно учиться, смотреть, брать на вооружение лучшие практики.

– Кроме работы, что составляет ваш интерес в жизни?

– Как всем людям, мне нравится отдыхать, проводить время с семьей, читать книги, путешествовать.

– Когда человек становится первым лицом в банке, это подразумевает публичность. Вас это не тяготит?

– Нет, это часть моей работы. Если ты хочешь быть успешным менеджером открытой компании (а мы являемся открытой компанией), то должен рассказывать о своих действиях инвесторам, клиентам, партнерам.

– Ваша семья стойко перенесла очередной переезд через год?

– Спокойно, переезжать было сложно в первый раз, из Перми в Тюмень, почти четыре года назад. После уже все было технологично, понятно.

– Вы с детства мечтали стать банкиром?

– Нет, по мере взросления в разные периоды моей жизни мои предпочтения о будущей профессии менялись. Было время, когда мне хотелось быть и Шерлоком Холмсом.

– Когда заканчивается ваш рабочий день?

– По-разному. Я стараюсь не задерживаться на работе после семи часов. Если не получается, значит, я не умею делегировать полномочия, организовывать работу, значит, неэффективно организую свое рабочее время, и у меня безобразный тайм-менеджмент. В жизни должна быть гармония: если ты перегибаешь с работой, то упускаешь что-то важное, надо уметь переключаться.

– Вам уже удалось сходить в отпуск в этом году?

– Нет, все лучшее впереди.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем