Город Как совместить здоровье и школу?

Как совместить здоровье и школу?

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Ро

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.

Почему дети стали болеть чаще, каким образом сохранить здоровье школьникам, рассказывает врач-педиатр Тюменской многопрофильной клиники «Альфа-Центр Здоровья» Элла Гусева.

– Как вы оцениваете здоровье современных школьников?

– Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. Большинство болезней и отклонений связаны с сильнейшими нагрузками на ребенка, недостаточным количеством времени на отдых и неполноценным питанием – все это сказывается на здоровье детей.

– Каковы «слабые места» в организме школьников? Когда дети становятся наиболее уязвимы перед заболеваниями?

– Чаще всего ребенок подвержен заболеваниям нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и костно-мышечной систем. Наиболее распространенные заболевания среди школьников: синдром нейро-циркуляторной дистонии, бронхиальная астма, частые респираторные заболевания, нарушение осанки, неврозы. Ухудшение состояния здоровья детей в процессе обучения особенно характерно для учащихся школ с повышенной учебной нагрузкой (гимназии, лицеи), получивших столь большую популярность в последние годы. Учебные нагрузки в школах «нового» типа настолько велики, что большая часть детей, обучающихся в них, имеют нарушения в состоянии здоровья.

Наиболее значительный прирост нарушений отмечен в критические периоды детства: у младших школьников – в 7–10 лет и у подростков – в период от 12 до 17 лет. Так, например, школьники первых классов должны учиться не более 20 часов в неделю, школьники со второго по четвертый классы – от 22 до 24 учебных часов, с пятого по восьмой классы – 30 учебных часов, с девятого по 11-й классы – 31 учебный час.

– Чем чаще всего болеют современные школьники?

– В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.

Среди функциональных расстройств «лидируют» нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

– Каковы основные, «школьные», факторы, неблагоприятно влияющие на состояние организма детей?

– К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Так, высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, а также дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для школьника, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает стрессорное воздействие на развивающийся организм. Также на здоровье негативно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

Еще один фактор – недостаточная адекватность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.

– Как же сохранить здоровье школьников?

– Для сохранения здоровья, правильного развития и повышения работоспособности ребенка школьного возраста необходимо соблюдение рационального режима дня и основных санитарно-гигиенических правил: обязательно у ребенка должен быть полноценный завтрак, обед, полдник, ужин; послеобеденный отдых желательно проводить на свежем воздухе (подвижные игры, прогулки), если ребенок учится во вторую смену, то рекомендуются прогулки на свежем воздухе до начала обучения; для учебных занятий дома школьник должен иметь постоянное рабочее место, соответствующее его росту, хорошее освещение.

– Каким должно быть соотношение времени на отдых и на выполнение домашнего задания?

– Физиологическое время для подготовки домашних заданий: у учащихся первого класса – один час, второго класса – полтора часа, третьих–четвертых классов – два часа, пятых–шестых классов – три часа, седьмого класса – 3,5 часа, с восьмого по одиннадцатый классы – четыре – четыре с половиной часа. Приступать к выполнению домашних заданий рекомендуется не ранее 16 часов, так как на это время приходится второй пик повышения суточной работоспособности (между 16–18 часами). При выполнении домашних заданий целесообразно, как и в школе, устраивать десятиминутные перерывы после каждых 30 минут для учеников первого и второго классов и на 15 минут после 45 минут домашних заданий для учеников более старших классов.

Важнейший элемент здорового образа жизни и нормального развития ребенка, подростка – удовлетворение потребности в движении. Рекомендуется ежедневная зарядка, занятия спортом, танцами, физический труд дома (девочки должны посвящать физической нагрузке от пяти до 12 часов в неделю, а мальчики – от семи до 15 часов в неделю). Необходимо контролировать продолжительность просмотра ребенком телевизионных передач и работы с компьютером (для младших школьников –один час, для школьников 10–14 лет – полтора часа, для подростков – два часа). Смотреть телевизор можно только на расстоянии трех–пяти метров от экрана при хорошем освещении комнаты.

Продолжительность полноценного ночного сна зависит от возраста: для школьников от шести до 10 лет – не менее 10 часов, 11–14 лет – не менее девяти часов, а для более старших – не менее восьми часов. Ложится спать и вставать желательно в одно и тоже время, сон и отдых на полужесткой кровати с небольшой подушкой под головой.

– Расскажите о способах естественного повышения иммунитета.

– Большое значение для общего иммунитета имеет состояние кишечника. Кишечник выполняет иммуногенную функцию, которая заключается в стимуляции синтеза иммуноглобулина и иммунокомпетентных клеток. Большинство полезных веществ, поступающих в организм вместе с пищей, всасывается именно в кишечнике. Там же в нем проживает огромное количество (несколько миллиардов) иммунокомпетентных лимфоидных клеток, постоянно ведущих борьбу за наше здоровье. Зашлакованный кишечник является непреодолимым препятствием для полезных веществ, содержащихся в пище, витаминах и лекарствах. Так что его состояние напрямую связано с общим состоянием здоровья.

Чтобы кишечник был в норме, нужно пить больше минеральной воды без газов, кисломолочных продуктов и употреблять пищу, богатую клетчаткой (фрукты, овощи). Для повышения иммунитета у ребенка со стороны кишечника полезно пропить месячный профилактический курс отвара овса.

Активными стимуляторами иммунитета у детей являются антиоксиданты. Они восстанавливают стабильность молекул, клеток и тканей, останавливают процессы окисления и таким образом защищают организм от болезней. К антиоксидантам относятся витамины С, Е, бета-каротин, селен, цинк, медь, марганец и аминокислота L-цистеин. Этими веществами богаты зерновые культуры, бобовые, свежие овощи и фрукты, а также растительные масла.

Существуют иммуноукрепляющие препараты, которые можно назначать без изучения иммунного статуса. Это так называемые растительные адаптогены. К ним относятся препараты на основе эхинацеи, женьшеня, элеутерококка, корня солодки, лимонника, радиолы розовой. Естественно, подбирать препарат, схему профилактического курса и дозировку должен врач, так как повышение дозировки препаратов может приводить к обратному результату – угнетению иммунной системы.

Кроме того, специальные приемы лечебной гимнастики способны надежно защитить ребенка от простудных заболеваний. Когда малыш чистит зубы или умывается, попросите его достать кончиком языка до подбородка и подержать его так от трех до 10 секунд. Такая поза напряжения языка и дужек глотки улучшает кровоток, лимфоток, глотка санируется, эвакуируются застойные слизи и казеозные пробки – плацдарм, на который садятся «нежелательные» гости, вызывая ангины и другие проблемы. Очень полезно разминать каждое утро шею. Медленными вращениями головы вправо и влево. Это упражнение действует на заушные лимфатические железы и защищает их от воспаления. Научите малыша мягко поколачивать себя по грудной клетке на выдохе руками, сложенными в кулачки, со звуками «а», «о», «у». Такой самомассаж грудной клетки развивает естественные защитные силы бронхолегочной системы.

Ну и нельзя забывать о закаливании – необходимо проветривать помещения четыре–пять раз в день по 10–15 минут зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей, температура воздуха снижается на один–два градуса, что является закаливающим фактором.

– Какие виды закаливания детей вы могли бы посоветовать родителям?

– Первый вид – воздушные ванны. Они всегда должны сочетаться с движением детей, гимнастическими упражнениями. Например, ребенок может быть раздет частично, воздушные ванны можно проводить всего пять минут, но несколько раз в день. Однако водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм, чем воздушные ванны. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в четыре раза больше, чем у воздуха. В зависимости от температуры воды водные процедуры делятся на холодные (ниже +20C), прохладные (+21-+33°C), тепловатые (+34-+35C), теплые (+36-+40C) и горячие (+41С и выше). А также на общие и местные, традиционные и нетрадиционные. Существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и другие.

Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек. Ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38–40 градусов, а в другом (в первый раз) на три–четыре градуса ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на одну–две минуты, затем в прохладную. Число попеременных погружений – три–шесть. Каждые пять дней температуру воды во втором тазике понижают на один градус и доводят до 18–10 градусов. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных – горячей.

Также активно влияют на иммунологическую резистентность организма ультрафиолетовые лучи. Но нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 18–20 градусов, лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным. Продолжительность первой ванны – пять минут с ежедневным увеличением до 30–40 минут и более. Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) у детей более старшего возраста проводятся не более 15–20 минут, всего за лето не более 20–30 ванн. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30 градусов.

Важно помнить, что замечательно укрепляют здоровье ежедневные прогулки на свежем воздухе, занятия в бассейне. Будьте здоровы!

Фото: Фото с сайта Westkentpct.nhs.uk
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем